19 марта 2010
Уважаемые члены Совета!
Уважаемые коллеги!
Я рад приветствовать вас на очередном расширенном заседании нашего Совета по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса.
Вопрос, который мы обсуждаем сегодня, имеет колоссальное значение для отрасли. Хорошо известно, что тремя китами инновационного развития экономики являются технологические разработки, знания и оборудование.
О роли знаний и технологий в развитии агрокомплекса мы подробно говорили на одном из прошедших заседаний Совета и на недавней встрече с членами Российской академии сельскохозяйственных наук.
Сегодня нам предстоит обсудить ситуацию с обеспечением аграриев материально – техническими ресурсами.
Представляется очевидным, что обеспеченность материальными ресурсами является решающим фактором интенсивного развития сельского хозяйства в нашей стране. От неё непосредственно зависит повышение эффективности отрасли, развитие продовольственного рынка, достижение показателей, которые мы заложили в Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации.
Однако пока с сожалением приходиться констатировать, что ситуация с материально-техническим обеспечением села «аховая». И это один из основных факторов, сдерживающих его модернизацию.
Цифры статистики говорят сами за себя. Сельское хозяйство обеспечено тракторами на 46 процентов, зерноуборочными комбайнами – на 49 процентов, кормоуборочными комбайнами – на 62 процента. Две трети имеющейся техники уже выработали свой нормативный срок службы и работают «на честном слове да одном крыле». А темпы выбытия старых машин в два раза превышают темпы поступления новых.
Неразвитость агроинженерной службы и неадекватно высокие логистические издержки, по сути, не оставляют аграриям выбора. Вместо современных машин на селе в массовом порядке используются физически изношенные и морально устаревшие средства производства.
Не лучше обстоят дела и в пищевой и перерабатывающей отраслях промышленности. Здесь не более 20 процентов оборудования соответствует современным требованиям, а более трети – требуют списания.
Неизбежным следствием использования малопроизводительной устаревшей техники является опережающий рост материальных затрат в себестоимости продукции. Их величина сегодня намного превышает конкурентный уровень. Такие важные показатели сельскохозяйственного производства как энерговооруженность, энергоэффективность и величина технологических потерь также находятся на неконкурентном уровне.
Результатом такого положения дел становится не просто отставание нашего сельского хозяйства по уровню урожайности в растениеводстве, продуктивности в животноводстве и производительности труда, но и его критически низкая доходность со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Отсутствие платёжеспособного спроса аграриев на машиностроительную продукцию закономерно привело к кризису сбыта, падению доходности и резкому снижению объемов производства в сельскохозяйственном машиностроении.
Производство большинства видов сельскохозяйственных машин и оборудования за последние 20 лет упало в десятки раз. Полностью прекращено производство свеклоуборочной, мелиоративной и других видов специальной техники.
Падение производства в машиностроении ещё более ускорилось, начиная с 2008 года. Причиной этого стали не только кризисные явления в агрокомплексе, но и обострение конкуренции со стороны зарубежных производителей.
С каждым годом растут объемы импорта сельскохозяйственных машин и оборудования. По их отдельным видам, в частности по тракторам, сельский производитель уже сейчас на 80 процентов зависит от импортных поставок. В стране сегодня производится менее половины оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности.
Полагаю, что подобная высокая зависимость от импортной техники не только создаёт дополнительные проблемы с её ремонтом и обслуживанием, но и угрожает нашей продовольственной безопасности.
Технологическая отсталость сельского хозяйства во многом обусловлена также недостаточным использованием минеральных удобрений, мелиорантов почв, средств защиты растений от болезней и вредителей. Так, технологические потребности аграриев в минеральных удобрениях и средствах химической защиты растений обеспечиваются всего на 30-40 процентов.
Это и неудивительно: при хронической нехватке денег свои скудные финансовые ресурсы аграрии направляют только на оплату самого необходимого – ремонта техники, топлива, семян. Закупка же удобрений финансируется по остаточному принципу.
И это происходит в то время, когда наши конкуренты в развитых странах благодаря агрохимии поступательно наращивают сельскохозяйственное производство.
Отдельной и очень серьёзной проблемой для села было и остаётся его обеспечение горюче-смазочными материалами и электроэнергией.
Расходы на их приобретение растут опережающими темпами и составляют сегодня более трети всех материальных затрат в сельском хозяйстве.
При этом монополизированный рынок энергетических ресурсов мало ориентируется на возможности платёжеспособного спроса сельскохозяйственных предприятий.
Закономерным следствием этого является низкий уровень обеспеченности селян энергетическими товарами «первой производственной необходимости».
