Выступление на заседании Комиссии Социалистического интернационала по устойчивому развитию мирового сообщества на тему: "Решение проблемы изменения климата: объединение государственных и частных инициатив" 24 марта 2008 года (г.Сантьяго)

24 марта 2008

Уважаемый Председатель Комиссии Риккардо Лагос!


Уважаемый Генеральный Секретарь Социнтерна Луис Айала!


Уважаемые дамы и господа!


Когда в моей стране хотят кого-то назвать непостоянным, то говорят: «Он переменчив, как погода». Так было всегда. Но в XX, а теперь и в XXI веке погода стала преподносить слишком много негативных сюрпризов.


В перспективе нельзя исключать такие последствия изменения климата, как резкое увеличение числа природных и техногенных катастроф, рост их масштаба, распространение голода и эпидемий, появление значительного числа «экологических» беженцев.


В научной среде вопрос о степени влияния антропогенного фактора на климат остается дискуссионным. Более того, мне кажется, что человечество не совсем понимает, чего бояться больше – значительного потепления к концу века или нового ледникового периода. Несмотря на недостаточную изученность антропогенного влияния на климат, в то же время необходимы конкретные действия по его ограничению. Я задаю себе два вопроса: первое – влияет ли на изменение климата человеческая деятельность? И отвечаю – безусловно, да. Второе – влияет ли на изменение климата только антропогенная деятельность? И мой ответ – однозначно нет.


Опираясь на анализ накопленного практического опыта, предлагаю в качестве наиболее эффективных считать действия и договоренности, в основу которых заложена формула: «решение глобальных проблем через глобальное участие».


Моя страна ответственно подходит к решению проблемы изменения климата, сохранению окружающей среды.


В Российской Федерации за прошедшие годы XXI века разработана и принята Экологическая доктрина, сформировано новое природоохранное законодательство. Нами ратифицирован Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.


Однако уже сегодня очевидно несовершенство Киотского протокола. Представляется, что международные соглашения должны опираться на принцип соответствия целей и задаваемых нормативов темпам роста экономики и реальным возможностям конкретных стран.


Экономическая деятельность невозможна без учета того воздействия, которое она оказывает на природу, на климат. Поэтому предлагаю разработать рекомендации по созданию в каждой стране национального механизма сохранения окружающей среды, сокращения антропогенного влияния на климат. Он может состоять из специальных комитетов, комиссий, консультативных органов по климатическим изменениям в государственных структурах, в органах власти на всех уровнях. Представляется, что было бы полезным подготовить и модельные, рамочные законы, определяющие механизмы взаимодействия государства и частного сектора в рассматриваемой сфере.


Такая практика освоена Межпарламентской ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств, пост председателя которой мне доверено занимать. По инициативе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, других парламентов государств – участников Ассамблея разработала и приняла ряд важных модельных законодательных актов, востребованных странами Содружества при формировании национальных экологических законодательств. Это такие модельные законы, как «Об основах экологического предпринимательства», «Об экологическом страховании», «О предотвращении и комплексном контроле загрязнений» и, наконец, в 2007 году принят модельный «Экологический кодекс».


Уважаемые коллеги!


Очевидно, что в решении проблемы климатических изменений не менее важен межгосударственный уровень. Об этих подходах я уже говорил на лондонском заседании нашей Комиссии[1].


Напомню, что было предложено проводить совместные международные исследования климата. Речь шла и о создании межгосударственной организации в целях оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, и о формировании системы международных резервов.


Одно из возможных направлений нашего сотрудничества – обеспечение глобального мониторинга климатических изменений. Ведь мировое сообщество уже обладает мощным инструментом такого мониторинга. Это система гидрометеонаблюдений. На сегодня Всемирная метеорологическая организация, которая действует под эгидой ООН, координирует усилия в этой области ни много, ни мало 188 стран. Здесь на практике применяется принцип решения «глобальной задачи при глобальном участии». Все страны вовлечены в процесс мониторинга. Полагаю, что необходимо всемерно поддерживать, укреплять и развивать эту организацию. Напомню, кстати, что вчера – 23 марта – отмечался  Всемирный метеорологический день.


Позитивный опыт такого международного сотрудничества требует всемерной поддержки и распространения.


