Выступление на заседании Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений на тему "Обучение мигрантов русскому языку" 24 июня 2008 года

24 июня 2008


Дорогие друзья!


Сердечно приветствую всех участников нашего заседания.


Вынесенная на обсуждение тема – обучение и тестирование по русскому языку мигрантов и членов их семей – затрагивает широкий круг интересов общества и государства.


Важность рассматриваемой проблемы не вызывает сомнений.


Знание русского языка является одним из главных показателей способности иммигрантов адаптироваться в российском обществе.


Напротив, незнание языка принуждает их замыкаться в рамках своей среды и субкультуры.


Зарубежный опыт показывает, что зачастую это приводит к образованию враждебно настроенных к коренному населению обособленных национальных анклавов. А это – питательная среда для национальных преступных группировок и международных террористов. Очевидно, что решение «проблемы языка» непосредственно связано с обеспечением безопасности и социальной стабильности в обществе.


Убеждён, что эту проблему мы должны держать под постоянным контролем, решать её, прежде всего, на законодательном уровне и рассматривать в широком социально-экономическом и политическом контексте.


Ведь масштабы привлечения иностранной рабочей силы растут год от года. В среднесрочной перспективе эта тенденция сохранится. Это расплата за демографический кризис, начавшийся в нашей стране в 90-е годы и не преодолённый до сих пор.


Кроме того, мы не должны забывать, что русский язык остаётся одной из мощных и важных скреп, которая соединяет воедино наше многонациональное государство.


А для народов, проживающих в государствах СНГ, возможность говорить на русском языке – это главная духовная составляющая всего того, что объединяет нас сегодня. Как сказал один из мудрецов: «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия».


В целом, ситуация со знанием русского языка в мире и на пространстве СНГ довольно сложная.


В некоторых сопредельных странах закрываются школы с преподаванием на русском языке.


Во многих государствах Восточной Европы произошло исключение русского языка из учебных программ.


В 2,5 раза по сравнению с советским периодом уменьшилось число иностранных студентов, обучающихся в наших вузах.


Одной из причин такого положения дел стало то, что в 90-е годы XX века Россия ослабила поддержку русского языка за рубежом.


Сейчас ситуация пусть постепенно, но стала меняться в лучшую сторону.


Многое было сделано в рамках проведения в 2007 году Года русского языка.


За последние 6 лет на 17 тысяч увеличилось число студентов в российских вузах из стран СНГ.


Увеличивается количество бюджетных мест для иностранных студентов.


В 2006-2010 годах реализуется федеральная целевая программа «Русский язык».


Она направлена на поддержку русского языка как средства межнационального общения в государствах СНГ, а также взаимодействие с русскими диаспорами в Дальнем зарубежье. В то же время, думаю, что следовало бы сделать эту ФЦП более насыщенной и конкретной. Так, например, нужно больше внимания уделить обучению русскому языку за рубежом в среде потенциальных трудовых мигрантов.


Полностью согласен с В.В. Путиным, что русский язык – «это язык исторического братства народов, язык действительно международного общения. Он является не просто хранителем целого пласта поистине мировых достижений, но и живым пространством многомиллионного «русского мира», который, конечно, значительно шире, чем сама Россия».


В целом, очевидно, что сегодня нашей стране нужна более активная языковая политика во всех её измерениях.


Уважаемые коллеги!


В настоящее время мы должны больше внимания уделять наиболее полной адаптации тех, кто уже приехал в Россию.


Считаю, что необходимо принять обязательные программы по социализации трудовых иммигрантов. Такие программы должны включать изучение русского языка, истории и культуры России.


Вопрос это не простой. Ведь обучение русскому языку как иностранному в российских вузах занимает длительный срок и дорого стоит. Для трудовых мигрантов это неприемлемо. Возможности обучения ограничиваются вечерним временем и нерабочими днями, а сравнительно низкие доходы не позволяют самостоятельно оплатить учёбу.


Требование к работодателям оплачивать курсы русского языка может привести к массовой подделке документов и дополнительной коррупции.


Следует продумать, кто должен финансировать эти программы. Прав Президент России Д.А. Медведев, который считает, что и «трудовые мигранты должны предпринимать усилия для собственной трудовой ассимиляции, чтобы погрузиться в культурно-языковую среду». Вероятно, нужны совместные усилия государства, работодателей и самих мигрантов.


Необходима специализация кадров преподавателей для обучения русскому языку как иностранному именно для трудовых иммигрантов.


Ещё более важно разработать и реализовать специальные программы начального обучения русскому языку непосредственно в странах проживания.


Дорогие друзья!


Особые проблемы связаны с вопросами образования детей трудовых иммигрантов.


В Москве, в Ростовской области имеется опыт работы с детьми-мигрантами в обычных школах и школах с этнокультурным компонентом.


Практика выявила заметные трудности адаптации детей к новой культуре и нормам поведения. Положение усугубляется и в связи с отсутствием специальных учебников русского языка.


Хорошо бы внимательно изучить и обобщить этот опыт.


Убеждён, что повышению интереса детей и молодёжи России, да и всего мира к изучению русского языка, может способствовать применение современных информационных технологий. Необходимо создание системы обучающих интернет-порталов по русскому языку. Следует шире использовать возможности дистанционного обучения, Интернета для оказания методологической помощи русистам всего мира.


В заключение несколько слов о законодательном регулировании вопросов русского языка. В 2007 году группой депутатов Государственной Думы были предложены поправки в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В них оговаривались требования к трудовым мигрантам, планирующим работать в России более 90 суток, документально подтвердить знание русского языка.


Правительство России законопроект не поддержало.


Считаю, что необходимо рассмотреть весь спектр возможностей законодательного регулирования данной проблемы.


Как вариант могу предложить для работающих мигрантов создать систему курсов русского языка, а для вновь прибывающих – обязательное тестирование по русскому языку.


Кстати, экзамен на знание своих языков для трудовых мигрантов предусмотрен законодательством целого ряда стран.


В перспективе нам следует рассмотреть возможность квотирования трудовых иммигрантов по полу, возрасту, образованию, знанию языка, как это делается во многих развитых странах.


Я уже не говорю о том, что в свою страну мы должны пускать только законопослушных людей.


Это вполне цивилизованный путь удовлетворения потребностей экономики в рабочей силе нужного количества и качества.


Предлагаю сегодня обсудить новый, весьма перспективный законопроект на данную тему, разработанный нашими коллегами: заместителем Председателя Совета Федерации Александром Порфирьевичем Торшиным и членом Совета Федерации, заместителем председателя нашей Объединённой комиссии Владимиром Иосифовичем Слуцкером.


Завершить своё выступление хочу словами замечательного корифея русского языка Константина Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса!».


Давайте приступим к работе.