Вроде бы очевидно, что задачи модернизации, которые мы поставили перед собой в аграрном секторе, объективно требуют усиления роли государства в материально-техническом обеспечении села.
Между тем, важная функция государственного регулирования инженерно-технической сферы в агропромышленном комплексе сегодня де-факто признана излишней.
Прекратил своё действие Федеральный закон «Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса».
Государственные меры регулирования рынка материально-технических ресурсов для села, как правило, непоследовательны и фрагментарны.
По сути, сегодня мы наблюдаем отсутствие единой чёткой и связанной технической политики государства в агрокомплексе.
Каков же выход из сложившейся ситуации?
Прежде всего – это создание благоприятных условий для снижения затрат в отрасли, повышения её доходности и покупательной способности.
Для этого, в первую очередь, нам необходимо усилить бюджетную поддержку аграрного сектора и помочь нашим сельхозпроизводителям технически перевооружиться.
Не устаю повторять, что государство должно направлять на поддержку агрокомплекса не менее 7 – 10 процентов бюджетных расходов, как это делают в других развитых странах. А не вспоминать о нём в последнюю очередь, направляя бюджетные расходы по остаточному принципу.
Одновременно с увеличением объёмов лизинговых операций, следует использовать и другие меры поддержки приобретения техники и оборудования – путем его льготного кредитования и бюджетного субсидирования.
Необходимо развивать на селе агроинженерную службу – сеть машинно-технологических станций, комплексных пунктов агросервиса и других её важных элементов. Нужно поддерживать процесс кооперирования мелких и средних сельхозпроизводителей для совместного приобретения и использования дорогостоящей техники. Следует также подумать о широком внедрении механизмов краткосрочной аренды – проката машин и оборудования.
С помощью мер государственной поддержки и регулирования ресурсных рынков нужно стимулировать приобретение технологически необходимого количества удобрений и других средств химизации. При этом необходимо существенно усилить контроль, в том числе антимонопольный, за уровнем цен на них.
Объектом особого внимания государства должен стать рынок энергоресурсов для отрасли. Мы не можем и далее безучастно наблюдать за опережающим и бесконтрольным повышением цен на горюче-смазочные материалы непосредственно перед началом сезонных полевых работ в агрокомплексе. Надеюсь, что недавно принятые Правительством России решения по сезонному регулированию цен на горючее несколько умерят аппетиты нефтяных монополистов и позволят селянам приобрести его в количествах, необходимых для проведения посевной и уборочной кампаний.
Наконец, мы должны приложить максимум усилий для возрождения и развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения. Именно оно должно внести свой решающий вклад в техническое перевооружение нашего агрокомплекса. По соображениям, понятным для присутствующих здесь, наша страна не может полностью зависеть от поставок технических ресурсов для агропромышленного комплекса из-за рубежа.
Возможно, следует подумать о принятии отдельной целевой программы модернизации и технического переоснащения машиностроительного производства и предусмотреть комплекс взаимосвязанных мер бюджетного, налогового, таможенного стимулирования этого процесса. Наша задача – наладить разработку и выпуск современной техники и оборудования для агропромышленного комплекса.
Уважаемые коллеги!
Россия обладает уникальным набором неоспоримых конкурентных преимуществ в аграрной сфере. Благодаря своему интеллектуальному и природному потенциалу она может и должна не только полностью обеспечивать себя продовольствием, но и стать одним из крупнейших игроков на мировом продовольственном рынке.
Не нужно забывать, что перед нами также стоит задача обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Она не может быть решена без ведения на них прибыльной хозяйственной деятельности.
Важным шагом в этом направлении должна стать нормализация ситуации в сфере материально – технического обеспечения агропромышленного комплекса. Именно от этого будут в значительной степени зависеть перспективы модернизации важнейшей отрасли экономики, обеспечение её конкурентоспособности на внешних рынках и, в конечном счете, занятость и благополучие сельского населения.
Надеюсь на ваше заинтересованное и профессиональное участие в обсуждении. Ваши оценки, мнения и предложения будут обязательно учтены при доработке Решения Совета.
Благодарю за внимание.
Полезные ссылки
- Выступление по вопросу об обращении Госдумы к ООН в связи с атаками украинских вооруженных формирований против мирных граждан
- Выступление на первом пленарном заседании весенней сессии Госдумы
- Выступление на XIII Съезде Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ
- Выступление на собрании группы избирателей по выдвижению Владимира Путина кандидатом в Президенты РФ
- Выступление на итоговом пленарном заседании Государственной Думы