Выступление на заседании Законодательного Cобрания Санкт-Петербурга 20 апреля 2011 года (г. Санкт-Петербург)

20 апреля 2011

Уважаемые коллеги!


В прошлый раз я выступал перед вами 19 января текущего года.


Как всегда, проинформирую вас об основных мероприятиях, которые прошли за истекший период.


Совет Федерации провел 8 заседаний, на которых были одобрены:


– 2 федеральных конституционных закона:


– 80 федеральных законов, в том числе 1, принятый Государственной Думой в редакции, предложенной согласительной комиссией после отклонения Советом Федерации.


Отклоненных законов не было.


 По традиции, несколько слов о наиболее значимых законах, одобренных Советом Федерации.



  • Федеральный закон “О ратификации Договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений”.

  • Федеральный закон “О полиции”, вступивший в силу с 1 марта текущего года.

Согласно закону сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом РФ.


Как вы, коллеги, знаете такая аттестация уже идет.


Сотрудники органов внутренних дел, не прошедшие внеочередной аттестации, подлежат увольнению.



  • Федеральный закон “Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований”.

В частности, закон установил, что контрольно-счетный орган субъекта РФ является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным органом государственной власти субъекта РФ.


Таким образом, коллеги, этим законом четко закрепляется, что контрольно-счетные органы субъектов РФ являются механизмом, именно, парламентского контроля, т.е. в данном случае вашим инструментом по контролю, в том числе за деятельностью исполнительных органов власти Санкт-Петербурга.


Закон вступит в силу с 1 октября 2011 года.



  • Закон, который предоставил женщинам право выбора, в каком порядке им будет исчисляться пособие по беременности и родам.

Коллеги, вы помните, что ранее был принят закон, который с 1 января 2011 года изменил порядок исчисления указанного пособия.


Сам закон хороший, он предоставил значительному числу женщин, имевших за последние два года до выхода в декретный отпуск стабильный высокий заработок, возможность получения пособия в более высоком размере.


Однако в законе не было предусмотрено переходное положение для тех женщин, которые не имели за соответствующий период постоянного источника дохода (например, потеряли работу в кризисные годы).


В связи с этим получалось, что новый закон снижал для таких женщин потенциальный размер пособия по беременности и родам.


Естественно, после этого пошел “шквал” обоснованных возмущений.


И вот 16 февраля на 289 заседании Совет Федерации одобрил закон, который урегулировал эту проблему.


В частности, было предусмотрено переходное положение, согласно которому пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года, по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены в порядке, действовавшем до 1 января 2011 года.


Действие этого переходного положения было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.



  • Федеральный закон “Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии”.

  • 2 марта Советом Федерации был одобрен инициированный Президентом РФ закон, направленный на либерализацию уголовного законодательства.

Закон внес изменения в 118 статей Уголовного кодекса РФ.


Во-первых, ряд составов преступлений дополнен наказаниями в виде исправительных работ и штрафа.


Так, санкции 11 составов преступлений дополнены таким видом наказания как штраф (например, принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, неправомерные действия при банкротстве, хулиганство).


Санкции 12 составов преступлений дополнены таким видом наказания как исправительные работы (например, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта, нарушение авторских и смежных прав).


Во-вторых, из многих составов преступлений исключены нижние пределы сроков наказаний в виде исправительных работ, ареста и лишения свободы.


Полагаю, что такое точечное, выверенное изменение уголовного закона позволит снизить число лиц, отбывающих лишение свободы за совершение малоопасных преступлений, и будет больше соответствовать цели именно перевоспитания, исправления преступника.



  • В рамках реализации Послания Президента РФ Советом Федерации был одобрен закон, направленный на введение пропорциональной системы выборов на муниципальном уровне.

Законом установлено, что не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются между списками кандидатов.



  • Совет Федерации одобрил вашу, коллеги, инициативу, согласно которой допускается законом субъекта РФ не более чем на 6 месяцев продление или сокращение срока полномочий законодательного органа субъекта РФ в целях совмещения дня голосования на выборах депутатов этого органа с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы.

Я знаю, у вас сейчас идет работа по реализации этого закона.



  • Также Советом Федерации был одобрен закон, предусмотревший правовые основания для создания в РФ дорожных фондов.

К дорожным фондам отнесены:


– Федеральный дорожный фонд;


– дорожные фонды субъектов РФ;


– и муниципальные дорожные фонды.


Базовый объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда на 2011 год устанавливается в размере 254 100 000 тыс. рублей.


Дорожный фонд субъекта РФ создается законом субъекта РФ.


Коллеги, обращаю ваше внимание, что закон субъекта РФ, предусматривающий создание дорожного фонда, принимается не позднее 1 января 2012 года.



  • Федеральный закон “Об электронной подписи”.

