Выступление на заседании Совета Палаты депутатов Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ 31 января 2012 года (г. Москва)

31 января 2012

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!


Я уже неоднократно заявлял, что иду на выборы для того, чтобы побеждать. И если кто-то думает, что Партия должна просто “отыграть  номер”, то он сильно ошибается. Мы ведем и будем вести наступательную предвыборную кампанию.


Чтобы победить – надо верить в победу! У нас есть реальные шансы, и мы должны ими воспользоваться! Ради наших избирателей – тех, кто поддерживал нас все эти годы! Ради всех граждан России!


Считаю, что успехом думской кампании Партия во многом обязана своему депутатскому корпусу, его активной позиции по пропаганде предвыборной партийной программы. Я высоко оцениваю работу Конгрессов депутатов, которые перед думскими выборами прошли во всех федеральных округах.


Сегодня депутатский корпус Партии насчитывает более пяти тысяч человек и это огромная сила. Именно на вас, дорогие товарищи, на тех, кому народ отдал свои голоса, на тех, кому доверяют наши избиратели,  я как кандидат рассчитываю в первую очередь.


Участие в президентской кампании даёт самые широкие возможности донести наши идеалы и нашу позицию до самого широкого круга избирателей. И эти возможности надо максимально использовать.


В основе моей Президентской программыПрограмма Партии. Но есть и много нового. 


Первое, на что я хочу обратить ваше внимание, это идеология программы. Президентская программа содержит долгосрочные стратегические цели, которые формулируются на основе  четкого и ясного мировоззрения.


СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – это социал-демократическая партия. И избрание меня Президентом страны будет означать кардинальное изменение политического курса страны.


Идеологические позиции наших оппонентов куда более слабые. Сейчас уже ясно, что основа программы Владимира Путина – это такая вялая неолиберальная идеология, устраивающая нынешнюю государственную бюрократию и приближенные к ней предпринимательские круги. Геннадий Зюганов пропагандирует командно-административную систему и авторитарный политический режим.   Владимир Жириновский заменяет идеологию криком и, похоже, хочет обмотать страну колючей проволокой. Михаил Прохоров представляет интересы крупных собственников. Его программа начинается с утверждения, что  главная задача государства – охрана частной собственности. Надо понимать – той, которая принадлежит ему лично.


В свое время известный экономист Джеффри Сакс, консультировавший наших  радикальных реформаторов в 90-е годы, был вынужден признать, что, цитирую: “была проведена злостная, предумышленная, продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга лиц”. Теперь это богатство надо защищать. Вот и весь либеральный идеологический посыл.


За нашей Партией – стремление людей к достойной, гармоничной и безопасной жизни. За нами огромный теоретический багаж мирового социал-демократического движения, который накапливался более полутора веков.


И у нас, и за рубежом результаты социологических опросов показывают, что большинство людей отдают предпочтение такой общественной системе, в которой эффективная рыночная экономика сочеталась бы с принципами социальной справедливости и безопасности.


Мы убеждены в том, что только новый социалистический проект, отвечающий на вызовы XXI века, может быть реальной альтернативой развития страны, а возможно, дает нам единственный шанс войти в число мировых лидеров.


Моя программа содержит 7 разделов, но я хочу в первую очередь разъяснить те положения, которых не было в партийной Программе.


Сегодня все политические силы обсуждают тему конституционной реформы. Я также считаю, что  в Конституцию должны быть внесены серьезные изменения.  


В частности, в Конституцию следует внести новые главы – “Россия в Союзе государств”, “Гражданское общество”, “Органы контроля”. Страна стоит перед новыми вызовами, на которые надо дать концептуальные ответы.


Конституция должна ограничить пребывание на посту Президента РФ двумя сроками. Развернувшаяся в стране дискуссия по поводу третьего срока Владимира Путина достаточно красноречиво говорит о том, что сменяемость верховной власти лишь укрепляет ее легитимность.


Моя позиция: Государственной Думе РФ должно быть предоставлено право самостоятельно выдвигать и утверждать Председателя Правительства и министров.  Сейчас у нас фактически техническое правительство. А необходимо политически ответственное правительство.


Надо предусмотреть также возможность создания коалиционного правительства. Я только что на пресс-конференции представил его возможный состав.


