Выступление Председателя Совета Федерации С.М.Миронова на заседании Законодательного собрания Санкт-Петербурга 10 сентября 2003 года

11 сентября 2003

Добрый день, уважаемые коллеги!


Рад очередной встрече с вами и возможности рассказать с этой трибуны о своей деятельности на посту Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 2003 году.


Главным направлением работы палаты в период весенней сессии было создание законодательной базы для реализации стратегических приоритетов внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации. Эта работа велась весьма интенсивно и с высокой эффективностью. Достаточно сказать, что из одобренных Советом Федерации в период весенней сессии 4-х федеральных конституционных законов и 107-ми федеральных законов главой государства было подписано 108 законов и только отклонено.


Сокращение числа отклоненных законов Президентом Российской Федерации свидетельствует о том, что наши усилия по повышению качества законодательной деятельности и выработке консолидированной позиции высших федеральных органов государственной власти принесли свои плоды. В частности, мне как Председателю Совета Федерации приходится на регулярной основе обсуждать важнейшие законы в порядке их подготовки к рассмотрению палатой с Президентом России В.В. Путиным, Председателем Правительства М.М.Касьяновым, Председателем Государственной Думы Г.Н. Селезневым.


Наряду с руководством законодательной деятельностью Совета Федерации считаю также важным свое непосредственное участие в разработке инициативных законопроектов. В рамках этого  направления деятельности мне довелось активно участвовать в разработке ряда изменений действующего законодательства, в том числе законов “Об образовании”, Трудовой кодекс, часть вторая Налогового кодекса, Уголовный кодекс и ряда других законов.


Как один из приоритетов своей работы рассматриваю личное участие в подготовке и проведении важнейших мероприятий, направленных на выработку концептуальных позиций Совета Федерации по  основным направлениям государственно-правового и социально-экономического развития России, по решению сложных вопросов, требующих законодательного регулирования. В истекший период это, прежде всего, седьмое заседание Петербургского экономического форума. Можно считать, ставший  уже традиционным, проводимый под эгидой Совета Федерации, Петербургский форум в этом году вышел на новый уровень – впервые в его работе принял участие Председатель Правительства Российской Федерации М.М.Касьянов. Заметным событием стал и Уральский  информационный форум, прошедший в марте этого года в Челябинске.


Одним из важнейших направлений деятельности считаю укрепление связей Совета  Федерации с регионами России, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.


Как высокую честь рассматриваю свою работу в качестве Председателя Совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации Совета законодателей. В этом году были проведены два заседания Совета законодателей и пять заседаний его президиума, причем в февральском заседании Совета принял участие Президент Российской Федерации В.В. Путин. По результатам обсуждения актуальных  вопросов законодательной деятельности были приняты соответствующие  рекомендации, адресованные федеральным и региональным органам  государственной власти.
 
Большое внимание было уделено подготовке празднования 300-летия  Санкт-Петербурга. Мне было доверено возглавить Временную комиссию палаты по этим вопросам, одно из заседаний которой было проведено непосредственно в Санкт-Петербурге.  Состоялись парламентские слушания “Санкт-Петербург-300” и  “круглый стол” – “Роль Санкт-Петербурга в становлении российской государственности”. Материалы обсуждений уже опубликованы.


 В период подготовки к празднованию юбилея города удалось добиться получения  ссуды на 2003-2005 годы на ремонт, замену ветхих и аварийных сетей теплоснабжения и котельных ЖКХ Санкт-Петербурга в объеме 50 млн. руб. Было выделено из средств Фонда медицинского страхования 11 млн. руб. Институту акушерства и гинекологии им. Д.О.Отта. Финансирование продолжится и в следующем году.


Удалось также добиться, чтобы финансирование целевой программы “Сохранение и развитие исторического центра г.Санкт-Петербурга” было заложено в федеральный бюджет как минимум до 2010 года. В следующем году на эту  программу предполагается выделить более 108 млн. руб.


Одной из наиболее приоритетных для Совета Федерации является проблема межбюджетных отношений.


Как вы знаете, в начале августа в Совете Федерации было проведено совещание по формированию Бюджета страны на 2004 год. На совещании присутствовали представители всех субъектов Российской Федерации. На нынешнем этапе нам  удалось добиться пропорции в распределении налогов между Центром и регионами  56% на 44% вместо прежних – 60% на 40%. В будущем, эту тенденцию следует усилить и изменить соотношение в пользу регионов.


При обсуждении бюджета на следующий год многое было сделано нами для фнансирования объектов социальной и культурной сфер, а также здравоохранения Санкт-Петербурга. По выделяемым капитальным вложениям из средств  федерального бюджета город находится в первой пятерке регионов.


  В частности, на поддержание и развитие здравоохранения города выделено 159,3 млн. руб. Среди объектов здравоохранения, которые получат существенную финансовую поддержку, следует назвать: Научно-практический  центр  медико-социальной экспертизы им. Г.А.Альбрехта (12 млн.); Педиатрическая медицинская академия (19,5 млн.); Медицинский университет им. Павлова (12 млн.); НИИ фтизиопульмонологии (10 млн.); Детская инфекционная больница (10 млн.); Городская детская больница №19 (40 млн.); Покровская больница (17,5 млн.);   Медицинская академия им. Мечникова (4 млн.). Ряд других медицинских учреждений получат по 500 тыс. рублей.


 На развитие инфраструктуры науки будет выделено более 77 млн. руб., что почти в три раза превышает объем финансирования прошлого года.
 
В 2004 году 500 млн. руб. будет выделено Мариинскому театру. В связи с недавним пожаром эта сумма может быть еще увеличена.


Почти на 65% больше будет выделено средств на финансирование дорожного хозяйства Санкт-Петербурга.


