Выступление на встрече с профессорско-преподавательским составом и студентами Московского педагогического государственного университета (МПГУ)

5 октября 2010


Дорогие друзья!


Рад снова оказаться в этих гостеприимных стенах. Прежде всего, разрешите поздравить вас с Днём учителя! От всей души желаю вам здоровья, счастья, благополучия и, конечно, профессиональных успехов!


Ваш профессиональный праздник в России отмечается всенародно. Ведь все мы “родом из детства”, которое неразрывно связано со школой. И учителя были первыми нашими проводниками во “взрослую” жизнь.


Как и миллионы людей, я с огромной благодарностью и теплотой вспоминаю сегодня своих учителей.


Мне особенно приятно в этот торжественный день встретиться с коллективом самого главного “учительского” университета страны.


Знаю, что 1 ноября вашему замечательному вузу исполнится 138 лет. Это целая эпоха развития российского педагогического образования. Московский педагогический государственный университет по праву включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.


Практически все достижения российского образования неразрывно связаны с деятельностью вашего университета и его выпускников.


Недаром Университет награждён орденами, отмечен благодарностями Президента Российской Федерации. Стал одним из победителей конкурса инновационных образовательных программ в рамках национального приоритетного проекта “Образование”.


Дорогие друзья!


Российское образование сегодня находится в центре внимания нашего общества, политиков и всех уровней власти.


2010 год объявлен в России Годом учителя. Причиной этого является возрастающая значимость образования и знаний для настоящего и будущего страны, для каждого отдельного человека.


Тем более что у нас накопилось значительное число проблем в этой важнейшей сфере. Причиной которых, во многом, стала бесконечная перестройка системы образования.


Часто забывают, что главными целями всех реформ должны быть доступность и высокое качество образования. Но, к сожалению, у нас этот принцип не всегда работает.


В России имеется большой опыт решения задач в сфере образования, накоплены богатейшие традиции. Чтобы идти в ногу со временем, реформы образования необходимы. Это объективная реальность.


Но я не могу поддержать бездумную перекройку российского образования по западному образцу.


Речь, прежде всего, о введении единого государственного экзамена под лозунгом повышения доступности лучших вузов. Здесь заложено лукавство, ведь многие вузы законодательно получили право на проведение дополнительных испытаний.


Конечно, у нас много очень ответственных учителей, которые держат планку качества на высочайшем уровне в любых условиях. Но в целом система образования перестраивается на обучение детей заполнять тесты. И в этом опасность для качества образования.


Я знаю, что Московским государственным педагогическим университетом многое сделано в целях разработки научных основ объективной независимой оценки знаний учащихся. Поэтому очень надеюсь, что вы продолжите эту работу и усовершенствуете нынешний ЕГЭ.


Альтернативой ЕГЭ по обеспечению доступности образования могли бы стать выездные независимые комиссии по всем основным предметам.


Вызывает тревогу и недавнее принятие Закона о правовом положении бюджетных учреждений. В нём заложен потенциал дальнейшей коммерциализации образования, культуры. А это может снизить доступность образования. Пока не приняты федеральные образовательные стандарты, гарантий, что образование будет бесплатным, у нас нет.


В День учителя особое внимание хочу уделить вопросу статуса педагогических работников. Труд учителей в России недооценён многократно. Это острейшая проблема, которая требует решения.


23 сентября 2010 года Советом Федерации были проведены парламентские слушания по обсуждению Концепции проекта нового закона об образовании с широким участием регионов. Многие предложения по доработке законопроекта касаются необходимости законодательного закрепления статуса педагогических работников.


Считаю, что работники образования должны быть приравнены по уровню заработной платы и социальным гарантиям к государственным служащим.


Специальные программы нужны для молодых педагогов. В том числе предоставление им социального жилья, выдача семьям беспроцентных кредитов на строительство или приобретение жилья с последующим погашением кредитов по мере рождения детей.


Наше общество очень переживает за судьбу педагогов. Вся страна всколыхнулась, когда в Год учителя было заявлено о “потенциале для сокращения” в 200 тысяч учителей. Недаром в результате Андрей Александрович Фурсенко вынужден оправдываться в каждом последующем интервью.


Убеждён, учителей надо поддерживать, а не сокращать. Это золотой запас России.


Возвращаясь к проекту нового закона об образовании, необходимо отметить, что его разработка не завершена.


Недавно Президент страны подвёл итоги обсуждения в Интернете проекта закона «О полиции». Как вы, наверное, знаете, было получено 20 тысяч конкретных предложений к законопроекту. Все они были проанализированы и многие – учтены. Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев сказал: “Люди писали для того, чтобы поправить какие-то статьи закона, высказать свое мнение, иногда просто высказать то, что наболело. Это нормально. Поэтому такая работа… должна быть продолжена и при подготовке других резонансных законов, которые затрагивают всех граждан”.