Надо принять Федеральный конституционный закон “О Конституционном собрании”. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает ее новый проект.


Перед нами стоит  труднейшая задача по сохранению баланса между обновлением и стабильностью. Люди хотят и требуют перемен, но они против радикализма и хаоса. Мы знаем, как прийти к подлинному социальному государству в России эволюционным путем. И предлагаем этот путь стране.


Теперь коротко по разделам.


Первый раздел. Социально ответственная экономика.


Несмотря на все усилия последних лет, мы никак не можем преодолеть зависимость экономического роста от экспорта энергоресурсов и сырья. Доля производств с высокой степенью переработки продукта все еще крайне мала, хотя задача модернизации структуры отраслей была поставлена еще десять лет назад. 


Причина ясна. У страны нет промышленной политики. Но без  промышленной политики – нет будущего.


Нужен базовый федеральный закон о государственной промышленной политике, восстанавливающий государственные функции по целеполаганию и программированию развития страны.


Правительство РФ вот уже более 10  лет борется за бюджетный профицит, полагая это своей главной заботой. При этом непростительно мало внимания уделяется развитию инновационных и социальных технологий, которые сегодня выступают локомотивом общественного прогресса. Не удивительно, что такая стратегическая близорукость является причиной неудовлетворительных темпов роста экономики, застойных явлений в политической жизни общества и формирования протестных настроений среди граждан.


Еще в прошлой Государственной Думе мы подготовили пакет законов, кардинально меняющих политику в инновационной сфере. Его цель – интеллектуальное лидерство России. Мы ставим задачу войти в число преуспевающих стран на основе внедрения высоких информационных технологий, развития системы образования. В Президентской программе я усилил эти наши предложения. Надеюсь, что мы, наконец,  сдвинем проблему с мертвой точки.  


В частности необходим режим “инновационного налогового кредита”, согласно которому расходы предприятий на инновационные цели будут  полностью вычитаться из сумм начисленного налога на прибыль без каких-либо разрешений и согласований с чиновниками.


Вопрос, который я сделал одним из центральных в моей президентской кампании – это борьба с оффшоризацией российской экономики.


Почти всё, что в прошлые годы было построено нашими отцами и дедами, досталось новым собственникам менее  чем за 1% балансовой стоимости.


При этом большая часть присвоенной таким образом народной собственности сегодня принадлежит компаниям, зарегистрированным в оффшорах.


Один пример для сравнения. В американской печати сейчас активно обсуждаются кандидаты на пост президента США. Кандидат от республиканской партии Митт Ромни уличен в том, что он оптимизировал свои налоги, используя оффшор на Каймановых островах, понизив ставку налога с 35% до почти российского уровня – до 14,5%. Это вызвало громкий политический скандал.


А что у нас? Кандидат в Президенты Михаил Прохоров, согласно данным деловых СМИ,  владеет оффшором Onexim Holdings Ltd, на которые оформлены все его основные активы. Это миллиардные суммы, налоги с которых идут мимо бюджета.


По-видимому, Правительство не до конца понимает всю пагубность оффшоризации экономики. По признаниям некоторых членов Правительства в прошлом году из России по сомнительным основаниям и каналам было выведено более триллиона рублей. Надеюсь, что нынешняя президентская кампания станет поворотной в понимании того, что при помощи оффшорных схем происходит неприкрытый грабеж страны.


Моя позиция в отношении оффшоров предельно жесткая: доступ к российским недрам, к месторождениям полезных ископаемых должна предоставляться только российским резидентам. Налоги надо платить по месту производства товара или услуги. Нужно установить 20-процентный налог на вывоз капитала. Лишить оффшорные фирмы всех налоговых льгот и государственных заказов.


Считаю, нам нужен Закон “О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников”.


Если наступить на горло оффшорным схемам, бюджет нашей страны станет в два раза больше, и можно будет  удвоить расходы на здравоохранение, образование, науку, культуру, оборону.


Довольно много внимания в Программе уделено развитию села. В сельской местности живут более 38 миллионов человек. На земле трудится 6,5 миллионов человек. Это – 10% занятых.


После вступления России в ВТО самой уязвимой отраслью окажется именно сельское хозяйство.  Мы  должны будем отказаться даже от тех мизерных субсидий, которые были, в частности, от скидок цен на удобрения. Если цены на удобрения начнут формироваться на основе мировых котировок, то сельхозпроизводители окажутся в очень сложном положении.


