Выступление на встрече с активом Центрального дома актёра им. А.А. Яблочкиной и актёрами российских театров, посвящённой теме "Преемственность театральных поколений: ветераны и молодёжь" 18 марта 2010 года (г.Москва)

18 марта 2010

Дорогие друзья!


Приветствую всех участников встречи.


Надо сказать, что тема нашего сегодняшнего разговора в широком понимании: преемственность поколений, – как никогда актуальна в последнее время.


Итоги выступления нашей Олимпийской сборной в Ванкувере ещё раз показали как это опасно, когда «распалась связь времён», когда обрываются традиции, разрушаются школы. Причём, неважно какие: спортивные, научные или театральные.


К сожалению, мы живём именно в такое время, в эпоху перемен, когда могут быть безвозвратно потеряны бесценный опыт и традиции отечественного театрального искусства.


Угроза разрушения российского театрального искусства сохраняется до сих пор. Отечественный театр в значительной степени утратил государственную поддержку и с огромным трудом и потерями всё ещё адаптируется к рыночным отношениям.


Рынок обострил такие давние проблемы, как недостаточная обеспеченность театров

профессиональными артистами, низкая заработная плата, особенно театральной молодёжи, её бытовая неустроенность, позорно низкие пенсии и социальная незащищённость пожилых актёров.


Сегодня стала особенно велика потребность театров в профессиональном менеджменте, в грамотном финансовом и правовом сопровождении театральной деятельности.


Наиболее остро все эти проблемы проявляются в провинциальных театрах, которые во многом зависят от отношения к ним местных властей.


Хотя, к счастью, ситуация не такая уж безнадёжная.


Я внимательно изучил стенограмму встречи Президента России с деятелями российского и зарубежного театра, которая состоялась 29 января 2010 года в городе Таганроге и была приурочена к юбилею Антона Павловича Чехова.


Очень убедительно прозвучало на этом мероприятии высказывание знаменитого театрального режиссера Питера Штайна. Он сказал, что это чрезвычайно опасный путь бросать театр на произвол рынка и передавать его финансирование в руки частным спонсорам. И прямо заявил, что «обеспечивать преемственность и последовательность в развитии театра … может только государственная поддержка».


Обнадёживает, что Дмитрий Анатольевич Медведев поддержал Штайна, хотя и отметил нехватку государственных средств на эти цели.


Касаясь статистики, Президент России привел данные, что «у нас в стране около 600 репертуарных театров, и что в этих театрах каждый год идёт приблизительно около 130 тысяч спектаклей, и на этих спектаклях ежегодно в России бывает 30 миллионов человек».


Для сравнения отмечу, что в 1991 году в России было около 400 театров, но посещений было значительно больше – свыше 50 млн. в год.


Конечно же, проблема не только в количестве, но в качестве театров, их востребованости и доступности для населения.


Согласно данным Минкультуры России сегодня располагают своими театрами только около 19% населённых пунктов страны, имеющих статус городских поселений и городских округов.


Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведённого в марте 2009 года, 47% жителей России практически не посещают театры, а 29% вообще никогда не бывали в них. И главная причина этого – отсутствие театров в месте проживания.


По развитости сети театров Россия проигрывает большинству европейских государств.


Что касается ценовой политики, то средний размер цены театрального билета составлял в 2008 году порядка 200 рублей, а ТЮЗов – около 100 рублей (хотя, в Москве, например, билеты стоят намного дороже).


Много можно говорить и о значении театра в развитии духовности, воспитании новых поколений, в удовлетворении эстетических запросов разных категорий зрителей. Люди нуждаются и в классике, и в современных постановках.


Я уже недавно говорил, что в городе, где закрывается театр, надо начинать строить новую тюрьму, ведь воспитывать молодёжь будет некому и она неизбежно туда попадёт.


Театр всегда поддерживался, ещё с момента его основания. И всегда был определённый социальный заказ. Считаю, что такой заказ должен быть и сегодня.