Уважаемые коллеги!


Эффективность общемировых усилий по снижению антропогенной нагрузки на климатическую систему планеты сегодня существенно ослаблена тем, что трое из пяти крупнейших эмитентов парниковых газов – Китай, США и Индия – оказались не обремененными обязательствами по их сокращению.


Поэтому особую важность приобретает закрепление в рамках Киотского протокола выдвинутого в Монреале в 2005 г. российской стороной предложения по «добровольным обязательствам» (доработанное и уточненное с учетом мнений партнеров) о предоставлении всем странам возможности принимать обязательства по сокращению выбросов парниковых газов.


Российская Федерация является активным участником переговорного процесса по посткиотскому режиму. Напомню, что сам Киотский протокол был ратифицирован Россией для того, чтобы он заработал. Однако мы признаем наличие в Протоколе рисков и для России и считаем необходимым активно договариваться о посткиотском процессе, что и было продемонстрировано на Бали. При этом основные элементы переговорной позиции России сводятся сегодня к следующему:


– необходимость продолжения научных исследований для более глубокого обоснования глобальных мер по снижению антропогенных выбросов парниковых газов;


– новое соглашение может быть эффективным только при условии его глобального охвата, обеспечивающего участие всех основных стран-эмитентов;


– требуется создание более эффективных инструментов передачи экологически чистых технологий и их доступности на мировом рынке;


– необходимо добиваться адекватного отражения роли лесов как поглотителей парниковых газов (так, один гектар тайги поглощает 14 тонн углекислого газа и вырабатывает 10 тонн кислорода; лесные же массивы в целом препятствуют развитию процессов опустынивания, засухам и суховеям, сохраняют редкие виды флоры и фауны);


– должное внимание следует уделять вопросам адаптации к изменению климата, в том числе учитывая особую чувствительность развивающихся стран к этой теме.


В целом же, коллеги, должен сказать, что российская позиция по климату формируется не без учета выводов и заключений многих авторитетных отечественных научных школ, в числе которых Московский государственный университет, Уральское отделение Российской Академии наук и Главная астрономическая обсерватория Российской Академии наук – прославленная на весь мир Пулковская обсерватория Санкт-Петербурга. Эти крупнейшие научные центры позволяют себе сомневаться в правильности классической трактовки причин глобального потепления, сформированной еще в конце XIX века шведским ученым Сванте Августом Аррениусом.


С тех пор, как известно, научный мир раскололся на сторонников и противников теории глобального потепления как следствия деятельности человека.


По мнению оппонентов традиционной «парниковой» версии, к потеплению приводит не повышенное содержание в атмосфере углекислого газа, а наоборот – в результате потепления происходит выброс в атмосферу гигантских объемов углекислого газа. Причем без всякого участия человека. Ряд ученых считают, что к настоящему глобальному изменению климата могут привести лишь внешние, космические причины. Вполне возможно, что в данном случае речь идет лишь о циклических колебаниях параметров биосферы. Нельзя исключать и влияние вулканической деятельности, солнечной активности, изменения наклона земной оси, периода обращения нашей планеты, пожаров, появления пятен на Солнце и многих других существенных факторов.


Тем не менее, на данном этапе уровень научного понимания проблемы изменения климата вполне достаточен для того, чтобы оправдать принятие срочных действенных мер со стороны всех без исключения государств. Сегодня важно, чтобы все ключевые мировые игроки определили экономически целесообразные правила поведения и мероприятия, которые они могли бы осуществить с тем, чтобы, в конечном счете, внести свой вклад в ощутимое и долговременное сокращение глобальных выбросов парниковых газов в атмосферу. В этом контексте хочу выразить свою принципиальную поддержку идеи бывшего президента Франции Жака Ширака о необходимости создания Всемирной организации ООН по защите окружающей среды (по типу Всемирной организации здравоохранения, ЮНЕСКО и т.д.). Напомню, что эту инициативу уже поддержало около 50 государств мира.


Уважаемые дамы и господа!


В заключение позвольте выразить уверенность, что наше заседание станет заметным событием на пути выработки стратегии достижения совместного устойчивого развития, продвижения к жизнеспособному и справедливому мировому сообществу, обращенному к нуждам и потребностям каждого человека.


Благодарю за внимание.