Считаю необходимым увеличить дотации аграрно-промышленному комплексу до 10% федерального бюджета. Особенно важно выделить достаточные бюджетные средства для гарантированной закупки урожая у российских крестьян по стабильным и справедливым ценам и сформировать региональные продовольственные фонды, которые не позволят спекулянтам создавать дефицит и взвинчивать цены.


В ходе предвыборной кампании я хочу поднять еще две очень важные, но незаслуженно забытые темы – народные предприятия и производственная кооперация.


Народные предприятия – это вид закрытых акционерных обществ, в которых каждый работник является акционером, а трудовые коллективы владеют не менее чем тремя четвертями акций. Они уже давно и надежно зарекомендовали себя в мире как эффективный метод повышения мотивации работников и их социальной защищенности. То же можно сказать и о кооперативах.


Кроме того, народное предприятие – это школа низовой демократии, обучающая самоуправлению и ответственности.


Следует принять новый закон о народных предприятиях, в котором предусмотреть для них льготные режимы в области налогообложения и кредитования.


Хочу обратить ваше внимание на второй раздел программы: “Честная политика”.


Несколько дней назад я представил свои предложения по совершенствованию избирательного процесса на круглом столе “Открытая трибуна: честные выборы”. Там выступили и представители других партий. Наши предложения самые последовательные. Очень важно, чтобы они были услышаны  людьми во всех уголках нашей страны.


 Вместе с тем, хочу всех депутатов предупредить. Мы сами должны быть готовы к предстоящим изменениям законодательства о политических партиях. Регистрация партий в самое ближайшее время будет значительно облегчена. Подозреваю, что возникнет много шума – всякая собравшаяся группа людей попытается стать партией. Возможно, маргинальные партии будут создаваться намеренно, чтобы разрушить серьезных конкурентов нынешней партии власти, то есть – нас.


Не поддавайтесь на провокации. Сила нашей Партии – в сплоченности. Все, кто поддавшись на посулы «Единой России» ушли от нас перед Думскими выборами, оказались в изоляции. Их использовали и выбросили.


Товарищи!


Мне будет достаточно двух лет для того, чтобы осуществить весь комплекс политических реформ. Назовем эти два года «переходным периодом». И я готов стать Президентом «переходного периода». Если я увижу, что мои преобразования нашли поддержку у народа, я вновь выдвину свою кандидатуру на досрочных президентских выборах, и буду побеждать уже по новому, справедливому избирательному законодательству.


Третий  раздел моей Программы: Справедливое государство.


Основные идеи этого раздела отражены в моей статье в газете “Известия”.


Весь этот раздел фактически посвящен тому, как преодолеть возникшую пропасть между богатыми и бедными гражданами страны. Главная задача ближайших пяти лет – резкое сокращение социального неравенства. Если этого не сделать, то страна просто перестанет существовать.


Особое внимание  обратите на предложения по борьбе с коррупцией и изменению налогового законодательства.  


Я определяю 3  главных направления удара в  борьбе с этим злом.


1) Надо ратифицировать статью 20 Конвенции ООН против коррупции, чтобы, образно говоря, отрезать путь к отступлению;


2) Принять закон “О контроле над расходами государственных служащих и сотрудников правоохранительных органов и соответствии этих расходов доходам”, предусматривающий привлечение к уголовной ответственности лиц, источники доходов которых не имеют законного подтверждения;


3) Приравнять коррупцию к государственной измене и ввести институт конфискации имущества коррупционеров и членов их семей.


О налоговой реформе.


Я ставлю задачу удвоить российский бюджет, т.е. получить дополнительно не менее 10 трлн. руб. Для этого надо оптимизировать налогообложение бизнеса и увеличить налогообложение богатой собственности и доходов богатого класса, составляющего 2% населения.


Дополнительно к уже известным вам мерам я буду добиваться повышенной  ставки  налога (не менее 30%) на “незаработанные доходы”: дивиденды, проценты, другие доходы рантье, необоснованно завышенные оклады директоров компаний.


Я также вернусь к вопросу о полном контроле государства над природной рентой. Те инструменты, которыми в настоящее время пользуется правительство, явно недостаточны.


