4 июля 2006
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Прежде чем начать работу очередного заседания экспертного совета, разрешите поздравить нашего коллегу, члена экспертного совета, генерального директора федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» Каблова Евгения Николаевича с избранием его действительным членом Российской академии наук.
Сегодня темой нашей встречи станет проблема защиты и обеспечения прав на результаты научно-технической деятельности в решении задач развития инновационной экономики.
С докладом выступит руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Симонов Борис Петрович.
Теперь несколько слов относительно организации заседания.
Для доклада – 20-25 минут. Всех выступающих прошу соблюдать временной режим 5-7 минут.
Тексты выступлений и материалы, подготовленные к заседанию совета, просьба передавать ответственному секретарю экспертного совета Кривову Виктору Дмитриевичу для их последующей публикации.
И последнее по организации работы. При регистрации вы получили проект рекомендаций сегодняшнего заседания. Прошу внимательно с ним ознакомиться и в ходе обсуждения темы вносить предложения, которые обязательно будут учтены при его доработке.
Уважаемые коллеги!
Полагаю, что собравшиеся в этом зале прекрасно понимают всю остроту ситуации, сложившейся сегодня в сфере правовой защиты интеллектуальной собственности.
Отечественный рынок интеллектуальной собственности молод, ему нет и 15 лет. Поэтому неудивительно, что правовое регулирование этой сферы далеко от совершенства. Попытки прямого заимствования зарубежных правовых норм без учета отечественных реалий провалились. Однако в последнее время в этой сфере наметились определенные позитивные перемены.
Так, вступили в действие: новая редакция Патентного закона Российской Федерации, Федеральный закон “О правовой охране топологий интегральных схем”, Федеральный закон “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных”, Федеральный закон “О коммерческой тайне”, другие правовые акты.
Вместе с тем, существует целый ряд проблем, от решения которых во многом будет зависеть как будущее отечественного ОПК, так и успешность трансформации российской экономики от сырьевой к инновационной.
Прежде всего, я имею в виду проблемы оформления и защиты прав государства на результаты научно-технической деятельности, выполненной за счет средств государственного бюджета, и проблемы коммерциализации разработок.
До сих пор нерешенным остается вопрос учета и оценки нематериальных активов, в том числе созданных ещё в советское время. Права государства на эту собственность, созданную за его счет, не были защищены. Не был найден необходимый баланс интересов между авторами-разработчиками, чей вклад несомненен, и государством, которое все-таки создало материальные условия для проведения исследовательских работ.
При приватизации начала 90-х годов объекты интеллектуальной собственности отдельно не выделялись и не учитывались. Таких норм в законодательстве просто не существовало. В результате патенты на многие изобретения, сделанные за государственный счет, получили их непосредственные авторы-разработчики, которые теперь вольны распоряжаться этими изобретениями по своему усмотрению.
В период же с 1993 по 1998 год ситуация еще более ухудшилась, так как государство пошло на полную либерализацию рынка интеллектуальной собственности. Продолжая финансировать научные разработки, государство никаких прав на результаты интеллектуальной деятельности не получало. В результате начался беспрецедентный отток из страны передовых технологий, перспективных научных кадров. Последствия этого процесса мы пожинаем до сих пор.
Говоря о проблемах оформления и защиты прав государства на результаты научно-технической деятельности, осуществленной за счет средств федерального бюджета, хочу отметить, что новым законодательством Российской Федерации государству предоставлены права на результаты работ, полученные в рамках государственного контракта.
Однако оформление патентов на изобретения и технологии – дело довольно затратное, при этом ни в законах, ни в подзаконных актах финансирование процедуры оформления прав государства на результаты научно-технической деятельности, осуществленной за бюджетные деньги, не предусмотрено. С этой порочной практикой должно быть покончено.
С другой стороны, переход к инновационной экономике невозможен без либерализации политики в области интеллектуальной собственности, создаваемой на средства государственного бюджета. Как показывает мировой опыт, экономически наиболее развитые страны всячески стимулируют скорейшую передачу результатов научно-технической деятельности в коммерческий сектор.
При этом надо обязательно соблюсти баланс между экономической выгодой от внедрения последних разработок и защитой интересов государства, особенно в области обороны и безопасности.
Хочу заметить, что попытки закрепления за государством исключительных прав на все результаты научных и прикладных исследований, финансируемых из бюджета, предпринимались во многих странах, в том числе и в США, но неизменно приводили к негативным последствиям.
Общий подход к этой проблеме, как мне кажется, состоит в том, что права на использование объектов интеллектуальной собственности, созданной за счет средств федерального бюджета, должны распределяться между всеми участниками правоотношений, включая государство, таким образом, чтобы не возникало препятствий при вовлечении результатов научных разработок в хозяйственный оборот, и чтобы интересы государства были защищены.
При этом, говоря о коммерциализации научно-технических разработок, подчеркну, что деньги на разработку любых новаций будут выброшены впустую, если не обеспечена их востребованность внутри страны. Известно, что в России ежегодно, по причине потери способности их воспроизводства, утрачиваются десятки технологий, причем не только запатентованных, и если не решить проблему их востребованности в отечественной экономике, то никакие законодательные ухищрения по части защиты прав на результаты научно-технической деятельности не помогут.
Без обеспечения внутреннего спроса на новейшие технологии Россия, как это часто бывало в отечественной истории, будет платить дважды – сначала за разработку технологии, а потом за покупку за рубежом конечного продукта, созданного с её использованием.
Особо хочу остановиться на следующем моменте.
Произошедший в последние годы качественный прорыв в сфере информатики и телекоммуникаций, а также переход к цифровым технологиям изменили складывавшиеся отношения, бизнес-модели и модели государственного управления. Возможность воспроизводить, хранить и копировать информацию в любом числе копий без искажений, практически мгновенно рассылать любые объемы информации на любые расстояния и любому числу адресатов изменило наш мир. Эти технические возможности привели к конфликту реалий жизни с законодательством.
На сегодняшней нашей встрече надеюсь услышать мнения специалистов относительно того, какими видятся первоочередные шаги по оптимизации законодательства в сфере интеллектуальной собственности, и, прежде всего, той, которая создана за государственный счет на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
Полезные ссылки
- Выступление по вопросу об обращении Госдумы к ООН в связи с атаками украинских вооруженных формирований против мирных граждан
- Выступление на первом пленарном заседании весенней сессии Госдумы
- Выступление на XIII Съезде Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ
- Выступление на собрании группы избирателей по выдвижению Владимира Путина кандидатом в Президенты РФ
- Выступление на итоговом пленарном заседании Государственной Думы