Выступление на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 2 февраля 2005 года

2 февраля 2005

Здравствуйте, уважаемые коллеги!


Полагаю, что сейчас главной темой для петербуржцев, впрочем как и для жителей других регионов, является исполнение закона номер 122 – закона о так называемой замене натуральных льгот денежными выплатами. Вот этому вопросу я и посвящаю свое выступление. 26 января Совет Федерации своим постановлением обратился в Правительство РФ по выявленным нами наиболее болезненным вопросам, связанным с реализацией закона № 122.


Мы рекомендовали Правительству РФ, в частности, следующее:


 – регулярно проводить индексацию базовой и страховой частей трудовой пенсии, ежемесячных денежных выплат соответствующим категориям граждан начиная с 1 августа 2005 года на сумму, покрывающую уровень инфляции за соответствующий период;


 – подготовить изменения в законодательные акты, определяющие размеры ежемесячных денежных выплат гражданам – участникам Великой Отечественной войны “последнего военного призыва”, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, предоставив им права и льготы инвалидов войны;


– подготовить изменения в законодательные акты, обеспечивающие всем категориям граждан, нуждающихся в социальной поддержке, ежемесячные денежные выплаты через территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации независимо от источника выплат (поскольку были выявлены факты перечисления средств через коммерческие банки и задержки банками этих средств);


– разработать для граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним граждан систему мер, обеспечивающих сохранение уровня медицинского обеспечения, существовавшего до 1 января 2005 года;


 – рассмотреть по итогам исполнения Федерального закона в первом полугодии 2005 года вопрос об увеличении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению их сбалансированности;


– обеспечить соблюдение сроков поставки лекарственных средств в рамках предоставления гражданам набора социальных услуг, номенклатуры поставки лекарственных средств в субъекты Российской Федерации по международным непатентованным названиям, а также проверить обоснованность цен на лекарственные средства. Было дано поручение Счетной палате Российской Федерации осуществить проверки:


– расходования средств бюджетов субъектов Российской Федерации на единовременные денежные выплаты труженикам тыла, ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, полученных в виде финансовой помощи из федерального бюджета;


– своевременности перечисления средств в органы, которые производят единовременные денежные выплаты гражданам;


– расходования средств федерального бюджета на приобретение лекарственных средств в рамках предоставления гражданам набора социальных услуг, а также эффективности их использования. Кроме того, мы рекомендовали Правительству РФ установить контроль за изменением цен и тарифов субъектов естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства, исключив необоснованный рост цен и тарифов для населения.


Полной текст постановления я направил в ваш адрес вместе с документами последнего заседания Совета Федерации. На положении дел в жилищно-коммунальном хозяйстве нужно остановиться отдельно. По 122-му закону монетизация льгот в жилищно-коммунальной сфере пока не производится. Вместе с тем, для большинства населения реформа зачастую ассоциируется именно с повышением размеров платежей за жилищно-коммунальные услуги. Основанием для этого является небывало резкое повышение тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и естественных монополий в январе этого года.


По данным Минрегионразвития России размеры этих повышений сопоставимы с увеличением тарифов на жилищно-коммунальные услуги за весь прошлый год. 26 января мы заслушали на «правительственном часе» информацию о тарифообразовании в жилищно-коммунальном хозяйстве и естественных монополиях на 2005 год. Информацию докладывали руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Геннадьевич Новиков, руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Александрович Аверченко, руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Юрьевич Артемьев.


Я специально на заседании задал следующий вопрос. Суть вопроса простая. По инициативе Президента принято решение об увеличении пенсий с 1 марта на 240 рублей. В то же время понятно, что с 28 февраля практически во всех регионах России повысятся тарифы и, судя по предварительным оценкам, это увеличение пенсии будет “съедено” моментально. Я просил обратить внимание на это Федеральную тарифную комиссию, призвал уже сейчас упредить эту ситуацию. Нас заверили, что утвержденная система выплаты жилищных субсидий тесно увязана с увеличением тарифов, так как максимально допустимая доля соответствующих расходов в совокупном доходе семьи не должна превышать по федеральным нормативным актам 22 процентов.


По решениям, принятым региональными органами власти, эта величина в среднем по России составляет 20,2 процента. Есть регионы, где максимально допустимый уровень расходов установлен в размере 10 процентов. Следовательно, если повышается тариф, то сумма платежей гражданина должна оставаться прежней, а сумма субсидий – увеличиваться. Так нас заверили руководители федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, было доложено, что по поручению Председателя Правительства создана рабочая группа, которую возглавляет Владимир Анатольевич Яковлев и куда входят представители и Агентства по жилищно-коммунальному хозяйству, и Федеральной антимонопольной службы, и Федеральной службы по тарифам. Сейчас представители федеральной власти выехали в регионы для проведения проверок на местах.


Уважаемые коллеги! Я готов ответить на ваши вопросы. Спасибо.