Выступление на заседании Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации

22 ноября 2006

Вступительное слово на заседании Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации по вопросу “О состоянии законодательства и приоритетных задачах законотворческой работы сфере обеспечения государственной национальной политики” .

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!


Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство. Веками здесь проживали в мире и согласии представители почти 200 народов. Русский премьер-министр Коковцов еще в начале XX века совершенно справедливо заметил, что “под сенью русского двуглавого орла достаточно простора для спокойной жизни всех народностей”. Для нашей страны никогда не были характеры масштабные конфликты на национальной и религиозной почве, здесь не было места национальной и религиозной нетерпимости. Это противоречит самой сущности российской цивилизации, которая на протяжении столетий формировалась на основе реальной толерантности. В этой связи приведу также слова выдающегося русского мыслителя Ивана Ильина: “Сколько народов Россия приняла, столько и сохранила”.


Однако все это не означает, что формированию и реализации государственной национальной политики не нужно уделять внимание. У нас она была незаслуженно забыта, результатом чего стало отсутствие системного и взвешенного подхода к национальным проблемам со стороны государства.


С учетом современных реалий концепция государственной национальной политики, разработанная в 1996 году, фактически устарела. Другой причиной неэффективности государственной национальной политики стало отсутствие государственного органа, ответственного за ее реализацию. В прежние годы эту задачу выполняли различные структуры, однако в течение ряда последующих лет органа, непосредственно курирующего эти вопросы, на федеральном уровне не было, что не замедлило сказаться на динамике межнациональных отношений.


К сожалению, в последнее время участились правонарушения, которые – надо честно об этом говорить – в ряде случаев действительно являются проявлениями нетерпимости на национальной и конфессиональной почве.


К сожалению, состояние российской правоохранительной сферы, призванной первой реагировать на такого рода конфликты, далеко от идеального. Кондопога стала “лакмусовой бумажкой”, показавшей, что требуются неотложные меры по повышению эффективности государственной политики в сфере как охраны правопорядка, так и межнациональных отношений. Нельзя допустить разрушения того, что создавалось веками.


Значительная роль в проявлениях экстремизма различного толка принадлежит молодежным группировкам. Молодежь в процессе социальных перемен оказалась одной из наиболее уязвимых социальных групп. Издержки радикальной смены социального строя, в том числе безработица, наркомания, криминализация жизни, кризис семейных ценностей, пришлись на период ее социализации. Кроме того, в последние годы наша молодежь была предоставлена по сути сама себе, результат чего не замедлил сказаться на уровне и межэтнической напряженности.


В законодательном обеспечении борьбы с экстремизмом в молодежной среде можно условно выделить два основных направления. Первое – блок правовых актов, направленных, главным образом, на пресечение экстремистской деятельности. Второе – комплекс законов, направленных на профилактику экстремизма в молодежной среде, на устранение условий, подталкивающих молодежь к экстремистским действиям, на обеспечение гармоничного включения молодежи в нормальную жизнь общества. Уверен, что нам необходимо принятие федерального закона “О молодежи” и официальный орган по делам молодежи.


Непростые миграционные процессы также вносят свой вклад в дестабилизацию межнациональных отношений. По различным данным, сегодня в стране находится около 15 миллионов работающих иностранцев, из которых зарегистрировано всего чуть более 3%! Далеко не все гости страны желают понять и принять нашу культуру, адаптироваться к новым условиям жизни, а подчас они просто связаны с криминалом или становятся его легкой добычей. Неудивительно, что такая спонтанная миграция превратилась в фактор напряженности в обществе. Нужно честно признать, что государство пока еще не научилось полноценно управлять миграционными процессами.


Миграция не должна создавать противостоящих нашей культуре этнических анклавов и разрушать сложившийся этнокультурный баланс. Сегодня ясно, что стране нужны государственные программы по формированию межнациональной солидарности, толерантности и социально-культурной адаптации переселенцев к новым социально-культурным и национальным условиям.


К настоящему времени в основном сформирована законодательная база, регулирующая правоотношения в сфере миграции. Законодательно определены основные направления реализации государственной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Сегодня важно своевременно обеспечить реализацию новых законов необходимыми подзаконными актами. Речь идет о нормах, регулирующих вопросы установления квот для лиц, прибывающих в Россию на работу по визе, а также особого порядка подготовки и рассмотрения предложений по трудовой миграции из стран, с которыми у России нет визовых отношений. Ну и, разумеется, требуется ужесточение ответственности за нарушение миграционного законодательства – в первую очередь, ответственности работодателей.


Ростки национализма дают всходы в трудные для народов и государств времена. К сожалению, решение острых экономических и социальных проблем отодвинули национальную политику на второй план. Однако сейчас пришло время заняться “собиранием камней”: выработать четкие контуры, направления, комплексные подходы новой национальной политики, в основе которой будут лежать такие принципы, как взаимоуважение и взаимопонимание всех народов, населяющих Российское государство.