Принятый в 2002 году закон “Об электронной цифровой подписи” уже не отвечал уровню современного развития электронных технологий.


Поэтому принят новый закон, а закон 2002 года с 1 июля 2012 года полностью утратит свою силу.



  • Федеральный закон “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”.

В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:


–    запрещение пребывания в определенных местах;


–    запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них;


–    запрещение пребывания вне жилого помещения в определенное время суток;


–    запрещение выезда за установленные судом пределы территории;


–    обязательная явка от 1 до 4 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации.


Важно отметить, что в отношении лица, имеющего судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего административный надзор устанавливается в обязательном порядке на срок, установленный для погашения судимости.


В отношении такого лица административный надзор не может быть прекращен досрочно.


Закон вступит в силу с 1 июля 2011 года.



  • Кроме того, 13 апреля на 294 заседании Советом Федерации был одобрен разработанный Правительством по поручению Президента РФ закон, вносящий поправки в закон “о госзакупках”.

Закон установил, что Правительство РФ вправе:


– определять особенности размещения конкретного заказа на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги для федеральных нужд;


– определять в отношении конкретного заказа для государственных нужд необходимость включения в контракт дополнительных условий его исполнения;


– устанавливать единые дополнительные требования к участникам размещения заказов для федеральных нужд, а также нужд субъектов РФ или муниципальных нужд в целях исполнения их расходных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты из федерального бюджета.


Но, коллеги, считаю, что одними поправками мы тут ограничиваться не должны. Закон “о госзакупках” требует серьезной переработки.


И мы сейчас над этим работаем.


 


Коллеги, за истекший период Совет Федерации в рамках “правительственного часа” заслушал доклады представителей Правительства по следующим вопросам:


– о Государственной программе РФ “Информационное общество (2011 -2020 годы)” и развитии цифрового телевидения;


– о реализации государственной политики в области науки и инновационной деятельности в научно-технической сфере;


– о задачах рыбохозяйственного комплекса РФ по реализации Доктрины продовольственной безопасности РФ;


– о состоянии Музейного фонда РФ и государственной поддержке музеев и музейной деятельности;


– о государственной политике в сфере обустройства государственной границы РФ и мерах по ее совершенствованию;


– о состоянии и перспективах развития космической отрасли в РФ.


 В рамках реализации полномочий по решению кадровых вопросов Совет Федерации назначил на должность:


заместителя Председателя Конституционного Суда РФ О.С. Хохрякову;


– Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ А.А. Иванова и судью Высшего Арбитражного Суда РФ В.А. Лобко;


 – 2 судей Верховного Суда РФ;


5 членов Высшей квалификационной коллегии судей РФ – представителей общественности;


– 5 членов Центральной избирательной комиссии РФ.


Кроме того, коллеги:



  • 2 февраля Советом Федерации был заслушан отчет Председателя Счетной палаты РФ о работе Счетной палаты РФ в 2010 году;

  • 13 апреля члены Совета Федерации заслушали информацию генерального директора государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ о результатах деятельности государственной корпорации за 2008 – 2010 годы;

  • 16 марта Совету Федерации была представлена информация Председателя Верховного Суда РФ об итогах рассмотрения в 2010 году судами общей юрисдикции уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности и практики избрания мер пресечения.

 


Коллеги, к сожалению, вопросы противодействия коррупции остаются чрезвычайно актуальными в нашей стране.


Опубликование чиновниками сведений о своих доходах и имуществе и о доходах и имуществе членов своей семьи лишь первый шаг к решению проблемы коррупции. Нужно идти дальше.


Полагаю, что с коррупцией, которая, по сути, стала национальным бедствием, необходимо бороться радикальными мерами.


Мной неоднократно озвучивалось предложение о необходимости обязать чиновников отчитываться не только о доходах, но и о своих расходах.


Чиновник обязан сам доказывать законность происхождения своих доходов, если они превышают его официальный заработок.


Незаконное обогащение чиновников, т.е. наличие доходов, существенно превышающих официальный заработок, которые чиновник не может обосновать, должно стать уголовно наказуемым.


Об этом прямо говорит статья 20 Конвенции ООН против коррупции, которую мы ратифицировали, коллеги, но указали, что как раз в отношении деяний, указанных в этой статье, РФ юрисдикцией не обладает.


Опыт же других стран, таких как Франция, Норвегия, Литва, свидетельствует о широкой практике закрепления соответствующего деяния в качестве преступления.


Каждый чиновник при поступлении на госслужбу должен давать обязательство обосновывать свои доходы.


Если чиновник внезапно увеличивает свои активы в размере, несопоставимом с его зарплатой, и не может доказать законность их происхождения, он должен подлежать уголовному наказанию, а это имущество конфисковываться.


Масштабы коррупции требуют жестких мер.


