Выступление Председателя Совета Федерации Сергея Миронова на встрече с руководством Ассоциации российских банков 15 сентября 2003 года

15 сентября 2003

Рад приветствовать присутствующих на встрече представителей Ассоциации Российских Банков!


Вопросы развития банковской системы, ее функционирования в рамках единой стратегии развития финансового сектора, становятся все более актуальными. Без их решения вряд ли удастся выполнить поставленную Президентом задачу удвоения валового внутреннего продукта.


Основные цели развития банковской системы определены сейчас достаточно четко. Это – укрепление устойчивости системы, исключение возможности возникновения банковских кризисов, аккумулирование денежных средств населения и их трансформация в кредиты и инвестиции, усиление зашиты интересов вкладчиков. Важное направление работы – переход банковской системы на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности.


Совет Федерации видит свою задачу в законодательном обеспечении этих процессов. За последние годы многое удалось сделать – принят ряд важных федеральных законов, в том числе, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», начал функционировать Национальный Банковский Совет, в состав которого вошли два представителя Совета Федерации, члены Совета Федерации принимали активное участие в деятельности рабочей групп президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам банковской реформы.


Однако сделать в ближайшее время предстоит еще больше — на повестке дня Государственной Думы, а затем и Совета Федерации несколько законопроектов, имеющих фундаментальное значение для развития банковской системы.


Среди них проекты федеральных законов: «О валютном регулировании и валютном контроле», «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», «Об ипотечных ценных бумагах и о внесении дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».


Для того, чтобы указанные законы были не только приняты, но и принесли ожидаемый эффект в процессе дальнейшего применения, необходимо, на наш взгляд, обеспечить всестороннее, заинтересованное и квалифицированное обсуждение проектов на всех стадиях. При этом дпя законодателя очень важно услышать и учесть мнение профессионалов, тех, кому предстоит работать с принятыми законами.


Считаю очень важным тот факт, что у Совета Федерации, его профильных комитетов установилось очень конструктивное взаимодействие с банковским сообществом, его ведущими организациями. Результатом такого взаимодействия является сближение позиций, выработка наиболее эффективных правовых норм. В полной мере это относится и к рассматриваемым сейчас вышеупомянутым законопроектам.


В частности, и Совет Федерации, и банковское сообщество считают важнейшей задачей возвращение доверия населения к банковской системе, что невозможно без эффективной организации банковского надзора и создания единой системы страхования вкладов.


Однако наше общее беспокойство вызывает предусмотренный в проекте федерального закона «О страховании вкладов физических лиц з банках Российской Федерации» механизм доступа в систему страхования вкладов, основанный на определенной системе критериев, среди которых есть и субъективные. Проведение одновременной, тотальной проверки коммерческих банков на предмет их соответствия этим критериям может принести больше вреда, чем пользы. С экономической точки зрения наиболее серьезным последствием введения Закона о страховании вкладов станет сокращение региональной банковской сети. Совет Федерации как палата регионов не может согласиться с такими последствиями.


Знаю, что представители российских банков, руководство АРБ критически оценивают положения проекта новой редакции закона «О валютном регулировании и валютном контроле», которые снимают ограничения прав резидентов в отношении их взаимодействия с иностранными банками.


Мы разделяем эту озабоченность. Действительно, существует опасность перевода финансовых потоков в западные банки, что может создать кризис в российской банковской системе.


Как известно, Президент внес существенные замечания к проекту этого закона. Я полагаю, что Правительство и Парламент еще раз вернутся к рассмотрению концептуальных вопросов валютного регулирования и взвесят все «за» и «против».


Очень близки позиции Совета Федерации и банковского сообщества по проекту федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах». Ключевой вопрос законопроекта – каким организациям разрешить выпуск облигаций с ипотечным покрытием. И Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению, и Ассоциация Российских Банков поддерживают принятую во втором чтении конструкцию законопроекта, согласно которой банки наряду со специализированными ипотечными агентствами допущены к процессу эмиссии ипотечных бумаг.


В Государственной Думе сейчас рассматриваются дополнения и изменения в действующее законодательство о банкротстве кредитных организаций, определяющие правовые и организационные условия деятельности корпоративного ликвидатора кредитных организаций. Профильный Комитет Совета Федерации давал в свое время положительное заключение по законопроекту. Хотелось бы услышать мнение представителей банковского сообщества по данному вопросу, а также по другим вышеназванным законопроектам.