Выступление в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга

2 июня 2004

Добрый день, уважаемые коллеги!


По сложившейся традиции я представляю вам информацию о работе, проделанной за первое полугодие 2004 года. Как обычно, постараюсь сделать свое сообщение максимально содержательным и кратким с тем, чтобы оставить больше времени для ответов на ваши вопросы.


За указанный период Совет Федерации провел 10 пленарных заседаний. Было рассмотрено 50 федеральных законов. Рассмотрено и одобрено 3 федеральных конституционных закона: “Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа”, “О внесении изменений в статьи 24 и 33 Федерального конституционного закона “Об арбитражных судах в Российской Федерации” и “О внесении изменения в статью 100 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”.


Три федеральных закона были отклонены с предложением Государственной Думе создать согласительную комиссию. Особое внимание хотелось бы обратить на одобрение Федерального закона “О внесении изменения в статью 2 Федерального закона “О ветеранах”. Закон установил статус участника Великой Отечественной войны гражданам, награжденным медалью “За оборону Ленинграда”, а также лицам, которые стали инвалидами в несовершеннолетнем возрасте вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.


Вы все работаете с гражданами и отлично знаете, что применение нормы, в соответствии с которой обязательным условием придания статуса участника Великой Отечественной войны наряду с награждением медалью “За оборону Ленинграда” являлось участие в трудовой деятельности в период блокады Ленинграда, показало, что часть граждан, имеющих указанную награду и привлекавшихся к выполнению оборонительных или других работ в интересах фронта, не могут документально подтвердить этот факт.


В некоторых случаях это обусловлено пропажей архивов отдельных предприятий и организаций либо отсутствием в архивных документах фамилий конкретных лиц, поскольку учащиеся школ, ремесленных училищ и других учебных заведений привлекались к трудовой деятельности на основе общих приказов. Учитывая, что факт награждения гражданина медалью “За оборону Ленинграда” сам по себе является свидетельством вклада в защиту города, из текста соответствующей нормы были исключены слова “лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года”.


Таким образом, условия признания указанных лиц участниками Великой Отечественной войны были значительно упрощены. Принятие данной нормы по расчетам улучшит положение 16,6 тыс. человек.


В рамках “правительственного часа” Совет Федерации заслушал, в частности, следующие вопросы: “О состоянии работы с несовершеннолетними в Российской Федерации”, “О развитии межгосударственной кооперации в Содружестве Независимых Государств”, “О ходе пенсионной реформы в Российской Федерации”, “Об основных направлениях реализации государственной научно-технической политики, “Об итогах исполнения федерального бюджета за 2003 год и задачах на 2004 год”.


Совет Федерации осуществил ряд кадровых назначений. Были назначены четыре судьи Верховного Суда Российской Федерации, судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, два аудитора Счетной палаты Российской Федерации, также был утвержден член Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. После каждого заседания Совета Федерации в Законодательное Собрание направляется информация о рассмотренных вопросах и материалы к ним.


Хочу обратить внимание на такую форму нашей работы, как еженедельные координационные совещания руководства Совета Федерации с председателями комитетов и комиссий Совета Федерации. На этих совещаниях вырабатывается консолидированная позиция Совета Федерации на самых ранних стадиях прохождения законопроектов в Государственной Думе.


За истекший период была выработана позиция Совета Федерации по 377 законопроектам, рассмотренным Советом Государственной Думы перед первым чтением, а также принятым Государственной Думой в первом чтении. Это очень важный этап, который позволяет нам работать с законопроектами и выражать свою позицию еще до рассмотрения их Государственной Думой в первом чтении.


Также было проведено 6 парламентских слушаний. Наиболее важными из них можно назвать парламентские слушания “О ходе реализации Федерального закона “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” и “Состояние законодательной базы охраны здоровья детей и подростков”.


Подготовлено и проведено 28 круглых столов. Серьезное внимание на них было уделено обсуждению таких вопросов, как: перспективы регулирования естественно-монопольного сектора в системе ЖКХ, государственное регулирование регионального развития, государственное регулирование естественных монополий и тарифная политика в топливно-энергетическом комплексе России, мониторинг законодательства в сфере преступлений против собственности, совершенствование бюджетного законодательства в части межбюджетных отношений.


Кроме того, комитетами и комиссиями Совета Федерации было проведено еще более 30 различных мероприятий. Рекомендации, принятые по итогам проведенных мероприятий и содержащие конкретные предложения, направлены в адрес Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


Были налажены хорошие рабочие отношения со вновь сформированным Правительством Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации Фрадков Михаил Ефимович после своего назначения выступил на заседании Совета Федерации с информацией о мерах по совершенствованию деятельности Правительства Российской Федерации и о задачах социально-экономического развития Российской Федерации.


11 мая этого года проведено совещание членов Совета Федерации с членами Правительства Российской Федерации по обсуждению пакета законопроектов по реформированию налоговой системы в 2005 году. Необходимо также отметить деятельность Совета законодателей. В течение указанного периода проведено два заседания Совета законодателей.


Первое заседание было посвящено обсуждению наиболее актуальных проблем Законодательного обеспечения инвестиционного процесса в экономике субъектов Российской Федерации. По данному вопросу выступал Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Герман Оскарович Греф. На втором заседании был рассмотрен вопрос “Лесной кодекс: пути развития лесопромышленного комплекса”.


Проведено 4 заседания президиума Совета законодателей, на которых были обсуждены, в частности, следующие вопросы:  “О состоянии законодательства по вопросам развития лесного комплекса Российской Федерации”, “О внесении изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы в связи с принятием федеральных законов “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, “О координации законопроектной деятельности субъектов Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти”.


В заседаниях президиума Совета законодателей принимали участие члены Совета Федерации, представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств. Отдельно необходимо отметить позицию Совета законодателей о нецелесообразности введения нормы, устанавливающей частную собственность на леса. Были проведены чрезвычайно сложные переговоры. Удалось найти понимание у Правительства Российской Федерации. И, как, вы знаете, при обсуждении проекта нового Лесного кодекса Российской Федерации на заседании Правительства Российской Федерации он был отправлен на доработку. Норма о частной собственности на леса будет из проекта исключена.


В рамках международной деятельности по приглашению зарубежных парламентов состоялся ряд моих официальных и рабочих визитов: в Королевство Испания, в Республику Бразилия, в Республику Чили, во Французскую Республику.


Кроме того, я посетил ряд российских регионов: Кировскую область, Ивановскую область, Калининградскую область, Астраханскую область, Ростовскую область. В ходе моих визитов в регионы состоялись встречи с главами исполнительных и законодательных ветвей государственной власти субъектов Российской Федерации, а также с депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти, руководителями предприятий и учреждений, представителями общественности. На встречах обсуждались актуальные вопросы социально-экономического развития соответствующего региона, вопросы, касающиеся проблем местного самоуправления, военно-промышленного комплекса, реформирования жилищно-коммунального хозяйства.