Статистика обращений за 2019 год

Традиционно в большом количестве писем затрагивались вопросы, касающиеся сферы жилищно-коммунального хозяйства (13 %). Жители многоквартирных домов часто не удовлетворены работой управляющих компаний, жалуются на завышение тарифов на коммунальные услуги, а также их низкое качество, сомневаются в законности введения тех или иных сборов, просят помочь добиться проведения капитального ремонта.

Весьма актуальной для россиян остаётся жилищная проблема (11 %). Заявители писали о недоступности жилья в целом и невозможности купить квартиру самостоятельно; отмечали отсутствие качественных государственных программ в этой области; упоминали о сложностях, связанных с долевым строительством, а также о том, как трудно добиться переселения из ветхого и аварийного жилья.

Остро стоит жилищный вопрос и для тех, кто имеет право на получение жилой площади от государства: многодетные семьи, сироты, ветераны боевых действий, представители иных льготных категорий годами стоят в очередях, обивают пороги различных инстанций в надежде добиться получения положенных им по закону квадратных метров.

Неоднократно поступали и письма от пострадавших в результате наводнения в Иркутской области: они просили помочь в восстановлении жилья и утраченного имущества, рассказывали о том, как меняется ситуация в регионе, и о том, какую поддержку обеспечивают им местные власти.

Достаточно большое количество жалоб (ок. 12 %) касается работы правоохранительных органов. Россияне, как правило, рассказывают о бездействии сотрудников различных ведомств, о предъявлении необоснованных обвинений, правовом беспределе, невозможности добиться получения положенных по закону денежных средств или алиментов, формальном отношении к любым требованиям, искам и ходатайствам. Добавим, что огромному числу адресантов свойственны серьёзные сомнения в эффективности судебной системы и отсутствие веры в справедливость в целом.

Чуть больше 11 % заявителей попросили об оказании материальной помощи. Подобные просьбы часто поступают от тех, кто имеет крайне низкий уровень дохода и сталкивается с трудностями при покупке даже самых необходимых товаров, продуктов питания и лекарств, не может вовремя оплачивать счета за коммунальные услуги.

Ещё 10 % адресантов столкнулись с невозможностью по тем или иным причинам выплатить кредит. По данным Интернет-приёмной, чаще всего россияне берут на себя долговые обязательства для покупки жилья или автомобиля, а также в связи с необходимостью пройти дорогостоящее лечение. Нередко заёмщики оформляют один кредит за другим в надежде погасить хотя бы какие-то из долгов, становятся клиентами микрофинансовых организаций, тем самым ещё больше увеличивая собственную долговую нагрузку.

По-прежнему поступают обращения и от вкладчиков, которые не смогли добиться полного возврата средств, вложенных в банк, у которого отозвали лицензию. Многие из них просят существенно увеличить сумму страхового возмещения, критикуют позицию Центрального банка и органов государственной власти, не стремящихся помогать простому населению.

Отдельно оговорим, что огромное недовольство вызывает так называемая пенсионная реформа, с последствиями которой не понаслышке знакома часть заявителей. Вместо обещанного повышения пенсий россияне на деле сталкиваются с нехваткой рабочих мест, дискриминацией при приёме на работу, обострением хронических заболеваний, невозможностью оформить пенсию из-за нехватки трудового стажа и т. п. Адресантки часто отмечают, что вынуждены продолжать трудиться вместо того, чтобы помогать детям с внуками, на что ещё недавно рассчитывали. Кроме того, в обращениях описываются различные бюрократические тонкости: например, по закону налоговые льготы должны сохраняться для мужчин с 60-летнего возраста, а для женщин – с 55-летнего, однако на практике до официального выхода на пенсию добиться получения этих льгот чрезвычайно трудно.

В 6 % писем затрагивались вопросы, относящиеся к системе образования. Судя по поступающим обращениям, в России всё более популярным становится семейное образование, и связано это в первую очередь с качеством обучения в образовательных учреждениях и существующими школьными программами.

Часто заявители критикуют и применяемую в настоящее время форму государственной итоговой аттестации. Противники ЕГЭ и ОГЭ говорят о полном отсутствии в школе личностно-ориентированного подхода, об исключении развития способностей, позволяющих грамотно и логически обосновывать правильный ответ, об огромном стрессе, который испытывают дети, находясь под прицелом камер, а также о том, что вся школьная система теперь направлена не на то, чтобы давать детям знания, а на то, как эти знания оценивать.

Спорным, с точки зрения авторов ряда писем, можно считать и решение о введении в школах второго иностранного языка. Адресанты прямо указывают, что дети нередко не в состоянии справиться даже с изучением английского, жалуются на увеличение нагрузки, неготовность учеников и педагогического состава к новым требованиям.

Основными проблемами в социальной сфере (8 %) заявители считают крайне низкий уровень пенсий и пособий для незащищённых слоёв населения, а также стипендий, недостаточные льготы для многодетных и малоимущих семей, практически полное отсутствие адресной поддержки для тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Неоднократно в обращениях отмечалось, что реализуемая социальная политика в нашей стране является антинародной, то есть не предполагающей поддержки и заботы о тех, кто больше всего в этом нуждается.

Статистика обращений в 2019 г.