Одной из характеристик художественной деятельности театра является репертуар. Именно с его помощью реализуется роль театра в гуманизации общества и сохранении национальной самобытности культуры.


Сегодня мы ждём от театра глубоких, патриотических спектаклей в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне.


Понятно также, что театры в наше время очень разные. Некоторые чрезмерно увлекаются эпатажем и, к примеру, ненормативной лексикой.


При этом, думаю, профессиональную оценку театральной деятельности должны давать искусствоведы, театральные критики, а не чиновники.


Что касается главной темы сегодняшней встречи – обеспечения преемственности театральных поколений, то здесь, помимо государственной политики, определяющая роль принадлежит самому театральному сообществу и гражданскому обществу.


Согласно данным Союза театральных деятелей Российской Федерации ежегодно в стране проходит порядка 256 театральных фестивалей в 100 городах России.


Это фестивали драматических театров, оперного и балетного искусства, театров кукол, театров для детей и юношества, профессиональных театральных школ, многожанровые фестивали, в их числе международные.


Они стимулируют творческий поиск театральных коллективов, обеспечивают обмен профессиональным опытом, выявляют новые дарования.


Большинство фестивалей организуются на субсидии из бюджетов разных уровней, спонсорские средства.


Замечу, что в театральном движении значительное место принадлежит Центральному дому актёра имени Александры Александровны Яблочкиной. Надо сказать, что на счету Дома актёров свои интересные гражданские  инициативы. В их числе проекты по созданию условий для посещения театра людьми с иными возможностями, по оказанию материальной помощи неимущим актёрам и ветеранам, поддержке молодых актёров.


В то же время нынешний кризис привёл, к сожалению, к прекращению финансирования многих спонсорских проектов.


Остановлюсь подробнее на вопросах государственной, в том числе правовой поддержки театрального искусства.


Вы знаете, что Министерством культуры разработан проект концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года.


В этом документе рассматривается широкий круг вопросов, связанных с театральной деятельностью. В том числе: о доступности театрального искусства, репертуаре театров, о театральных фестивалях, участии в мировом театральном процессе. Анализируется финансовое, кадровое, научное, законодательное обеспечение театральной деятельности, а также вопросы социальной защиты актёров.


Этот проект можно и нужно обсуждать. Так, я считаю, что необходима его существенная доработка в части конкретизации механизмов практической реализации.


Если говорить о нынешней государственной поддержке театров, то она не столь значительна, как того бы хотелось. 


Замечательно, что растёт бюджетное финансирование театрального искусства. С 2003 по 2008 годы оно увеличилось в 3,4 раза, с 7,8 до 26,3 млрд. рублей.


До 2007 года государственные и муниципальные театры финансировались через казначейства, как бюджетные учреждения. С принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях» часть из них приобрела этот статус. Однако до сих пор не выработано методик оценки, адекватно учитывающих результаты театральной деятельности. Эта же проблема сохраняется и в связи с разработкой в настоящее время федерального закона о казённых и бюджетных учреждениях. В этом законопроекте пока совершенно не учитывается специфика театральной деятельности.


Наряду с этим полагаю, что остаётся актуальным вопрос о принятии закона о театрах и театральной деятельности. 


Нельзя механически приравнивать театральную деятельность к банальным социальным услугам.


Назову ещё некоторые неотложные меры по созданию благоприятных условий деятельности театров.


Нам нужно выработать правовые механизмы увеличения заработной платы артистов до средней в соответствующих регионах.


Необходимо обеспечить все театры театральными общежитиями для закрепления в театрах творческой молодёжи.


Следует также включить государственные и муниципальные театры в список организаций, освобождённых от уплаты таможенных сборов за театральное имущество при пересечении границ.


Закончить своё выступление хочу словами Николая Васильевича Гоголя – «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».


Здоровья вам, успехов, профессионального признания!


Рассчитываю сегодня услышать ваши конкретные предложения по обеспечению преемственности театральных поколений. Готов оказать в этом деле необходимую поддержку.


Благодарю за внимание.