Выступление в Сенате Национального Конгресса Республики Чили 6 апреля 2004 года

6 апреля 2004

Уважаемый Председатель Сената господин Ларраин!


Уважаемые коллеги – господа сенаторы!


Уважаемые дамы и господа!


Искренне благодарю за высокую награду, которую мне только что вручил господин Ларраин. Награда Сената Чили не только почетна, она в то же время ко многому обязывает.


Принимаю ее как знак высокой оценки нашей взаимной работы по развитию связей между Россией и Чили. Высокая оценка вклада Совета Федерации в эту работу для меня знаменательна еще и потому, что 11 декабря 2004 года исполняется 60 лет со дня первого установления дипломатических отношений между Чили и СССР, правопреемником которого является Российская Федерация. История этих отношений претерпела различные спады и подъемы. Мы открыто смотрим на историю, но с еще большей открытостью готовы смотреть в будущее. Это и является целью нашего визита в Вашу страну.


Господа сенаторы!


Хочу кратко остановиться на том, что сближает сегодня Россию и Чили.


Прежде всего, это общая приверженность принципам справедливого и демократического мироустройства, основанного на широком многостороннем сотрудничестве. Мы выступаем за укрепление международного правопорядка, повышение центральной роли ООН и ее Совета Безопасности. Благодаря созвучности подходов наши политические отношения характеризуются конструктивностью и высокой степенью взаимопонимания, проявившейся в ходе визитов в Россию президентов П.Эйлвина и Р.Лагоса, регулярных контактов на высоком уровне.


Убежден, что позитивное развитие двусторонних отношений наших стран было бы неполно без активных межпарламентских контактов. Это именно то, что называется парламентской дипломатией. Пользуясь случаем, хочу отметить тот факт, что Ваш коллега, сенатор Чили господин Серхио Паэс Вердуго избран Президентом Межпарламентского Союза – действительно всемирной межпарламентской организации. В этом факте всемирного межпарламентского признания вклада Чили и в ее лице стран Латинской Америки в развитие всемирной парламентской дипломатии есть и наш скромный вклад Совета Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации в целом. Я уверен, что на этом направлении мы сумеем достичь общих целей.


Полагаю, что у нашего двустороннего сотрудничества имеется очень большой потенциал, в первую очередь, в торгово-экономической и научно-технической сфере.


Повышенное внимание в России привлекает сегодняшний чилийский опыт социально-экономического развития. Большой интерес для нас представляют схема и принципы работы системы негосударственных пенсионных фондов, позволившие существенно продвинуться в решении проблем социальной защиты населения и, прежде всего, пенсионеров. Кроме того, эти фонды располагают значительным инвестиционным потенциалом, а Россия, в свою очередь, является перспективным инвестиционным рынком.


Хотя наши страны находятся на расстоянии многих тысяч километров друг от друга, нас объединяет Тихий океан. И Россия, и Чили входят в состав АТЭС — уникальной многосторонней структуры, открывающей дополнительные возможности для развития как политического диалога, так и торгово-экономического сотрудничества. Уверен, что чилийское председательство в АТЭС и проведение очередного саммита этого форума в Сантьяго осенью этого года будет способствовать расширению “транстихоокеанского измерения” российско-чилийских связей.


Уважаемые господа сенаторы!


Несколько слов о ситуации в России.


В декабре 2003 года Россия отметила значимый юбилей – десятилетие Конституции Российской Федерации. В стране были законодательно закреплены принципы демократии, права человека и гражданина, сформулированы основы федеративного устройства нашего государства.


С 2000 года начался период укрепления российской государственности и создания условий для устойчивого социально-экономического и духовного развития страны. Можно сказать, что вступление в XXI век ознаменовало начало возрождения России.


В парламентском устройстве наших стран есть определенное сходство: двухпалатность высшего органа законодательной (представительной) власти. Россия, как и Чили, имеет свой собственный опыт бикамерализма. Современный российский парламент – Федеральное Собрание с момента своего создания и до настоящего времени является двухпалатным, включающим в себя Государственную Думу и Совет Федерации.


Многое в деятельности Совета Федерации на протяжении десяти последних лет менялось, но он всегда выражал на федеральном уровне интересы регионов. Неслучайно его часто называют палатой регионов.


Для гармонизации системы законотворчества уже два года действует Совет по взаимодействию Совета Федерации и законодательных органов субъектов Российской Федерации – Совет Законодателей. Его деятельность способствует реализации конституционного статуса Совета Федерации как палаты регионов, играющей одну из ведущих ролей в претворении на практике принципов федерализма.


Наша палата обладает стабилизирующим потенциалом не только для укрепления федеративных начал в государстве, но и всей внутриполитической обстановки. Она работает на постоянной основе и не подвержена политическим страстям. Для России это имеет особое стабилизирующее значение.


Что касается перечня конституционно-правовых полномочий Совета Федерации, то в сферу его исключительной компетенции включены вопросы, традиционные для мировой практики: войны и мира, назначения на высшие должности в судебной системе и Генеральной прокуратуре, обеспечении режима законности в условиях чрезвычайного и военного положения, территориальной целостности, политико-территориального устройства России.


В практике осуществления конституционных полномочий Совет Федерации имеет немало общего с Сенатом Чили, и это нас объединяет.


Господин Ларраин, господа сенаторы!


В заключение своего краткого обращения к Вам хочу поблагодарить за приглашение посетить Вашу чудесную страну, за высокую награду и, пользуясь случаем, заверить Вас, что мы готовы искренне и с открытой душой идти вместе в нашем сотрудничестве к достижению общих целей.


Спасибо за внимание.