Это будет справедливо.


 


В целом работа чиновников, особенно, на местах требует особого контроля и со стороны государства, и со стороны общественности.


Например, в мой адрес поступает много обращений жителей Санкт-Петербурга о некачественном ремонте крыш.


Доходит до абсурда – работы даже не проведены, а в акте приемки они значатся как выполненные и принятые.


При этом иногда эти работы выполняются потом, а иногда не выполняются вовсе. А граждане получают от исполнительной власти письма-уверения о выполнении работ.


Ряд таких нарушений выявлен прокуратурой, возбуждены и расследуются дела.


Вместе с тем, эти нарушения достаточно просто предотвратить. Акты о выполнении работ, проводимых за счет бюджетных средств, необходимо размещать на общедоступном сайте в сети Интернет в течение 3-5 дней со дня подписания.


Жители любого дома без особых усилий смогут проверить, все ли работы выполнены.


Реализация этого предложения имеет и антикоррупционное значение, поскольку включение в акт фактически невыполненных работ является чистой воды хищением бюджетных средств.


Это частный пример, который доказывает, что необходимо повышать открытость в работе органов власти всех уровней.


 


Органы власти, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.


Совет Федерации, например, не только публикует стенограммы своих заседаний в “бумажном виде”, но и оперативно размещает их на своем сайте.


Это дает возможность миллионам граждан ознакомиться с позициями членов палаты и по принимаемому законодательству, и по многим другим важным аспектам жизни нашей страны.


За последнее время многое сделано для облегчения доступа граждан к информации о работе органов власти.


В Интернете оперативно и регулярно размещаются информация о деятельности Президента, Правительства, акты Конституционного Суда, арбитражных судов и судов общей юрисдикции.


Приняты федеральные законы “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления”, “Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ”.


Думаю, что наступила пора принять федеральный закон о стандарте раскрытия органами законодательной власти субъектов РФ информации о своей деятельности. В первую очередь – об обязанности размещать в Интернете стенограммы и протоколы своих заседаний.


Мной в настоящее время готовится соответствующий законопроект. Был бы признателен вам, коллеги, за поддержку по этому вопросу.


Более того, размещенные стенограммы должны быть доступны и для незрячих и слабо видящих граждан.


Мною дано поручение профильной комиссии и Аппарату Совета Федерации в интересах указанной категории граждан проработать вопрос о возможности размещения на сайте Совета Федерации аудиофайлов с записью пленарных заседаний Совета Федерации, парламентских слушаний.


Думаю, что и Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в настоящее время могло бы решить вопрос о размещении на своем сайте таких стенограмм и аудиофайлов.


 


И еще один вопрос, который я бы хотел затронуть.


В соответствии с Жилищным кодексом РФ управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.


И, хотя Жилищному кодексу уже более 6 лет, эта норма систематически не выполняется.


Далеко не всегда управляющие компании направляют Правительству Санкт-Петербурга или уполномоченному им органу отчеты о выполнении договоров управления многоквартирными домами, в которых находятся принадлежащие Санкт-Петербургу помещения.


Мною направлен запрос губернатору Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко с просьбой предоставить мне перечень управляющих компаний-нарушителей.


Этот перечень будет мною опубликован. Предлагаю вместе выступить в защиту прав граждан.


Отмечу при этом, что хотя Жилищный кодекс не обязывает управляющие компании направлять эти отчеты гражданам, проживающим по договорам социального найма, эти граждане, тем не менее, могут ознакомиться с такими отчетами в соответствии с законом об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.


 


Коллеги, как всегда, кратко проинформирую вас о некоторых мероприятиях, прошедших с моим участием.



  • 28 января состоялась пресс-конференция на тему “Отечественная наука: состояние, проблемы, перспективы”;

  • 31 января я провел заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации на тему “Пути достижения сбалансированности бюджетов муниципальных образований. Оптимизация расходных обязательств: совершенствование управления бюджетными расходами, повышение прозрачности и открытости местных бюджетов”;

  • 1 февраля я принял участие в торжественных мероприятиях по случаю второй годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла;

  • 2 февраля состоялось заседание президиума Совета законодателей по теме “О совершенствовании законодательства субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья”;

  • 3 февраля прошло выездное заседание Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации на тему “Высокотехнологичное оборудование и материалы для медицины” на площадке Института проблем лазерных и информационных технологий РАН;

  • 4 февраля я провел заседание Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации на тему “О путях повышения эффективности государственной культурной политики в современных условиях: законодательный и экономический аспекты”;

  • 8 февраля я провел совещание на тему “О задачах по повышению эффективности деятельности делегаций Совета Федерации в международных парламентских организациях и на международных форумах”;

  • 17 февраля состоялся “круглый стол” на тему “Экологически безопасные технические и технологические решения при освоении нефтяных и газовых месторождений в Баренцевом море”;

  • 21 февраля я провел расширенное заседание Совета при Председателе Совета Федерации по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса на тему “Проблемы законодательного обеспечения работы ТСЖ, управляющих компаний и других участников рынка управления жилой недвижимостью”;

  • 22  февраля состоялись:

– встреча с представителями Всероссийского совета ветеранов Великой Отечественной войны “Последний военный призыв”;


– встреча с руководством Московского педагогического государственного университета. В рамках встречи обсуждались проблемы “образовательных стандартов” для старшей школы.



