Выступление на заседании Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации 21 октября 2009 года (г.Москва)

21 октября 2009

Тема: “Муниципальные кадры. Реализация положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию по повышению престижа и статуса представительных органов местного самоуправления, выборных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих”


 


Уважаемые участники заседания! Уважаемые коллеги!


Мы собрались сегодня, чтобы совместно обсудить вопросы, связанные с муниципальной кадровой политикой.


Прошёл почти год как органы местного самоуправления начали исполнять в полном объёме полномочия, установленные «131-м» Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Наряду с бесспорными достижениями, в ходе его применения выявилось достаточно большое количество проблем. И одна из важнейших – это несоответствие между качественно новыми требованиями, предъявляемыми к органам местного самоуправления, и их кадровым потенциалом. В своей статье «Россия, вперёд!» Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул: «Демократические институты в целом сформированы и стабилизированы, но их качество весьма далеко от идеала. Гражданское общество слабо, уровень самоорганизации и самоуправления невысоки».


В своём Послании Федеральному Собранию глава государства предложил меры по развитию демократических институтов, повышению уровня и качества народного представительства во власти, акцентируя внимание на том, что работа по совершенствованию местного самоуправления будет продолжена.


Поставленные задачи отчасти выполнены. Приняты важнейшие законодательные акты, направленные на повышение роли представительных органов местного самоуправления.


Во-первых, установлены действенные механизмы контроля со стороны представительных органов местного самоуправления за работой глав муниципальных образований: обязательность ежегодных отчётов руководителей муниципалитетов, право этих органов «удалять главу муниципального образования в отставку». В ряде российских городов уже апробированы эти новые правовые инструменты. Однако примеры использования нового законодательства об ответственности мэров показали, что оно ещё нуждается в доработке. В первую очередь, в части процедур реализации полномочий представительных органов местного самоуправления.


Во-вторых, скорректирован порядок формирования Совета Федерации. С 2011 года членом палаты сможет стать только депутат местного или регионального парламента. Обязательность прохождения через выборы, опыт работы с избирателями повысит авторитет сенаторского корпуса, укрепит связь палаты с регионами и муниципалитетами. А для депутатов на местном уровне такой порядок выдвижения членов Совета Федерации – новый и перспективный «кадровый лифт», серьёзное повышение престижа и ответственности представительных органов.


В-третьих, получила дополнительный импульс и работа партий с общественными объединениями в ходе избирательных кампаний на местном уровне, которая значительно расширит возможности профессионального роста и продвижения новых кадров. 


В-четвертых, Президентом России предложен законопроект, который будет гарантировать, что  депутатом представительного органа муниципалитета в любом регионе может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет. Я полагаю, что Совет Федерации одобрит закон после его поступления из Государственной Думы. Привлечение молодёжи к работе в местных органах мы всегда считали и считаем важнейшим направлением муниципальной кадровой политики.


Коллеги! Местная власть – самая близкая к людям. А потому работа выборных лиц, как говорится, «у всех на виду». Прошедшие муниципальные выборы показали, что в общественном сознании местное самоуправление пока ещё не воспринимается как эффективный инструмент решения насущных проблем. Поэтому на местном уровне требуются профессионалы, которые будут достойно защищать интересы граждан.


Если мы не вырастим, не дадим дорогу таким профессионалам, то муниципальная реформа не только не даст положительных результатов, но и разрушит то немногое, что сейчас успешно функционирует. И возникнет ситуация, о которой очень хорошо сказал немецкий философ Карл Ясперс: «Аппарат, который должен был служить интересам населения, служит самому себе».


Как вы знаете, за последние годы в нашей стране количество муниципальных образований увеличилось почти вдвое и, соответственно, число депутатов местного уровня и муниципальных служащих возросло. Сегодня у нас около 20 тысяч сельских поселений. Большое количество так называемых «моногородов». Создать нормальную финансово-экономическую базу для развития этих территорий, а также укомплектовать их кадрами в условиях кризиса крайне непросто. И дело не только в бюджетных ограничениях. «Муниципальный уровень», как совершенно справедливо заметил Дмитрий Анатольевич Медведев, воспринимается как «самый непрестижный».


Если же говорить о подготовке профессионалов, то надо признать, что обучение по специальностям, связанным с муниципальной службой, ещё во многом бессистемно, оторвано по содержанию от современной практики муниципального управления и, в конечном счёте, обречено на финансирование по остаточному принципу из региональных и муниципальных бюджетов. 


Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров должно быть приоритетным направлением в современной кадровой политике на всех уровнях власти.


Задача обеспечения муниципалитетов профессиональными кадрами находит понимание на высшем государственном уровне. Правительством России дано специальное поручение Министерству регионального развития Российской Федерации разработать Концепцию в сфере совершенствования государственной политики по повышению профессионального уровня работников местного самоуправления.


Поскольку в органах местного самоуправления занято свыше 600 тысяч человек, необходимо использовать все имеющиеся резервы для роста квалификации муниципальных кадров.


Коллеги! Ничто так не дискредитирует власть как коррупция. Всё чаще и чаще деятельность местного самоуправления связывают с определёнными коррупционными скандалами. Как известно, шила в мешке не утаишь. По результатам социологических опросов одним из наиболее коррумпированных институтов россияне считают власть на местах.


Понимая это, высшее руководство страны противодействие коррупции рассматривает в качестве важнейшего направления государственной политики. Принятый в конце 2008 года Закон «О противодействии коррупции» чётко определяет задачи государственной власти и органов местного самоуправления в этой сфере, вводит контроль за доходами и имуществом не только должностных лиц, муниципальных служащих, но и их близких родственников. На федеральном уровне установлены правовые основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.


Все эти вопросы должны быть обязательно отражены в муниципальном нормотворчестве, а главное – стать основой практических действий.


Многие муниципалитеты предпринимают серьёзные усилия в этом направлении. Создаются советы, разрабатываются программы по противодействию коррупции. Как положительную я рассматриваю практику подписания соглашений между местными и региональными органами власти о сотрудничестве в этой сфере.


Абсолютно согласен с Владимиром Владимировичем Путиным в том, что к работе по противодействию коррупции необходимо привлекать независимых экспертов, представителей гражданского общества, деловых и научных кругов. Это уже происходит во многих регионах. Полагаю, что в ходе сегодняшнего заседания вы поделитесь и своим опытом. В стране формируется система противодействия коррупции, охватывающая все ветви власти. Главное здесь – не количество принятых документов. Мы должны оправдать доверие граждан, которые давно ждут действенных шагов власти в сфере борьбы с коррупцией.


С этим доверием мы сможем вернуть то понятие о чести, о служебном долге, которое в истории нашей страны было всегда.


Великий государственный деятель и реформатор Петр I говорил: «Кому деньги дороже чести, тот оставь службу». Этот принцип должен стать нравственным законом для людей, идущих во власть.


На этом позвольте мне завершить своё выступление. Надеюсь, в ходе выступления вы дадите ваши оценки и выскажите конкретные предложения, рекомендации законодателям. Всё дельное найдёт своё отражение в итоговом документе заседания нашего Совета.


Благодарю за внимание.