Выступление на заседании круглого стола на тему: «Совершенствование законодательного регулирования отношений по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с учётом решения Конституционного суда Российской Федерации», 20 марта 2017 года (г. Москва)

20 марта 2017

Уважаемые участники круглого стола!

При принятии в 2012 году закона, установившего накопительную систему финансирования капитального ремонта, наша фракция выступала категорически против.

Напомню, тогда, в 2012 году, на одном из совещаний по вопросу капитального ремонта Президент Российской Федерации отметил:

«… Да, вы знаете, что вообще не по-честному это – на граждан всё перекладывать. Это невозможно, они не в состоянии решить этих задач. Ведь когда имущество передаётся новому собственнику, оно должно быть в надлежащем состоянии. А если не передано в надлежащем состоянии, нельзя это сбрасывать на плечи людей. <…> Очень трудно объяснить людям, почему при растущих платежах за ЖКХ и часто при неудовлетворительном качестве услуг они должны дополнительно платить ещё и за ремонт».

А теперь посмотрим, что в итоге сделали? Именно сбросили всё на плечи людей.

Мало того, что на граждан вопреки Гражданскому кодексу возложили обязанность по финансированию ремонта чужого имущества; мало того, что люди платят по старым долгам государства, так государство ещё и текущие свои обязательства не выполняет!

Так, по состоянию на октябрь 2016 года процент собираемости средств на капитальный ремонт в государственном и муниципальном жилищном фондах по федеральной собственности составил 24,4%, по региональной собственности – 84%, по муниципальной – 64,5%.

Дошли до того, что даже на социальных нанимателей умудрились переложить плату муниципалитетов за капитальный ремонт.

Нонсенс: людей заставили платить за всё, сама же власть за свой жилищный фонд не платит!

А теперь риторический вопрос: если власть не платит по своим обязательствам, то кто платит?

Ответ прост: в системе общего котла эти «неплатежи» растворяются за счёт ответственных плательщиков – за счёт граждан.

В целом практика применения новой системы капитального ремонта показала следующее:

1) реальный мониторинг технического состояния домов не проводился;

2) региональные программы формируются по необъективным критериям;

3) сроки региональных программ растянуты на 30 лет и более;

4) в результате многие дома, требующие капитального ремонта «ещё вчера», продолжают пополнять аварийный фонд;

5) разъяснительная работа с гражданами не проводилась, большинство домов оказалось в системе «общего котла»;

6) средства граждан, размещаемые на специальных счетах, не защищены;

7) государственная поддержка практически не оказывается;

8) качество проводимого в регионах капитального ремонта крайне неудовлетворительное;

9) собранные с населения средства осваиваются неэффективно. Так, в 2015 году собрали 97 млрд рублей, а потратили на проведение капитального ремонта лишь 25 млрд рублей – остальные деньги людей съедает инфляция;

10) размеры взносов федеральной властью не контролируются и различаются в регионах иногда в 10 раз – от 1,5 до 15 рублей с 1 кв. м в месяц.

Фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ ведёт последовательную работу по совершенствованию системы капитального ремонта в интересах людей.

За прошедшие годы нам удалось:

– добиться введения второго способа финансирования капитального ремонта по схеме «я ремонтирую свой дом» (через специальный счёт);

– отстоять возможность освобождения жителей новостроек от платы за капитальный ремонт;

– ввести компенсацию расходов по уплате взносов на капитальный ремонт для пенсионеров и инвалидов;

– снизить максимальный срок выхода из «общего котла» с 2 до 1 года.

Именно мы с коллегами из КПРФ обратились в Конституционный суд РФ с заявлением о признании ряда норм Жилищного кодекса о капитальном ремонте противоречащими Конституции РФ.

Чуть менее года назад, 12 апреля 2016 года, Конституционный суд вынес своё решение.

И несмотря на то что обжалованные нами нормы признаны судом не противоречащими Конституции, федеральному законодателю даны чёткие предписания по дополнительному законодательному регулированию вопросов капитального ремонта.

А именно рекомендовано:

1) установить механизм исполнения государством «старых обязательств» по проведению капитального ремонта многоквартирных домов;

2) не применять двухлетний срок выхода из «общего котла» к собственникам, которые изначально не выбирали этот способ накопления средств;

3) дать право гражданам изменять очерёдность проведения капитального ремонта в судебном порядке;

4) предусмотреть гарантии сохранности средств граждан в случае прекращения деятельности регионального оператора;

5) установить порядок компенсации собственникам накопленных ими на счёте регионального оператора средств в случае их утраты.

Эти предписания чётко соответствуют позиции фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, которую мы отстаивали на протяжении последних 5 лет.

И вот только после решения Конституционного суда Правительство РФ вынуждено было разработать законопроект, который призван исполнить указанные предписания.

Однако давайте посмотрим на этот законопроект – действительно ли он способен реализовать судебное постановление?

Конечно же нет!

Этот законопроект носит декларативный характер и не способен решить проблемы граждан в сфере проведения капитального ремонта.

Во-первых, законопроект существенно минимизирует объём «старых обязательств» государства.

Во-вторых, законопроект не предполагает финансирование за счёт средств федерального бюджета.

В-третьих, устанавливаются заранее неисполнимые для нищих муниципалитетов требования о проведении ими капитального ремонта. Очевидно, что местные бюджеты не способны профинансировать капитальные ремонты в домах, нуждавшихся в нём ещё на момент приватизации.

В-четвёртых, законопроект не решает всех поставленных Конституционным судом вопросов. Так, например, создание нового регионального оператора взамен обанкротившегося не гарантирует собственникам сохранность средств, поскольку все долги старого регионального оператора перейдут к новому.

И так далее.

Но это еще не всё.

31 декабря 2016 года Президент Российской Федерации дал Правительству РФ чёткие поручения по вопросам дополнительного законодательного регулирования вопросов капитального ремонта.

Эти поручения касаются и контроля за обоснованностью устанавливаемых субъектами размеров взносов, и эффективности реализации региональных программ капитального ремонта, и ответственности за их неисполнение.

Но и здесь ни Правительство РФ, ни партия власти не торопятся исполнять поручения Президента РФ.

Наоборот, наш законопроект, который полностью соответствовал указанной позиции Президента РФ, был отклонён Государственной Думой ФС РФ при молчаливой пассивности парламентского большинства.

Несмотря на это, мы и в дальнейшем будем настаивать на реализации решения Конституционного суда и поручений Президента РФ в интересах людей.

Мы будем отстаивать принятие уже внесённых нами законодательных инициатив:

– об освобождении от уплаты взносов на капитальный ремонт граждан, которые приватизировали квартиры в домах, уже требовавших капитального ремонта;

– об ограничении платы за капитальный ремонт;

– о недопустимости перевода долгов публичной власти по платежам за капитальный ремонт на граждан

и многих других.

В целом считаю, что Правительство РФ не справилось с поставленной задачей по капитальному ремонту и призываю фракции КПРФ и ЛДПР совместно подготовить обращение к Председателю Правительства РФ с требованием признать неудовлетворительными подготовку и реализацию программы капремонта, формирование стратегии и законодательных инициатив правительства в данном вопросе и принять необходимые кадровые решения.

Спасибо!