Выступление на заседании Научно-экспертного совета на тему "Качество жизни граждан России в региональном измерении" 9 декабря 2009 года (г.Москва)

9 декабря 2009

Добрый день, уважаемые коллеги!


Благодарю за то, что откликнулись на наше приглашение принять участие в заседании Научно-экспертного совета. Вопрос, который вынесен на наше заседание, исключительно важен и актуален.


Чрезмерная социальная дифференциация современной России очевидна и имеет выраженное региональное измерение. Это проявляется в существенных различиях в уровнях социально-экономическо-го развития субъектов Федерации, населённых пунктов страны, в доходах населения, доле бедных, в резком социальном расслоении общества, в уровнях развития социальной инфраструктуры.


Значительно разнятся по регионам и местам проживания наших граждан возможности по их трудоустройству, доступность квалифицированной медицинской помощи, качественного образования, жилищные условия, масштабы безработицы и многое другое.


Президент России в своем Послании Федеральному Собранию 2009 года ещё раз подтвердил главную цель развития нашей страны, как социального государства, – улучшение качества жизни.


Наличие огромных разрывов в уровне и качестве жизни граждан[1], глубина диспропор-ций и тенденция к их усилению стали существенным препятствием в социально-экономическом развитии России, модернизации экономики и устойчивом развитии страны в целом, представляют серьезную угрозу целостности Российской Федера-ции.


Необходимость преодоления диспропорций в региональном развитии является для России одной из ключевых задач государственной политики.


Думаю, что достаточно универсальным измерителем качества жизни регионов можно считать индекс развития человеческого потенциала[2].


Как известно, он отражает различия в продолжительности жизни населения, уровне образования и производстве валового внутреннего продукта на душу населения.


Этот показатель позволяет приблизительно сравнивать между собой страны, регионы, а также отслеживать динамику социального развития каждой территории.


Согласно расчётам индекса в предкризисный период к наиболее развитым регионам относятся Москва, Тюменская область и Санкт-Петербург. За ними следуют Республика Татарстан, Белгородская и Томская области.


На последних местах находились Республика Ингушетия, Еврейская автономная область, Чеченская республика, Забайкальский край и Псковская область[3].


Сильный отрыв Москвы от других регионов во многом обусловлен нахождением в столице штаб-квартир крупнейших компаний страны.


Сопоставление индексов за последние докризисные годы демонстрирует две тенденции. Это увеличение доли развитых регионов и ускоренный рост индексов развития человеческого потенциала в регионах аутсайдерах.


Тогда эти позитивные тенденции были связаны с высокими ценами на нефть и газ и перераспределением нефтегазовых доходов в пользу наименее развитых регионов.


Однако и это не привело к сглаживанию различий в уровне жизни населения.


Уважаемые коллеги!


Сегодня, в условиях мирового кризиса, ситуация ухудшилась вследствие резкого снижения доходов бюджетов всех уровней и сокращения занятости населения. Нынешний глобальный финансово-экономический кризис высветил неустойчивость российской экономики.


Спасением и одновременно проклятьем России и её регионов является «нефтегазовая игла».


Конечно, развитие ТЭК в 90-е годы обеспечило «подушку безопасности».


Однако кризис ещё раз показал, что сложившаяся структура экономики и система взаимодействия центра и регионов не стимулирует социально-экономическое развитие субъектов России.


Ряд регионов,  даже с учетом финансовой помощи, не имеет достаточных ресурсов для решения важнейших социальных и экономических проблем. 


Чрезмерная унификация межбюджетных отношений не всегда эффективна. Пора отойти от подхода «всем сестрам по серьгам». Необходимо в большей степени учитывать объективные различия условий, в которых находятся регионы.


Убежден, что задачи сглаживания диспропорций не могут быть решены только за счет прямых государственных расходов. Большую роль способен и должен сыграть бизнес, государственно-частное партнерство.


Вывод очевиден: стране нужна повсеместная модернизация экономики, социальной среды и образа жизни населения.


Можно утверждать, что в России уже сложился консенсус государства, бизнеса и общества в вопросе о невозможности поддерживать дальнейшее стабильное развитие путём экстенсивного освоения природных ресурсов.


В то же время практических шагов по диверсификации экономики, развитию реального сектора экономики, переходу на инновационное развитие пока не сделано.


Нам нужны единое социальное пространство, унифицированный рынок труда, рынок жилья, свободное перемещение трудовых ресурсов по территории страны.


И главной целью нашей деятельности должно стать повышение человеческого потенциала, формирование в стране единого социального пространства, создание наилучших условий для обеспечения здоровой и качественной жизни россиян во всех уголках нашей страны.