Выступление на встрече с членами президиума Российской академии художеств и представителями творческой молодёжи на тему "Преемственность творческих поколений" 11 мая 2010 года (г.Москва)

11 мая 2010

Дорогие друзья!


Рад приветствовать всех участников нашей встречи.


Мне очень приятно находиться в стенах Российской академии художеств. Она объединяет признанных мастеров изобразительного искусства.


Это особо чувствуется на выставке, приуроченной к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, которую мы вместе недавно открыли.


Пользуясь случаем, хотел бы ещё раз пожелать нашим дорогим ветеранам здоровья, долгих и плодотворных лет жизни.


Дорогие друзья!


Культура играет в обществе ключевую, объединяющую роль, формирует духовное богатство нации.


Ваша Академия «облагораживает жизнь искусством». Она выполняет большие художественные программы общегосударственного масштаба.


Хочу особо подчеркнуть, что важнейшей заслугой Российской академии художеств является сохранение фундаментальной системы академического образования.


Тем, кто ищет новые формы творческого самовыражения, хочу сказать, что даже великие мастера авангарда прошли хорошую художественную академическую школу. Ещё древние говорили: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».


Известно, что высочайшие достижения российского изобразительного искусства опираются, прежде всего, на неповторимый опыт российских образовательных учреждений.


Однако нынешняя ситуация здесь очень далека от благополучной. Полностью согласен с Президентом нашей страны, который оценил ситуацию в сфере художественного образования как тяжёлую.


Тем более что, к сожалению, ни в одном нормативном документе на сегодняшний день не отражена специфика художественного образования.


Конечно, нельзя сказать, что в этом отношении ничего не делается. Сегодня на рассмотрении в Государственной Думе находится ряд законопроектов, касающихся  особенностей обучения и творческого развития художественно одаренных детей; предусматривающих введение стажировки как формы послевузовского образования по творческо-исполнительским специальностям.


Но это лишь малая часть тех задач, которые необходимо решить.


Убеждён, что в новом законе об образовании мы должны максимально учесть интересы художественного сообщества.


Чтобы не нарушить преемственность, не потерять целое творческое поколение, нужно поддерживать талантливую молодёжь, необходимы решительные меры со стороны государства и общества.


Особое внимание следует уделить поддержке и развитию учебно-методической деятельности в сфере изобразительного искусства как высшей, так и общеобразовательной школы. Образцом такой деятельности может служить программа «Художественное образование как духовная культура», разработанная вашим коллегой Борисом Михайловичем Неменским.


Надо развивать систему материального поощрения молодых дарований: присуждения стипендий, грантов и наград.


В этой связи примером для подражания является выдающийся художник и человек Ефим Иванович Зверьков. За счет собственных средств он учредил именую стипендию для самых одарённых студентов.


Следует шире применять практику зарубежных стажировок подающих надежды студентов и талантливых художников, как это было в прошлые эпохи.


Это, конечно, далеко не полный перечень проблем в системе художественного образования, но все они должны найти законодательное разрешение.


Конечно же, наряду с заботой о художественном образовании надо поддерживать всё отечественное искусство на системной, постоянной основе.


Важно сохранить исчезающие методы и технологии творческих производств. Таких, как искусство создание мозаики, смальты, уникальной объёмной эмали (секретом создания которой владеют только в нашей стране), художественного литья и многих других.


Преступно бросать наши музеи, выставочные залы, художественные галереи в «пучину» самофинансирования. Ведь они не только сохраняют наше историческое и культурное наследие, но и выполняют важнейшую просветительскую миссию. Приобщают к искусству широкие слои наших граждан.


Убеждён, что надо вернуться к системе госзаказа в сфере изобразительного искусства.


Государство должно оказывать заметную помощь в проведении региональных выставок художественных работ.


Надо возобновить практику государственных закупок произведений как известных, так и начинающих художников для пополнения фондов местных, региональных и федеральных музеев.


Важно способствовать созданию новых музеев, особенно в небольших, провинциальных российских городах.


Как никогда востребовано временем обновление производственно-творческой базы изобразительного искусства.


Необходимо упрочить правовой статус художественных студий-мастерских. Сделать арендную плату за помещения доступными для художников.


Пора вспомнить о прекрасной традиции оформления детских изданий, учебников и периодики профессиональными мастерами. Следует прививать молодому поколению с детства высокий художественный вкус.


Ещё одной проблемой является катастрофически малое количество периодических изданий, освещающих события в сфере изобразительных искусств. Необходимо решать вопрос об организации серьёзной научно-издательской деятельности.


Я абсолютно убежден, что для решения этих и других наболевших проблем нам нужно современное законодательство, регулирующее весь комплекс правоотношений в сфере культуры и искусства.


Сегодня, что греха таить, оно, мягко говоря, далеко от совершенства.


Действующие «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» были приняты ещё в 1992 году, и не соответствуют реалиям нынешнего дня.


Сейчас отношения в сфере развития и поддержки искусства регулируются в основном подзаконными актами. А на практике при отсутствии базового закона подзаконные акты работают плохо и грешат однобокостью.


Дорогие друзья!


Не секрет, что сегодня имеет место катастрофическое недофинансирование различных аспектов культурной жизни – от деятельности выставочных залов до научной реставрации. А художники превратились в наиболее социально незащищённую категорию творческих работников в России. Ведь творчество это не бизнес.


Считаю, что в таких условиях наряду с постепенным и неуклонным увеличением бюджетного финансирования, важно развивать государственно-частное партнёрство, благотворительность и меценатство, которые имеют у нас в стране глубокие исторические корни.


К сожалению, специфика меценатства не отражена должным образом в действующем Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».


А проект федерального закона «О меценатах и меценатстве» уже более 12 лет находится без движения в Государственной Думе.


За последние десятилетия существенно изменилась и система деятельности творческихсоюзов.


Давно назрел вопрос о её законодательном регулировании. Но работа над законопроектом о творческих работниках и творческих союзах, внесённым ещё в 1997 году, Государственной Думой прекращена.


Думаю, что совместными усилиями мы должны активизировать правотворческую работу в этом направлении.


Требуют пересмотра и положения трудового, налогового, таможенного законодательства применительно к художественной деятельности.


Пока же предпринимаются определённые шаги только по улучшению пенсионного обеспечения  выдающихся  деятелей искусства.


Сделать нам предстоит еще немало.


В целом подчеркну, что для Совета Федерации и для меня, как его Председателя, поддержка российской культуры и искусства является одним из важнейших приоритетов деятельности.


Дорогие друзья!


Закончить своё выступление хочу словами выдающегося русского живописца Василия Поленова: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит». Я надеюсь, что новые поколения художников будут развивать своё творчество, руководствуясь этим принципом.


Благодарю за внимание!