Выступление на заседании Экспертного совета по ОПК на тему "О законодательной поддержке предприятий-разработчиков и производителей продукции двойного назначения" (16 сентября 2008 года)

16 сентября 2008

Уважаемые коллеги!


Сегодня нам предстоит обсудить вопросы законодательной поддержки предприятий-разработчиков и производителей продукции двойного назначения.


Наша встреча проходит в стенах Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский институт синтетического каучука имени академика Сергея Васильевича Лебедева». Благодаря своим уникальным разработкам предприятие хорошо известно не только в России, но и далеко за её пределами.


Я хочу поблагодарить директора института, члена нашего Экспертного совета Галину Викторовну Григорян за гостеприимство и организацию заседания.


Я хочу обратить внимание аудитории, что впервые заседание совета проводится на базе организации, которая не является промышленным гигантом. Но от успешной работы таких предприятий во многом зависит качество и эффективность российского вооружения. Их продукция, часто уникальная, имеет гражданское применение. Но при этом она исключительно важна и для ОПК. НИИСК – это как раз одно из таких предприятий.


Если при планировании развития оборонной промышленности забыть о таких предприятиях, не дать им достаточных объемов госзаказа, перепрофилировать или даже обанкротить – а такие случаи бывали – то не будет возможностей создавать подводные лодки, ракеты самолёты. То есть надо понимать, что такие производства – это важный и, в то же время, уязвимый элемент ОПК.


С основным докладом выступит генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия «Центральный научно-исследовательский институт «Прометей» Игорь Васильевич Горынин, с содокладами статс-секретарь – заместитель руководителя Федерального космического агентства Виталий Анатольевич Давыдов и руководитель Научно- исследовательского института синтетического каучука Галина Викторовна Григорян.


Предлагается следующий регламент работы. На основной доклад до 15 минут, на содоклады 7–10 минут, на выступления в пределах 5 минут. Если кто-то хотел сказать больше или не успеет выступить, прошу передать свои материалы в секретариат для последующей публикации.


По теме нашего заседания подготовлен проект рекомендаций. Просьба к выступающим давать оценку этому проекту, вносить по нему свои предложения.


Будем работать один час пятнадцать минут, затем перерыв 15 минут и после перерыва я попрошу вести заседание председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Алексеевича Озерова.


Уважаемые коллеги!


Перед тем, как перейти к основной части нашего заседания, хочу сказать несколько вводных слов.


В трагические августовские дни мы впервые за долгое время столкнулись с прямой агрессией зарубежного государства против наших граждан. Причем эта агрессия опиралась на поддержку могущественных иностранных покровителей.


Благодаря действиям наших Вооружённых Сил, удалось предотвратить массовое истребление осетинского народа.


Думаю, ни у кого не вызывает сомнения, что сегодня диалог на международной арене ведут только с сильными. Для остальных применяется нажим, диктат и шантаж.


Сегодня как никогда актуальна известная мысль, что у России есть только два надёжных союзника – армия и флот.


Конфликт показал, что нашей стране необходимы мобильные, технически хорошо оснащённые, способные эффективно действовать в локальных конфликтах вооружённые силы.


Как подчеркнул на днях, 11 сентября, в своём выступлении на совещании по вопросам развития Вооруженных Сил Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, ключевой задачей государства становится приобретение и создание новых видов вооружений.


Ясно, что без мощного научно-технического потенциала, без новейших высоких технологий современное оружие не создать.


Мы все хорошо знаем, что в развитых странах развитию передовых отраслей промышленности оказывается значительная государственная поддержка. При этом используются эффективные механизмы и стимулы: и рыночные, и административные.


И нам необходимо реализовать активную промышленную политику по поддержке, модернизации и развитию производства как собственно в ОПК, так и в смежных с ним секторах. В том числе выпускающих продукцию двойного назначения.


Практика показывает, что производство конкурентоспособной продукции таких отраслей, как гражданское авиастроение, атомная энергетика, космос, информационные и нанотехнологии невозможно без использования передовых технологий ОПК, в том числе технологий двойного назначения.


Разработка двойных технологий и выпуск продукции двойного назначения позволяет не только сохранять мощный оборонно-промышленный комплекс, но и ускорять развитие экономики в целом.


На прошлой неделе в Иркутске прошел V Байкальский экономический форум. Представленные масштабные инвестиционные проекты и программы ещё раз продемонстрировали, насколько востребованы для их реализации современные технологии. И эти технологии у нас есть. Проведенная в рамках форума выставка показала, что у предприятий ОПК Сибири и Дальнего Востока сохранился высокий научно-производственной потенциал и им есть что предложить бизнесу.


К сожалению, приходится констатировать, что масштабы присутствия российских товаров, созданных на основе технологий двойного назначения, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, пока что более чем скромны.


