Выступление на заседании Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совета законодателей) 2 июля 2008 года

2 июля 2008

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!


Уважаемые коллеги!


Наше сегодняшнее заседание посвящено законодательному обеспечению противодействия коррупции.


И главное внимание мы, как парламентарии, должны сосредоточить на состоянии права в этой сфере.


Законодательные пробелы, правовые коллизии, запутанность правовых норм, множество подзаконных актов, допускающих произвол, – воистину рай для мздоимцев.


Ещё М.Е. Салтыков-Щедрин писал: «При таких законах жизнь в России без взяток была бы невозможна». А он-то был вице-губернатором, знал проблему, как говорится, изнутри.


Сейчас мы наблюдаем ту же картину.


Вся беда в том, что мздоимство, как ржавчина, прочно въелось в сознание людей. В обществе сложилось представление, что с законом можно договориться, что решение любого вопроса  зависит от размера преподнесённого чиновнику «посула».


Коррупция стала реально тормозить развитие нашей страны. Дальше с этим мириться нельзя. Полностью согласен с Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым, который объявил борьбу с коррупцией одним из государственных приоритетов.


Вы знаете, что по его инициативе был разработан Национальный план противодействия коррупции и создан Совет по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации[1].


Глава государства предложил бороться с коррупцией системно, комплексно, причём не с последствиями, а с её причинами. Уверен, такой подход будет поддержан российским обществом.


Уважаемые участники заседания!


Сегодня мы должны продумать совместную законодательную программу и первоочередные шаги по искоренению коррупционных проявлений в стране.  


При этом важно в соответствии с принятыми международными обязательствами определить законодательно, что мы понимаем под коррупцией, коррупционным преступлением и правонарушением.


Все эти нормы должны стать предметом регулирования федерального закона «О противодействии коррупции». Но его принятие – только начало создания системы антикоррупционного законодательства. Изменения и дополнения должны затронуть практически все отрасли права.


Совершенствование федерального законодательства неминуемо повлечёт за собой развитие и законодательства субъектов Российской Федерации.  В результате мы должны сформировать единое антикоррупционное правовое пространство. А на первом этапе – провести ревизию действующего федерального и регионального законодательства на предмет коррупциогенности.


Кстати, у нас в стране пока отсутствует единая методика проведения антикоррупционной  экспертизы законопроектов. Есть множество вариантов таких методик – от официальных (разработанных, например, Минюстом) до общественно-научных и индивидуальных. Пора обобщить накопленный опыт и законодательно закрепить критерии оценки законопроектов на коррупциогенность на всех стадиях законодательного процесса.


Это относится и к мониторингу действующего законодательства и правоприменительной практики. Ежегодно Совет Федерации представляет доклад о состоянии законодательства в Российской Федерации. Но лишь малая толика предлагаемых рекомендаций оказывается востребованной и реализуется во внесённых законопроектах.


Дорогие коллеги!


В качестве первоочередных мероприятий правового характера вижу:


ужесточение уголовного законодательства за все коррупционные деяния;


отмену условного наказания за такие виды преступлений;


применение конфискации имущества, незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности; служебный подлог; за получение взятки;


законодательное урегулирование порядка обязательного декларирования доходов и имущества не только должностными лицами, но и их близкими родственниками;


распространение режима защиты свидетелей на лиц, оказывающих содействие борьбе с коррупцией.


Одновременно надо разработать и законодательно закрепить систему стимулов антикоррупционного поведения. В качестве поощрения для государственных и муниципальных служащих должен быть установлен гарантированный социальный пакет: например, достойная пенсия, квалифицированная медицинская помощь, возможность получить бесплатное дополнительное образование.


Уважаемые участники заседания!


У нас в стране наметился существенный разрыв между стремительно развивающейся экономикой и старыми, отжившими, бюрократическими методами управления. Поэтому актуальной представляется корректировка организационно-правовых основ работы государственного и муниципального аппаратов.


Нужно принять федеральный закон «Об административных процедурах», чётко регламентирующий деятельность исполнительных органов. В нём должны быть предусмотрены сроки и порядок исполнения должностных обязанностей, дисциплинарная ответственность государственных служащих за нарушение прав и свобод граждан и юридических лиц.


Считаю необходимым максимально исключить личное общение чиновников с гражданами, постепенно вводя электронные формы документов и современные информационные технологии, образуя многофункциональные центры, работающие по принципу  «одного окна».


Нужно внедрять в государственных и муниципальных органах автоматизированные системы контроля прохождения и рассмотрения документов и принятия по ним решений. Этот процесс должен быть прозрачным и доступным для населения.


Предлагаю повысить статус Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Надо наделить его полномочием по координации антикоррупционной деятельности не только исполнительных, а всех органов государственной власти.


Уважаемые коллеги!


Как совы слепнут на свету, так и коррупция боится гласности. Принимая во внимание высокую степень общественной опасности должностных преступлений, предлагаю размещать информацию о лицах, осуждённых за совершение коррупционных преступлений, на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления.


Конечно, самое трудное в антикоррупционной работе – влияние на общественное правосознание.


 И здесь не исчерпан потенциал бизнес-сообщества, политических партий, гражданского общества, средств массовой информации.


Пресса, радио, телевидение могут сделать  в противодействии коррупции больше, чем весь административно-чиновничий аппарат.


В руках у медиа-сообщества самое эффективное  оружие – сила слова, образа, общественного мнения. Здесь необходима хорошо продуманная, психологически выверенная социальная антикоррупционная реклама. В сознании потенциальных мздоимцев должно отложиться: «взял взятку – сел в тюрьму».


Сегодня, увы, не существует быстродействующего лекарства от коррупции. Есть только тяжёлая, кропотливая, ежедневная профилактическая работа.


Во многом и от нас, законодателей, зависит её эффективность.


Спасибо за внимание.