Выступление на заседании Совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совета законодателей) 16 марта 2010 года (г.Москва)

16 марта 2010


Тема: “О совершенствовании законодательного обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”




 


Уважаемые коллеги!



Рад приветствовать вас в стенах Совета Федерации на заседании Совета Законодателей.


Сегодня нам предстоит обсудить вопросы законодательного обеспечения развития малого и среднего предпринимательства.


Говорить о важности этой темы, думаю, нет необходимости. Без активного развития малого и среднего бизнеса задачи по модернизации экономики, повышению занятости населения и формированию среднего класса нам не решить. Это неоднократно отмечали и Президент и Председатель Правительства России. В работе Совета Федерации и органов законодательной и представительной власти субъектов Федерации это тоже нашло свое отражение.


Надо сказать, что за последние годы проведена большая работа по улучшению законодательной базы в этой сфере. На федеральном уровне принят ряд важных законов, направленных на снижение административного давления, ослабление налогового бремени, облегчение доступа малых и средних предприятий к объектам недвижимости.


Принят базовый федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». На его основе построена сегодня вся региональная законодательная база.


Нельзя не отметить также принятие федерального закона № 217, предусматривающего создание малых предприятий при вузах и долгожданного закона о торговле, который должен защищать малый бизнес от монополизма крупных торговых сетей и помогать в сбыте продукции.


Все эти решения, безусловно, были правильными и своевременными. И все-таки, скажем прямо, настоящего прорыва в развитии малого и среднего бизнеса мы пока так и не добились.


По-прежнему остро стоят проблемы избыточного административного давления. Малый бизнес все еще страдает от несовершенства налогового законодательства. Доля малого инновационного предпринимательства в России остается на недопустимо низком уровне. По разным оценкам, она варьирует в пределах от 1,5 до 3%.


В условиях мирового экономического кризиса серьёзно обострилась проблема доступа малых предприятий к финансовым ресурсам.


Уважаемые коллеги!


Учитывая, что в этом зале собрались профессиональные законодатели, я предлагаю сосредоточиться на конкретных проблемах. Особое внимание нам надо уделить вопросам формирования законодательной базы, направленной на поддержку инноваций в малом бизнесе.


Мы знаем, что в регионах эта работа тормозится отсутствием в федеральном законодательстве чёткого определения самих понятий «инновации» и «инновационная деятельность». Однако хочу сказать, что для устранения этого барьера не обязательно ждать принятия базового федерального закона об инновационной деятельности.


Я убежден, что принимать его, безусловно, нужно. Но на этом этапе, для скорейшего решения имеющихся конкретных проблем достаточно внести изменение в Федеральный закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Его следует дополнить определением того, какие малые и средние предприятия следует относить к категории инновационных.


Думаю, Совет Федерации совместно с региональными парламентами сможет выработать по этому вопросу консолидированную законодательную инициативу.


Еще один важный конкретный вопрос связан с упомянутым мною Федеральным законом №217. е сомневаюсь, что он может и должен сыграть важную роль в развитии малых инновационных предприятий и реализации интеллектуального потенциала наших научных и образовательных учреждений.


Однако в настоящее время необходимые для его реализации подзаконные акты ещё не приняты. Получается, что реально на сегодняшний день вузы не могут сегодня ни передать имущество, ни внести денежные средства в создаваемые при них хозяйственные общества.


На мой взгляд, в нашем итоговом документе обязательно должна быть отражена позиция регионов по этому вопросу и конкретные рекомендации федеральным органам власти.


Крайне острой для малого бизнеса остаётся проблема приватизации арендуемых объектов недвижимости.


Проведённая в 2009 году Генеральной Прокуратурой России проверка выявила многочисленные нарушения в исполнении Федерального закона № 159. Некоторые регионы даже не включились ещё в эту работу.


Считаю, что нам вместе нужно разобраться в причинах сложившейся ситуации. Необходимо провести анализ реализации этого закона в субъектах Федерации, для последующего внесения в него, если потребуется, необходимых поправок.


Нельзя не сказать также о налоговом стимулировании малого и среднего бизнеса. Здесь действенными мерами могли бы стать снижение ставки НДС, а также введение налоговых каникул для малых инновационных предприятий на период их становления.


Кроме того, на следует рассмотреть вопрос о перераспределении в пользу местных бюджетов налоговых поступлений от малого бизнеса. Считаю, что как минимум 50% этих налогов следует оставлять в муниципалитетах. Это станет мощным финансовым стимулом для развития малого и среднего предпринимательства на местах.


Уважаемые коллеги!


Это далеко не полный перечень задач, которые необходимо решать сегодня на законодательном уровне. Есть, конечно, и другие, не менее важные вопросы.


Совершенно очевидно одно – декларативной поддержкой мы не добьёмся реального развития малого и среднего бизнеса. Нам нужна не «галочка» в отчёте о законотворческой работе, а конкретные законы, которые будут эффективно работать в регионах.


Уважаемые коллеги!


В заключение хочу вам сообщить, что 2 марта на встрече руководства Совета Федерации и Торгово-промышленной палаты мы договорились о совместной работе над консолидированными законодательными инициативами.


Переходим к обсуждению.


Прежде, чем предоставить слово первому выступающему, напомню, что по нашей доброй традиции все высказанные сегодня предложения будут учтены в нашей дальнейшей работе и найдут отражение в итоговом документе.

Благодарю за внимание.