Сверхдоходы, получаемые частными компаниями от распоряжения недрами страны, не связанные с использованием труда и капитала, должны принадлежать всему обществу и перераспределяться в пользу всех граждан России.


Четвертый раздел Программы: Развитие “человеческого капитала”.


Правительство постепенно превращает социальную сферу в сферу  платных услуг. Услуга приравнивается к товару, за который надо платить. Апофеозом стал печально известный 83 Федеральный Закон, против которого мы протестовали и протестуем.  


Рыночный натиск на социальную сферу оборачивается ворохом бюрократических инициатив, на которые уходят огромные деньги. 


Возьмем пресловутый  ЕГЭ и связанные с ним скандалы. У общественности сложилось полное впечатление, что ЕГЭ – лишь порождает проблемы, а не решает их.  Стала очевидной его высокая коррупционная емкость. Деньги на ЕГЭ льются рекой, но сколько он должен стоить и сколько стоит на самом деле – никто не знает. Нет уверенности и в том, что это знает власть, поскольку нет одной определенной структуры, отвечающей за проведение ЕГЭ. Более того, у чиновников  нет заинтересованности в таких подсчетах. Эксперты показывают цифру от 4 до 6 миллиардов рублей на год, из них не менее миллиарда из федерального бюджета. Для сравнения – расходы  на среднее образование в стране ежегодно составляют около 30 миллиардов рублей. Не может проверка знаний стоить 1/5 расходов на обучение.


Зайдем с другой стороны. Возникает вопрос – а стал ли ЕГЭ реальным инструментом повышения  качества образования? Специалисты отмечают обратный процесс – существенное  снижение уровня подготовки выпускников, поскольку из-за этого экзамена школьников просто натаскивают на “нужные ответы”.


Я буду четко следовать конституционному принципу социального государства и остановлю передачу социальной сферы частным рынкам. Качественное образование и высокотехнологичные медицинские услуги должны быть доступны всем гражданам России, независимо от размера кошелька.


Весь пятый раздел посвящен одному, на мой взгляд, важнейшему  вопросу – реформе судебной системы.


В списке нареканий к российским судам главенствует одна позиция: предельная сервильность судов. Российский суд гнется ровно настолько, насколько на него давят. А давят на него постоянно. Со всех сторон.


Настоящим решением проблемы стала бы выборность судей, автоматически превращающая судью в независимую, сильную фигуру и заодно исключающая массовое пополнение судейского корпуса неопытными людьми,  без всякой истории самостоятельной деятельности за спиной.


Кроме того необходимы: периодическая сменяемость судей, учет качества деятельности каждого судьи и повышение представительства общественности в квалификационных коллегиях. 


Уважаемые коллеги!


В современных условиях полную и безусловную гарантию безопасности нашей страны могут дать только высокоэффективные Вооруженные силы, отвечающие требованиям ХХI века и соответствующие статусу великой державы.


Главное внимание в шестом разделе Программы  уделено именно проблемам Армии.


Благодаря ядерному щиту, России не угрожает внешняя широкомасштабная агрессия. Однако сегодня многократно возросла вероятность втягивания нашей страны в локальные конфликты. Особую опасность представляют вооруженные конфликты, возникающие на почве агрессивного национализма и религиозной нетерпимости.


Нам нужна сильная Армия, имеющая современное вооружение, сбалансированный личный состав и надежную систему управления.


Модернизация Вооруженных сил России идет четыре года. Но, к сожалению, то, что сегодня происходит в армии, малопонятно обществу. Министерство обороны расписалось в своем полном неумении или нежелании вести постоянный диалог с обществом. Вопросов остается больше, чем получено ответов.


Как показывает опыт других стран, на осуществление полноценной военной реформы уходит от 15 до 20 лет. Но для того, чтобы по окончанию этого срока мы увидели новую Армию, а не руины былого величия, надо, чтобы все этапы военной реформы находились под строгим гражданским контролем.


Прошлая Государственная Дума успела принять закон “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат”. Главный недостаток этого закона заключается в том, что он принят не под идею или концепцию, а под выделенную Минфином сумму денег, которую надо было раскидать на всё и на всех. Денежное довольствие военнослужащих возросло, но проблемы остались. Мы опять видим отсутствие системности в решении важнейшей задачи национальной безопасности.