Важное место в моей работе занимают поездки в субъекты Российской Федерации. В их ходе проводятся встречи с руководителями органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, представителями крупных   предприятий и общественности. Во время таких поездок стараюсь лучше узнать обстановку на местах и на базе полученной информации уточнить позицию палаты по интересующим регионы проблемам. При необходимости дополнительной проработки вопросов, по моему поручению, ответы в письменном виде направляются в регионы не позднее 1,5 месяцев.


В целом я уже посетил более 50 субъектов Российской Федерации. Среди последних мероприятий в этом направлении  могу упомянуть участие в заседании “Экономического совета Ярославской области” на ему “Экономические отношения федерального центра с регионами (энергетический аспект)”, в выездном заседании Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности по теме “Законодательное обеспечение реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации и его влияние на боевые возможности войск”, посещение ведущих   предприятий в Курской области (Курская АЭС), Ярославской области (НПО “Сатурн”), Тульской области (“Конструкторское бюро приборостроения”), Самарской области (“АвтоВАЗ”) и ряд других.


Особое внимание уделяю социальным проблемам субъектов Российской Федерации, поддержке объектов культуры и образования, встречам со студенческой молодежью, преподавателями и творческой интеллигенцией. Такие встречи позволяют выявить множество проблем, накопившихся в социокультурной сфере, принимать конкретные меры для их решения. Так, была оказана реальная помощь в решении насущных проблем Дома ветеранов сцены в Санкт-Петербурге, Государственного исторического музея. Российской государственной библиотеки и т.д.


При моей личной поддержке осуществляется ряд долгосрочных проектов в сфере культуры. Среди них, например, проект “Моя мечта – моя Россия”, направленный на выявление молодых дарований в различных областях искусства, уникальный международный художественный фестиваль “Путь к единству”, способствующий созданию единого культурного и гуманитарного пространства.


Важное внимание уделяю работе с обращениями граждан и организаций, поступающими в мой адрес. За 2003 год было взято на контроль 822 обращения об оказании помощи различного характера: от финансирования из средств  федерального бюджета крупных промышленных объектов до оказания конкретной материальной помощи гражданам. На настоящий момент приняты меры по 265 обращениям, даны разъяснения  по 456,  отклонено  50, находится в процессе  рассмотрения 51.


Еще одним важным направлением в моей деятельности являются  международные, в том числе межпарламентские связи Совета Федерации.


Приоритетное внимание в этой сфере уделяю взаимодействию с представителями парламентов стран – членов Содружества Независимых Государств, ориентации этих отношений на длительную перспективу с учетом расширения диапазона   стратегического взаимодействия. Важнейшим направлением этой работы является реализация договоренностей с Белоруссией, Казахстаном и Украиной о создании единого экономического пространства. По этому вопросу состоялись и начинают приносить свои плоды обстоятельные консультации с руководителями этих стран.


В целях укрепления взаимодействия с кавказскими государствами по моему предложению были организованы регулярные встречи руководителей парламентов “кавказской четверки” в составе России, Азербайджана, Армении и Грузии.


Большое внимание уделяется укреплению законодательного обеспечения приграничного и межрегионального сотрудничества России со странами членами СНГ и с другими государствами. В настоящее время ведутся соответствующие   переговоры с Сенатами Польши, Франции, Сеймом Литовской Республики, руководством КНР и ряда других стран.


Придаю важное значение регулярным контактам с парламентами европейских стран, с руководством Европейского Парламента, ПАСЕ, Северного Совета и других международных организаций, с видными политическими и общественными  деятелями    Европы. Главными задачами этой работы считаю реализацию идеи создания единого пространства “Большой Европы”, расширение сотрудничества по вопросам укрепления европейской безопасности, борьбы с международным терроризмом и организованной     преступностью, урегулирования кризисов и региональных конфликтов,   ликвидации последствий катастроф. Обязательным условием таких контактов является защита  национальных интересов  России   с   учетом   новых европейских реалий.


Активизируется взаимодействие Совета Федерации с Евросоюзом по ряду законодательных аспектов, касающихся   перехода   к  безвизовым поездкам между Россией и странами Евросоюза, что было бы важно, в частности, и для решения проблем Калининградской области,    создания условий    для приоритетных      торгово-экономических отношений между  Россией и Евросоюзом.


Хочу остановиться еще на одном важном аспекте укреплении общественных связей и формировании благоприятного имиджа  Совета Федерации. В своих выступлениях в средствах массовой информации стараюсь разъяснятьсуть парламентской деятельности, значимость принимаемых законов. В этих целях выступаю в СМИ с развернутыми комментариями позиции Совета Федерации по важнейшим событиям политической жизни страны и за рубежом. Особое внимание  при этом  уделяю региональным СМИ, в том числе в ходе рабочих  поездок по стране. В этой связи могу отметить тенденцию к росту числа позитивных публикаций в центральной и региональной прессе о деятельности Совета Федерации, к более полному и взвешенному  освещению  деятельности  палаты и ее членов.


Через две недели открывается осенняя сессия  Совета Федерации. Перед палатой стоят непростые задачи. Предстоящие выборы налагают определенный отпечаток на общественно-политическую ситуацию в стране. Практика показывает,  что  во время  выборов снижается эффективность законодательной  деятельности Государственной Думы, а политические партии грешат популистскими обещаниями и недостаточно проработанными предложениями. Совет Федерации не связан в своей деятельности избирательными циклами, находится на стыке федерального и регионального уровней власти и имеет глубокие корни в субъектах Российской Федерации  Эти качества позволяют ему в предстоящий период выполнить свою конституционную обязанность по обеспечению преемственности и непрерывности  законодательного процесса. Надеюсь на одной из следующих встреч с вами вернуться к этой теме.


Благодарю за внимание и желаю успехов!