  • 24 февраля я принял участие во Всероссийской телеконференции “Модернизация политической системы: законодательный аспект»”на базе Московской финансово-юридической академии;

  • 25 февраля состоялась моя встреча с генеральным директором Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства К.Г.Цициным;

  • 28 февраля я встречался со студентами магистратуры в Московской школе управления “Сколково»”

  • 2 марта я принял участие в заседании президиума Совета законодателей по вопросу “О проекте федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”;

  • 4 марта я принял участие в работе VI съезда Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;

  • 10 марта состоялись мои встречи:

– с российскими и зарубежными журналистами в РИА “Новости”;


– с женщинами – ветеранами Великой Отечественной войны;



  • 11 марта я провел заседание Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации на тему “Технопарки и особые экономические зоны как эффективная форма развития малого и среднего предпринимательства”;

  • 14 марта я провел заседание Совета при Председателе Совета Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса России на тему “О ситуации в хлебопечении и на рынке хлеба и хлебобулочных изделий в Российской Федерации”;

  • 24 марта состоялось заседание Экспертного совета по Арктике при Председателе Совета Федерации на тему “О состоянии, проблемах и законодательном обеспечении реализации “Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу”;

  • 30 марта я встречался с учащимися спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва страны;

  • 5 апреля я принял участие в работе съезда Ассоциации российских банков;

  • 13 апреля я принял участие в заседании президиума Совета законодателей на тему “О законодательном обеспечении деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации”;

  • 14 апреля состоялось заседание Организационного комитета Третьего форума регионов России.

Буквально, вчера, коллеги, я принял участие еще в двух мероприятиях:


– Всероссийской телеконференции “Правовое сознание молодежи: проблемы, перспективы”;


– и расширенном заседании Совета при Председателе Совета Федерации по вопросам поддержки соотечественников, проживающих за рубежом.


Кроме того, коллеги, за прошедший период состоялись следующие мои встречи с представителями зарубежных государств и международных организаций:



  • 20 января – встреча в преддверии моего официального визита в Монголию с Чрезвычайным и Полномочным Послом Монголии в России Д.Идэвхтэном;

  • 28 января – встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Чешской Республики в РФ П.Коларжем;

  • 31 января – встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Узбекистан в РФ З.Пулатходжаевым;

  • 11 февраля – встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Итальянской Республики в Российской Федерации Антонио Дзанарди Ланди;

  • 17 февраля – встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Корея в Российской Федерации Ли Юн Хо;

  • 22 февраля – встреча с заместителем руководителя парламентской группы “Монголия–Россия” Великого Государственного Хурала Монголии Дэлэгом Загджавом;

  • 14 марта – встреча с Генеральным секретарем Всемирной туристической организации ООН Талебом Д.Рифаи;

  • 4 апреля состоялась моя встреча с главами дипломатических представительств стран Латинской Америки.

 


За период со дня предыдущего выступления перед вами состоялись 3 мои международные поездки:



  •  в период с 23 по 25 января я пребывал в Монголии, где принял участие в 19-ой сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума;

  • с 20 по 22 марта я с официальным визитом посетил Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии;

  • и с 22 по 24 марта состоялся мой официальный визит в Королевство Бельгия.

 


Коллеги, как всегда несколько слов о ваших инициативах.


В прошлый раз я упоминал о 3 инициативах, которые вы внесли в Государственную Думу в декабре 2010 года.


По двум из них наметился прогресс – законопроект об отсутствии необходимости получения согласия на приватизацию от лиц, ранее использовавших свое право на приватизацию, и законопроект, предлагающий заменить в законодательстве термин “пенсия по старости” на новый термин «пенсия по возрасту» включены Государственной Думой в примерную программу законопроектной работы на май.


Правда, к сожалению, Правительство не поддерживает законопроект по установлению нового наименования пенсии, указывая на обоснованность использования действующего наименования, а также, как всегда, что необходимые средства на реализацию законопроекта в бюджете Пенсионного фонда не предусмотрены.


Коллеги, за истекший период вы внесли в Государственную Думу еще 4 законопроекта.


Будем по ним работать.


Спасибо за внимание.


Готов ответить на ваши вопросы.