5 июля 2017
Добрый день, друзья и коллеги!
Я рад приветствовать всех участников Экспертного совета и наших гостей. В новом, седьмом, созыве Государственной Думы ФС РФ мы продолжаем работу Экспертного совета, который успешно функционировал в шестом созыве.
Сегодня мы проводим заседание, завершающее весеннюю сессию.
Оценивая работу за полгода, хотелось бы отметить, что за это время фракцией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ внесены на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ более 70 законопроектов. Больше половины из них разработаны в рамках Экспертного совета.
Деятельность Экспертного совета не ограничивается законотворчеством. Члены Совета принимали участие в работе самых значимых экспертных площадок страны, в том числе Московского и Петербургского экономических форумов. В составе официальной российской делегации наши эксперты участвовали в работе органов сессии рамочной Конвенции ООН по изменению климата (в рамках парижских соглашений).
Сейчас я не буду на этом подробно останавливаться, поскольку представители профильных направлений будут выступать и сами расскажут о результатах своей деятельности.
Из важных решений, принятых на декабрьском заседании, следует отметить включение в план работы Экспертного совета подготовку доклада «Социальные итоги 2016 года». Цель доклада – оценить ситуацию в сферах, которые наиболее сильно влияют на благополучие основных социальных групп населения России.
Была проделана очень большая работа, которую, конечно, осложнило то, что нами она проводилась впервые. Но могу сразу сказать, что первый блин получился не комом. Мы теперь имеем очень интересный труд, сделали очень важные выводы, которые позволяют определить и обосновать ориентиры в нашей работе.
Многие из присутствующих принимали участие в подготовке материалов доклада. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность всем, кто участвовал в этой работе.
В докладе нет никакой демагогии. Он основан на официальных данных Федеральной службы государственной статистики России, информации региональных отделений партии, а также на ваших аналитических материалах.
Главный вывод доклада состоит в том, что социальное самочувствие граждан России сегодня крайне низкое и продолжает снижаться. Так, по данным соцопросов, 78% взрослого населения уверены, что в стране продолжается полноценный экономический кризис. Более 40% работающих получают зарплату менее 20 тысяч рублей в месяц, каждый четвёртый россиянин вынужден экономить на еде. Для всё большего числа россиян политика Правительства Российской Федерации – это политика выживания. Хроническое безденежье, чехарда пенсионных реформ, страх потери работы вызывают сильнейшую социальную депрессию. По мнению 60% граждан, в 2016 году уровень жизни основной части населения России снизился, а «общее положение изменилось к худшему».
Доклад об итогах 2016 года задуман не как повод для критики Правительства РФ, а как возможность определить самые острые для нашего общества проблемы, как приглашение к широкому обсуждению вопросов, которые крайне актуальны для подавляющего большинства граждан России.
Как мы видим образ будущего? В каком государстве мы хотели бы жить? Какие есть варианты решения острых социальных проблем? Что при этом должно делать государство, а за что отвечает сам человек.
Сегодня на все эти вопросы нет однозначных ответов. Одна из причин заключается в том, что их и нельзя решать по отдельности. Нужно стратегическое видение, единый большой замысел и долгосрочная цель социального строительства.
И такой замысел у нас есть: по Конституции Россия – социальное государство. Однако именно этот конституционный принцип у нас в стране всё ещё остаётся протоколом о намерениях.
В мире существует множество моделей политического устройства, к которым при всех их различиях применяют термин «социальное государство». При этом некоторые представители западной элиты в последнее время заговорили о кризисе концепции «социального государства».
Я убеждён, что главной причиной таких настроений в странах золотого миллиарда является попытка закрепить беспрецедентный уровень социального расслоения, когда мизерный процент населения контролирует ресурсы планеты, уже не оглядываясь на конкуренцию социально-политических систем. Крушение биполярного мира и шанс установления так называемого однополярного мира сделали неизбежными попытки отказаться от социального государства под предлогом его неэффективности.
Есть и объективные причины кризиса. Во многих европейских странах пышным цветом расцвело иждивенчество, когда не работать гораздо выгоднее, чем работать. Но для России, как сказал Президент Российской Федерации В.В. Путин, «социально ориентированное государство – это не прихоть, а необходимость», а возможный отказ от социальной функции «поставит под угрозу само существование института государства как такового».
У Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ есть собственное представление о российской специфике построения социального государства с учётом нашего менталитета и истории, того особого цивилизационного пути, который прошла Россия, с учётом этнокультурного многообразия её регионов и новых проблем в сфере международной политики. У нас есть неплохой задел в этом направлении.
Во-первых, многие из присутствующих принимали участие в подготовке Социальной доктрины, которую мы разрабатывали в 2006–2007 гг. как документ, раскрывающий конституционный тезис о социальном государстве. Тогда этот документ опередил своё время. А сегодня без него мы уже не можем двигаться вперёд. Считаю, что при организации общественного диалога мы могли бы использовать эти наработки для обсуждения. Прошу всех подумать, как лучше организовать этот процесс, в том числе используя материалы Социальной доктрины.
Во-вторых, говоря об эффективном государственном управлении, я всегда вспоминаю известные слова Михаила Ломоносова о том, что главная задача любой власти – народосбережение.
Наш доклад «Социальные итоги 2016 года» дал толчок для разработки нового федерального закона «О народосбережении».
Характеризуя этот законопроект, я бы сказал, что он является инициативой по реализации идеи социального государства. Законопроектом учреждается Национальный совет по сбережению народа, включающий в себя Президента РФ, представителей политических партий, объединений товаропроизводителей и деловых сообществ и других субъектов. Главной целью Национального совета является сохранение и преумножение народа России, увеличение уровня его благосостояния.
Благосостояние населения образуется из совокупности факторов, отражающих уровень и качество жизни граждан страны, и измеряется достижением целевых показателей, таких как уровень доходов на душу населения в соотношении с прожиточным минимумом, показатели бедности, уровень неравенства по доходам, объём государственных расходов на образование, здравоохранение и культуру в отношении общего объёма расходов, уровень суицидов, средняя ожидаемая продолжительность жизни, динамика естественного прироста населения и другие.
Ключевыми мерами являются система контроля по достижению этих показателей и установление ответственности для органов исполнительной власти и должностных лиц в случае недостижения ими целевых утвержденных показателей. Таким образом, законопроект создаёт реальную систему оценки работы исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне.
В-третьих, говоря о нашем заделе, с которым ещё нужно вместе поработать, я имею ввиду и наши законодательные инициативы. Многие из них не прошли сквозь заслон партии власти. Например, закон о прогрессивной шкале налогообложения. Это главный инструмент любого социального государства! А у нас власть заморозила регрессивную шкалу налогообложения и стоит намертво. Здесь нужно поднимать общественное мнение, объяснять людям. Нужна огласка, в том числе в средствах массовой информации, в сети Интернет. Ваша помощь может быть очень действенной.
Ещё одно важнейшее направление деятельности Экспертного совета должно быть связано с ревизией действующего законодательства.
Скрытое противостояние власти капитала и народа, проявляется в противоречиях между декларациями про заботу о народе и реальной социально-экономической политикой, которая проводится через принимаемые законы. Эти противоречия нужно разрешать. Ревизия старых законопроектов и инициирование новых должны проводиться на основе критериев социального государства, о которых сегодня шла речь.
Уважаемые коллеги!
Я говорил о направлениях работы Экспертного совета, которые требуют глубокого анализа, специальных знаний, то есть требуют вашего участия, вашего профессионализма.
Это важное дело не может делаться с кавалерийского наскока, а требует системной работы. Поэтому предлагаю по итогам нашего пленарного заседания создать постоянно действующую дискуссионную площадку, в рамках которой можно будет найти ответы на эти непростые вопросы. Всех членов Экспертного совета и приглашённых, готовых принять участие в этой работе, прошу предоставить предложения для включения в дальнейший план действий. Проект такого плана есть у вас на руках.
Переходим к выступлениям.
Полезные ссылки
- Выступление по вопросу об обращении Госдумы к ООН в связи с атаками украинских вооруженных формирований против мирных граждан
- Выступление на первом пленарном заседании весенней сессии Госдумы
- Выступление на XIII Съезде Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ
- Выступление на собрании группы избирателей по выдвижению Владимира Путина кандидатом в Президенты РФ
- Выступление на итоговом пленарном заседании Государственной Думы