26 февраля 2010
Уважаемые коллеги!
Сегодня на очередном заседании нашего Совета нам предстоит рассмотреть вопросы кадрового обеспечения малого и среднего бизнеса в условиях модернизации экономики.
Этот вопрос для России, конечно же, не нов. Ряд механизмов, направленных на его решение уже есть. В рамках антикризисных мер проводится профессиональное обучение и переобучение граждан, потерявших работу. Реализуется Президентская программа подготовки молодых руководителей российских предприятий. Во многих регионах принимаются свои собственные программы кадрового обеспечения малого и среднего бизнеса.
И все-таки этот вопрос еще очень далек от полного и успешного решения. Малый и средний бизнес по-прежнему испытывает острый кадровый дефицит. Более того, вызовы времени требуют новых подходов в подготовке специалистов.
Всестороннюю модернизацию страны, переход от сырьевой экономики к экономике знаний и технологий могут обеспечить лишь кадры нового качества. Не случайно, говоря об инновационном развитии страны, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул, что это интеллектуальная, идеологическая проблема.
Как вы знаете, в 2009 году принят Федеральный закон, который дает возможность научным и образовательным учреждениям создавать хозяйственные общества, в том числе с участием бизнеса, для внедрения инноваций. Это проблема для нашей страны сверхактуальная.
Известно много примеров, когда наши ученые делают открытия, создают передовые разработки мирового уровня, а их внедрение идет неудовлетворительно. Малый инновационный, так сказать, внедренческий бизнес – это проверенный на практике инструмент для решения именно таких задач.
Но здесь мы столкнулись с целым рядом сложностей.
Во-первых, хотя закон принимался в срочном порядке, до сих пор не приняты все подзаконные нормативные акты, необходимые для его применения. Это, к сожалению, типичная ситуация. Но я считаю, что нам надо максимально отработать все возможности для ее разрешения. То есть не просто торопить органы исполнительной власти, а выходить со своими конкретными предложениями, чтобы содержание этих документов отражало наше видение того, как надо стимулировать модернизацию с позиций развития малого и среднего инновационного бизнеса.
Во-вторых, реализация этого закона требует подготовки специалистов в области оценки результатов интеллектуальной деятельности, технологического маркетинга, патентного права. ВУЗы должны готовить будущих учёных и к работе по коммерциализации научных достижений, и к финансовой, и у управленческой деятельности. То есть для работы в малом инновационном бизнесе надо готовить не узких специалистов, а профессионалов широкого и разностороннего профиля.
Это, кстати, еще одна общая проблема кадрового обеспечения малого и среднего бизнеса. Анализ работы этого сектора экономики показывает, что здесь требования к кадрам заметно отличаются от тех, которые предъявляют крупные компании и государственные структуры, и от того, что сегодня предлагают по части подготовки кадров многие российские ВУЗы.
Во-первых, как я отметил, для небольшого коллектива, где роль каждого очень важна и заметна, нужны профессионалы широкого профиля, а не узкие специалисты. Здесь и руководителю предприятия, и работникам приходится сплошь и рядом выполнять сразу несколько функций, да еще при необходимости и подменять друг друга. Поэтому им мало быть профессионалами только в своей основной профессии, а надо одновременно на достаточно высоком практическом уровне разбираться в вопросах управления, права, финансирования, да и в смежных профессиях. По сравнению с принятой системой подготовки кадров это другая концепция, другой тип специалиста. Но это необходимо для работы малых предприятий.
Во-вторых, в таких небольших коллективах нет времени и условий для «доводки» молодого специалиста, для его послевузовской подготовки. В крупных структурах сплошь и рядом выпускники ВУЗов приходят в основном с теоретическими знаниями и с общим представлением о своей будущей конкретной работе. И дальше в течение какого-то времени происходит притирка, передача им опыта, приобретение навыков практической работы.
На малых предприятиях каждый человек на счету и для этого просто нет возможности. Туда должен приходить специалист, готовый сразу полноценно приняться за дело. Это значит, что этап освоения практических навыков должен быть реализован еще в стенах ВУЗа. А это, в свою очередь, значит, что ВУЗ должен знать, для какой конкретной работы он готовит специалиста, и что от него потребуется на рабочем месте. То есть нужна совершенно другая, чем сегодня, степень взаимодействия ВУЗа и будущего работодателя.
И здесь, в частности, должно сыграть свою положительную роль закреплённое за работодателем право участвовать в формировании и реализации государственной политики в сфере образования.
Эти проблемы во многом актуальны для всей нашей системы подготовки кадров. Но для малых предприятий они жизненно важны.
Уважаемые коллеги!
Очень важно, чтобы создаваемые по новому закону инновационные предприятия обеспечивали рабочие места для студентов и выпускников ВУЗов. Это нужно и для самих предприятий, и это будет отличная школа практической работы для будущих молодых специалистов.
Но для этого необходимо дать таким предприятиям возможность развиваться, привлекать новые кадры и одновременно сохранять свой статус малых и средних.
Установленные предельные значения средней численности работников не в полной мере учитывают эти задачи. Я внес в Государственную Думу законопроект, об увеличении предельных нормативов численности работников для малых и средних предприятий.
Уважаемые коллеги!
В заключение хочу остановиться на проблеме, которая хотя и выходит за рамки темы нашего заседания, но очень тесно с ней связана, а в кадровой политике вообще должна стоять на первом месте. Это профессиональная ориентация молодёжи. Нельзя забывать о важности такой работы ещё на уровне школьного образования.
К сожалению, за последние 20 лет многое было разрушено и искажено в нашей системе образования, которая была одной из лучших в мире. Преимущество советской школы состояло в том, что она давала ученикам навыки ремесла, учила трудиться и понимать цену труда. Многие нынешние выпускники школ имеют только один ориентир – поступление в ВУЗ на модную специальность. В итоге мы порой получаем таких специалистов, которых еще надо учить и учить работать по-настоящему.
Считаю, что нам необходимо добиться восстановления, конечно, на современной основе, системы профессиональной ориентации школьников, которая нацелит их на осознанный выбор востребованных в нашей экономике профессий.
Уважаемые коллеги!
Со времени принятия в 1992 году закона «Об образовании» в него внесены десятки поправок и изменений. Сегодня на рассмотрении Государственной Думы имеется еще порядка двадцати законопроектов по внесению изменений в этот Закон.
Министерство образования и науки России ведёт работу по подготовке проекта нового закона об образовании. Убежден, что работодатели, бизнес сообщество должны принять в ней самое активное участие.
Чтобы малое и среднее предпринимательство на деле стало важнейшей составляющей нашей экономики, его кадровые проблемы должны решаться в конструктивном партнёрстве бизнеса и власти.
Рассчитываю на то, что сегодня нам удастся выработать конкретные предложения, которые, как у нас это традиционно принято, лягут в основу рекомендаций.
Я благодарю вас за внимание и предлагаю перейти к докладам и выступлениям.
Полезные ссылки
- Выступление по вопросу об обращении Госдумы к ООН в связи с атаками украинских вооруженных формирований против мирных граждан
- Выступление на первом пленарном заседании весенней сессии Госдумы
- Выступление на XIII Съезде Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ
- Выступление на собрании группы избирателей по выдвижению Владимира Путина кандидатом в Президенты РФ
- Выступление на итоговом пленарном заседании Государственной Думы