20 октября 2008
Уважаемые участники заседания! Уважаемые коллеги!
Сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить актуальные вопросы практической реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Проблемы законодательного обеспечения и мониторинга правоприменительной практики в этой сфере постоянно находятся в фокусе внимания нашей палаты.
Достаточно сказать, что только в период весенней сессии Комитетом Совета Федерации по вопросам местного самоуправления было рассмотрено 267 законопроектов и законов по предмету своего ведения. Практически нет таких отраслей права, где нам не приходилось бы заниматься разграничением полномочий между уровнями публичной власти, а значит – касаться проблем компетенции и ресурсного обеспечения муниципальных властей.
Главный, принципиальный подход здесь простой: власть должна быть ближе к людям. Тогда у них появится реальная возможность решать повседневные проблемы на местах, контролировать чиновников и спрашивать с них за результат.
На прошлом заседании нашего Совета мы достаточно подробно говорили о самой острой проблеме – ресурсной обеспеченности сфер ответственности местного самоуправления. Не случайно большинство законопроектов, которые мы рассматриваем, связаны с вопросами формирования местных бюджетов, муниципального заказа и межбюджетными отношениями.
Особо следует сказать о проблеме разделения полномочий между муниципальными образованиями различных уровней, о недостатках в формировании налогооблагаемой базы, прежде всего на уровне сельских поселений. Отмечу, что Правительство и Минрегионразвития видят эти проблемы, оказывают серьезную помощь регионам страны в их решении.
Хотелось бы выразить уверенность, что конструктивное сотрудничество Министерства с Советом Федерации, как в законотворческой работе, так и в сфере мониторинга применения «131-го» Федерального закона, успешно продолжится и при новом руководстве Министерства регионального развития.
Меньше трех месяцев остается до вступления «131»-го закона в силу в полном объеме на всей территории Российской Федерации. Около 25 тысяч муниципальных образований по всей стране должны заработать уже полностью, как говорят, «на законных основаниях». Это, безусловно, важнейший этап реформ в современной истории Российского государства. И хотя в практическом воплощении закона еще много недоработок, уже сейчас можно констатировать, что местное самоуправление серьёзно укрепило систему власти в стране, заявило о себе как о мощном факторе формирования гражданского общества, выявило огромный творческий потенциал управленцев на местах.
Дорогие друзья!
Муниципальная реформа находится под постоянным контролем высшего руководства страны и одновременно – в центре общественных дискуссий. Созданы и активно работают Советы по вопросам местного самоуправления при Президенте Российской Федерации, Председателе Совета Федерации, Председателе Государственной Думы. Позитивное влияние на ход реформы местного самоуправления оказали совещания по вопросам реализации «131-го» закона, прошедшие практически во всех федеральных округах под руководством полномочных представителей Президента Российской Федерации.
В данной аудитории нет необходимости повторяться и перечислять нерешенные правовые и организационные проблемы местного самоуправления. Отмечу только один момент. Объем налогов и собственные источники доходов муниципальных образований, конечно, пока явно недостаточны, чтобы все местные вопросы могли эффективно решаться.
Тем не менее, по данным Министерства регионального развития России налоговые доходы органов местного самоуправления растут более высокими темпами, чем доходы федерального бюджета. Этот факт говорит о том, что реформа заработала, что органы местного самоуправления, как наиболее близкие к налогоплательщику, стали работать более эффективно. Значит, местной власти удалось вовлечь граждан в систему управления. А это – главное в реформе, что неоднократно подчеркивал Президент страны.
Уважаемые коллеги!
Мы в Совете Федерации ведем мониторинг законодательного поля и правоприменительной практики, широко обсуждаем все возникающие трудности с участием законодателей и практиков, представителей различных уровней публичной власти. Стараемся в практическом плане оказывать правовую, методологическую поддержку и помощь региональным структурам, муниципальным образованиям по вопросам совершенствования управления, подготовки кадров, в продвижении конструктивных местных инициатив.
Этим целям призван служить и наш Совет. Поэтому в заключение хочу пожелать участникам заседания плодотворной работы. Нам нужны четкие и конкретные практические предложения, которые выходили бы на корректировку нормативно-правовой базы. А одновременно – на системные шаги по улучшению региональной практики в сфере развития местного самоуправления.
Великий писатель и гуманист Виктор Гюго говорил, что творец книги – автор, но судьбу романа определяет читатель. Перефразируя это утверждение, мы можем сказать, что закон принимает парламент, а судьбу его творит общество. Какова будет судьба 131-го закона, покажет будущее развитие России. Однако уже сегодня можно сказать: муниципальная реформа в нашей стране состоялась. Но вместе мы должны сделать еще очень многое, чтобы ее почувствовали, в нее поверили и приняли личное участие миллионы наших сограждан от Калининграда до Курил.
Благодарю за внимание.
Полезные ссылки
- Выступление по вопросу об обращении Госдумы к ООН в связи с атаками украинских вооруженных формирований против мирных граждан
- Выступление на первом пленарном заседании весенней сессии Госдумы
- Выступление на XIII Съезде Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ
- Выступление на собрании группы избирателей по выдвижению Владимира Путина кандидатом в Президенты РФ
- Выступление на итоговом пленарном заседании Государственной Думы