Уважаемые коллеги!


Государством для стимулирования развития высокотехнологичных производств уже сформированы различные механизмы (в частности, создана Российская венчурная компания, создаются особые экономические зоны и технопарки).


Активно включились в работу национальные корпорации. Но этого недостаточно. Мы незаслуженно забываем науку.


Для нас, законодателей, первостепенной задачей является создание полноценной правовой базы, обеспечивающей стимулирование разработок и коммерциализации технологий двойного назначения.


К сожалению, до сих пор отсутствуют чёткие законодательные процедуры передачи двойных технологий из военных отраслей – в гражданские и наоборот. Механизм передачи технологий, созданных за государственные средства, не отлажен и внутри ОПК.


Мы много говорим о двойных технологиях, используем этот термин в документах. А само понятие «двойные технологии» нормативно не определено. Не разработаны единые требования к двойным технологиям. Не проводятся исследования экономической эффективности внедрения двойных технологий. А ведь речь идет о результативности работ, проводимых за счет бюджета.


Учитывая комплекс этих проблем, считаю, что наша совместная деятельность в области совершенствования законодательства должна быть направлена:


во-первых, на организацию и стимулирование коммерциализации технологий двойного назначения;


во-вторых, на создание условий для интеграции предприятий ОПК и гражданского сектора экономики в сфере производства высокотехнологичной продукции на основе двойных технологий.


Отдельная проблема – привлечение малого и среднего бизнеса в сферу разработки и коммерциализации двойных технологий. Во всём мире при головных всемирно известных компаниях-производителях оружия в кооперацию входят сотни малых фирм. Их основной продукт – комплектующие и полуфабрикаты, созданные по технологиям, пригодным для двойного применения.


Такая система производства доказала свою экономическую эффективность. Но мы не должны забывать, что этот результат был достигнут не только рыночными методами. Например, в США, государство, выдавая оборонный заказ, обязывало и обязывает головных исполнителей размещать значительную его часть среди предприятий малого и среднего бизнеса. Со временем этот бизнес окреп и расширил производство на базе разработанных или переданных ему технологий. Уверен, что такой путь развития высокотехнологичного малого и среднего бизнеса может быть успешно реализован и в России.


Полагаю, что многие поднятые вопросы должны и могут быть решены Федеральным законом «Об инновационной деятельности в Российской Федерации».


На заседаниях нашего Экспертного совета мы неоднократно подчеркивали важность этого закона и необходимость его скорейшего принятия. Совет Федерация держит ход его подготовки под самым пристальным контролем. В работе над законом мы исходим из суворовского принципа: «Скорость нужна, а поспешность вредна».


Уважаемые коллеги!


Когда мы с вами говорим о технологиях двойного назначения, их коммерциализации то нельзя забывать и о другой стороне дела.


Научно-технические знания являются национальным достоянием и основой национальной технологической безопасности. Бесконтрольное растаскивание нашей уникальной технологической базы допускать нельзя.


Вместе с тем, мы не имеем права игнорировать факт необоснованного использования иностранных технологий в сферах, от которых зависит национальная безопасность России. При том, что не менее конкурентоспособные российские технологии не применяются.


Так, отечественные спутники почти на 80% состоят из импортных комплектующих, зачастую не удовлетворяющих нашим требованиям.


Не в полной мере обеспечиваются за счет отечественного производства наши потребности в новых материалах, электронике и многих других компонентах, используемых для производства вооружения и военной техники. Ситуацию надо менять коренным образом.


Считаю очень своевременным рассмотрение на заседании Президиума Правительства Российской Федерации 28 июля этого года вопроса о производстве стратегических материалов для вооружения, военной и специальной техники. Предложенные меры позволят модернизировать один из самых высокотехнологичных секторов экономики, обеспечат независимость ОПК от зарубежных поставок. Планируется провести комплекс научно-исследовательских работ. И, как подчеркнул в своём выступлении Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин «…новые технологии найдут широкое применение и в гражданской сфере».


Уважаемые коллеги!


Эффективное использование потенциала двойных технологий в интересах экономического развития страны – это задача национального значения. Я уверен, что рекомендации и предложения, выработанные в ходе нашего мероприятия, послужат её решению и будут в полной мере использованы при формировании российского законодательства в инновационной сфере.


В заключение, прежде чем предоставить слово первому из докладчиков, хочу выполнить приятную миссию. Вчера, 15 сентября, принимающий нас коллектив отметил юбилей. Исполнилось 80 лет со дня создания решением ВСНХ СССР лаборатории синтетического каучука. Разрешите всех поздравить с этой славной датой и вручить Галине Викторовне памятный сувенир.


Спасибо за внимание.