Считаю: у государства есть конкретные обязательства перед армией, и оно должно их выполнять, несмотря ни на какие финансовые трудности! Это моя принципиальная позиция.


И последний раздел: Прагматичная внешняя политика.


Я буду последовательно отстаивать интересы государства, а значит каждой российской семьи, в новом миропорядке.


Надо не сопротивляться глобальным изменениям, а стремится использовать их с максимальной выгодой для граждан страны. Невозможно отгородиться от своих соседей никакими “берлинскими” стенами. Но надо вовремя осознавать новые угрозы и находить на них адекватные ответы.


Внешнеполитическим приоритетом России я считаю ближнее зарубежье. Уверен – движение навстречу друг другу сделает народы бывшего СССР более сильными и независимыми.


Я поддержу все стремления российской диаспоры за рубежом сохранить экономические и культурные связи с Родиной. Люди, определившие свою принадлежность к русской культуре и к культуре народов России, не будут иметь проблем с получением российского гражданства.


Уважаемые коллеги, соратники!


Особое значение я придаю тому, чтобы наши депутаты использовали мою Президентскую программу как рабочий инструмент. Она должна быть донесена до каждого гражданина. Особенно до тех, кто еще не определился с выбором 4 марта. И тех, кто на выборы не ходит, считая, что от их голоса ничего не зависит. Все они – наши потенциальные избиратели.


Партия обладает значительными ресурсами для ведения эффективной избирательной кампании, которые надо максимально использовать. Каждый депутат, какой бы уровень законодательной и местной власти он ни представлял, должен мобилизовать всех своих сторонников на достижение победы.


Наш федеральный штаб и центральный аппарат Партии подготовили целый пакет агитационно-пропагандистских материалов для этой кампании. Это президентская Программа “Курс – справедливость!”, книга “Обгон по левому флангу”, сборник моих актуальных статей и выступлений и ряд моих брошюр. Подготовлены фотографии, баннеры, информационные блоки для размещения в печатных СМИ, аудио- и видеоролики.


В президентскую кампанию включились наши интернет-ресурсы. С их помощью вы можете получать оперативную информацию, скачивать необходимые агитационные материалы, выходить на связь с федеральным штабом и центральным аппаратом, публиковать наказы избирателей, идеи, предложения и отзывы на мою Программу.


Многие региональные  отделения Партии издают свои газеты. А те, кто не имеют такой возможности, могут изыскать средства у своих сторонников для платного размещения агитационных материалов в региональных печатных изданиях и на электронных ресурсах.  Нам надо максимально заполнить все бесплатные печатные площади. Постараться как можно больше появляться на телевизионных экранах, как в рамках ведения избирательной кампании, так и по  информационным поводам.


У каждого депутата есть свои фирменные избирательные приемы. Одни очень эффективно используют технологию распространения АПМ “от двери к двери”, другие берут количеством личных контактов, третьи – работают через коллцентр и общественные приемные.


Именно депутаты способны наладить взаимодействие с доверенными лицами и уполномоченными представителями Партии и помочь им наиболее эффективно организовать  работу.


Я поручаю вам контроль за своевременностью участия в жеребьевках, наполнением печатных площадей, проведением пикетов и раздачей брошюр и газет.


И конечно предвыборному штабу крайне важны ваши идеи по проведению 20 февраля Дня социальной справедливости и организации дня голосования.


*   *   *


Дорогие друзья!


В каждом регионе, в каждом городе, в каждом селе или поселке, на каждой улице, в каждой квартире должны твердо знать,  что предлагает кандидат в Президенты от партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. В чем его несогласие с политикой действующей власти, в чем принципиальное отличие от других кандидатов. Как он собирается решать проблемы коррупции, жилья, образования и медицины. Каким он видит будущее России. Что принесет его избрание каждой конкретной российской семье, каждому человеку.


Парламентские выборы показали, что наша Партия нужна людям! Поэтому мартовские результаты зависят только от нас с вами. От того, насколько мы будем уверены в себе, в своих идеях, современны и  убедительны.


Для депутата избирательная кампания не прекращается никогда. Давайте приложим все силы, чтобы Партия получила максимальную пользу от президентской кампании, и чтобы в России был избран справедливый Президент!