Я убеждён, что именно таким является законопроект “Об образовании”. Только после его всенародного обсуждения можно запускать законопроект “в дело”.


Отдельно хочу остановиться на проблеме педагогического образования.


Сегодня много говорится о новых требованиях к уровню подготовки учителей. О внедрении новых технологий.


Вместе с тем, обращает на себя внимание то, как мало педагогических вузов стало победителями конкурсов, проводимых Минобрнауки. А это значит, что они не получат необходимой дополнительной поддержки.


Практически нет педвузов и среди национальных исследовательских университетов.


Беда, как мне представляется, не в слабости региональных учреждений профобразования, а в том, что нельзя всех стричь под одну гребёнку


К педагогическим вузам нужны иные подходы, чем к классическим и техническим университетам.


Для них необходимы специальные конкурсы и гранты.


Считаю, что нужно развивать сетевые педагогические университеты, как внутри страны, так и путём кооперации с зарубежными образовательными учреждениями.


Надеюсь, что и вы сами будете генерировать идеи в рамках обсуждения законопроекта «Об образовании». И, в свою очередь, обещаю поддержку вашим инициативам.


 Хочу отметить, что в октябре 2010 года под эгидой Совета Федерации будет проходить Международный симпозиум “Образование в Европе для гармоничного развития учащихся”. Он соберёт специалистов для обсуждения вопросов, прежде всего, по внедрению здоровьесберегающих технологий в образование.


Такие технологии должны быть взяты на вооружение, прежде всего, и самими педагогами.


Считаю, что не менее важно обратить должное внимание и на духовно-нравственное воспитание учащихся. Хочу напомнить слова Виктора Гюго: “У будущего есть много имён. Для слабого человека имя будущего – невозможность. Для малодушного – неизвестность. Для глубокомысленного и доблестного – идеал”. Будущее России должно быть в руках глубокомысленных и доблестных людей. Поэтому дело учителя – воспитывать детей на высоких идеалах. Считаю, что и эта сторона педагогической деятельности должна найти отражение в законодательстве.


Чтобы решать все сложные проблемы, необходимо специальное, отдельное министерство образования. И возглавлять его должен представитель педагогической общественности.


Считаю, что вопросов в сфере образования, подготовки и труда педагогов так много, что назрела потребность проведения всероссийского съезда учителей.


Это могло бы стать ярким завершением Года учителя в России.


Дорогие друзья!


Ещё раз поздравляю Вас с Днём учителя и приближающейся годовщиной основания университета. Не могу не отметить, что уже более 20 лет ваш вуз – флагман отечественной высшей школы – возглавляет замечательный ректор – Виктор Леонидович Матросов. Я знаю, что совсем скоро – 7 октября Вы, Виктор Леонидович будете отмечать шестидесятилетний юбилей.


В канун этого праздника хочу лично поблагодарить Вас за великий подвижнический труд на ниве науки и образования. Трудно переоценить Ваш вклад в их развитие. Московский педагогический государственный университет под вашим руководством прокладывает дорогу другим вузам и всей системе нашего образования. Ваши ученики и последователи составляют авангард образовательного сообщества России.


Именно благодаря неустанной работе таких учёных и общественных деятелей, как Вы, мы будем повторять вновь и вновь:


Учителями славится Россия.


Ученики приносят славу ей!


Вы делаете огромное, важное, государственное дело.


И сегодня, в день учителя, я хочу вновь сказать. Россия с надеждой смотрит на учителей, педагогов, школу. На всех, кто собрался сегодня в этом зале. На тех, кто сеет “разумное, доброе, вечное”.


Искренне желаю коллективу университета, его руководству и, конечно, выпускникам – настоящим и будущим – счастья, здоровья, благополучия и реализации новых творческих планов.


Больших научных и образовательных достижений Московскому педагогическому государственному университету!


И еще несколько слов. Искренне рад, что уже восемь лет в вашем университете, на кафедре сурдопедагогики дефектологического факультета существует творческий коллектив «Ангелы надежды», в котором поют и танцуют молодые люди с нарушениями слуха, ваши однокурсники и друзья. Я поддерживаю этот творческий коллектив, прежде всего, по велению сердца. Как Председатель Совета федерации и председатель Совета по делам инвалидов уделяю этой работе постоянное внимание.


Дорогие друзья, спасибо за неравнодушие, доброту и поддержку коллектива «Ангелы надежды» в стенах Московского педагогического государственного университета.  


Благодарю за внимание!