23 июня 2008
Уважаемые участники заседания!
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы начинаем работу Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации в обновленном составе.
Мы планируем обсудить вопросы практической реализации “131–го” Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
Эта тема приобретает в нынешнем году особую актуальность. Закон должен полностью вступить в силу 1 января 2009 года.
И хотя переходный период был продлен ни много ни мало на 3 года, сегодня снова возникают предложения о возможности его продления, поскольку не все регионы готовы к реализации закона в полном объёме.
Дорогие друзья!
В этом году исполняется 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации, где впервые были закреплены основные принципы местного самоуправления. Совсем недавно мы отметили десятилетие присоединения России к Европейской хартии местного самоуправления. Пять лет действует “131-й” Федеральный закон.
Сейчас мы подводим лишь промежуточные итоги муниципальной реформы. Многое еще предстоит сделать, а кое-что и заново спроектировать.
Главные результаты позитивны и хорошо вам известны. Муниципальная реформа стала неотъемлемой составной частью социально-экономических преобразований. Самоуправление развивается и в городах, и в сельских поселениях по унифицированной и достаточно гибкой двухуровневой схеме. Оно воспринято, и в его развитии, безусловно, заинтересовано большинство российских граждан. Следует сказать, что, хотя и не без издержек, но уже функционирует вытекающая из реформы система межбюджетных отношений.
Суммируя, можно заключить: достигнуто более широкое участие населения в принятии решений через муниципальные механизмы. А это – главная цель реформы, которую недавно вновь подчеркнул Президент страны Д.А. Медведев: “открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы, без указаний и распоряжений сверху”.
Уважаемые коллеги!
Практическая реализация “131–го” Федерального закона выявила множество нерешенных проблем – как правовых, так и организационных. Поэтому в ходе муниципальной реформы важен мониторинг, постоянный диалог, широкое обсуждение возникающих трудностей с участием как законодателей, так и практиков, представителей различных уровней публичной власти. В итоге мы должны выйти на необходимые поправки в законодательство.
Какие же важные вопросы до сих пор не решены и до сих пор являются предметом дискуссии?
Один из наиболее актуальных – это вопрос об определении круга полномочий муниципальных образований.
В рамках процесса разграничения полномочий нами ежегодно принимались федеральные законы, затрагивающие компетенцию органов власти Федерации, регионов, муниципальных образований. Многочисленные поправки, которые вносились в Федеральный закон от 6 октября 2003 года, существенно расширили установленный в нем перечень вопросов местного значения. Это привело, в том числе, к увеличению объема расходных обязательств муниципальных образований. Однако доходные источники местных бюджетов по-прежнему почти везде не обеспечивают покрытие этих расходных обязательств.
Задачи создания адекватных источников финансирования особенно остро стоят для таких полномочий органов местного самоуправления, как организация газо- и электроснабжения, проектирование и строительство транспортной инфраструктуры, обеспечение нуждающихся граждан муниципальным жильем.
Ситуация усугубляется тем, что во многих регионах в последнее время снижаются поступления от имущественного и земельного налогов, которые должны стать основными при формировании муниципальных бюджетов. Это во многом обусловлено трудностями с разграничением собственности между уровнями публичной власти, элементарной невозможностью должным образом и в разумные сроки оформить нужные документы.
Кроме того, до завершения переходного периода нужно еще разработать и принять значительное количество нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию “131-го” закона, причем как на уровне субъектов Федерации, так и на местном уровне.
Это касается и еще одной проблемы, связанной с истечением переходного периода: вместе с ним заканчивается и срок действия права безвозмездного пользования имуществом. А между тем до настоящего времени во многих муниципалитетах вопросы процедуры регистрации прав собственности, создания реестров муниципального имущества не решены.
Одна из проблем муниципальных финансов состоит в том, что местные налоги не позволяют обеспечить даже минимальную самостоятельность местных бюджетов. По итогам их исполнения за 2007 год доля земельного налога в доходах бюджетов муниципальных образований составила только 3,3 %, а налога на имущество физических лиц – 0,3%. Как мы видим, вопреки известному утверждению “на городской земле лучше всего растут налоги”, которое приписывают Альберту Эйнштейну, сегодня не только на селе, но и в городах собственных налоговых поступлений по-прежнему не хватает.
Кроме того, с 1 января 2009 года предстоит внедрить новые отраслевые системы оплаты труда в бюджетной сфере – а это может повлечь дополнительные расходы муниципальных бюджетов. При этом не забудем и только что принятый Думой и одобренный Советом Федерации закон о повышении минимального размера оплаты труда почти в два раза. И тоже – с 1 января! Абсолютно правильный и востребованный гражданами России закон, но, полагаю, на сегодняшний день далеко не во всех бюджетах есть средства для единовременного повышения таких выплат.
Поэтому уже сейчас, при подготовке проекта федерального закона “О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов” мы должны предусмотреть механизмы финансовой помощи регионам и муниципальным образованиям для повышения зарплаты бюджетникам.
От решения этих и других вопросов во многом будет зависеть не только эффективность местного самоуправления, но и реализация национальных проектов, развитие региональной и местной инфраструктуры.
Институт местного самоуправления, по определению В.В. Путина, “это тот уровень, где представители власти напрямую, лицом к лицу сталкиваются с людьми”. И поэтому муниципальные органы должны стать ключевым звеном публичной власти, важнейшим инструментом формирования гражданского общества и решения масштабных социальных задач.
В заключение хочу пожелать участникам заседания конструктивной и плодотворной работы. Нам нужны конкретные предложения по решению наиболее острых проблем, по совершенствованию законодательства и практики местного самоуправления.
Как известно, проводить реформу, внедрять что-то новое всегда трудно. Известный французский философ Ален выразился по этому поводу примерно так: намного легче издать закон, чем что-либо узаконить.
Но мы просто обязаны довести начатое до хороших практических результатов.
Спасибо за внимание.
Полезные ссылки
- Выступление по вопросу об обращении Госдумы к ООН в связи с атаками украинских вооруженных формирований против мирных граждан
- Выступление на первом пленарном заседании весенней сессии Госдумы
- Выступление на XIII Съезде Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ
- Выступление на собрании группы избирателей по выдвижению Владимира Путина кандидатом в Президенты РФ
- Выступление на итоговом пленарном заседании Государственной Думы