Выступление на Всероссийском форуме "Образование и здоровое развитие учащихся" 27 декабря 2005 года

27 декабря 2005

Уважаемые коллеги!


Очень рад встретиться с людьми, посвятившими свою жизнь подрастающему поколению России. Ваша деятельность направлена на то, чтобы молодежь России росла здоровой, крепкой, образованной и культурной.


Сегодня образование и здравоохранение – в центре внимания всей страны, особенно нашей педагогической общественности. Развитию и совершенствованию этих сфер жизни посвящены два национальных проекта. От того, насколько успешно они будут реализованы, напрямую зависит судьба России, ее способность ответить на вызовы XXI века.


Сегодняшний Форум – хорошая возможность выработать консолидированную позицию профессионалов по целому ряду наболевших вопросов развития отечественного образования.


Традиционно считается, что основное назначение школы — дать молодежи знания и общественные навыки. Однако задача школы шире. Школа – это не просто важнейшая часть культурно-образовательного процесса. Школа – это духовный фундамент Российского государства. Об этом нельзя забывать ни на миг. Главная задача школьной практики – готовить учащихся для жизни в обществе, передавать ей социальный опыт предыдущих поколений, воспитывать молодых граждан патриотами России. К сожалению. нынешнее состояние духовного, нравственного и физического здоровья нашей молодежи – используя привычные школьные оценки – «неудовлетворительно». И надо понять, как добиться оценки, если не «отлично», то, по крайней мере, «хорошо».


В современном мире происходит лавинообразное нарастание объема информации, знания быстро устаревают, учебные программы усложняются. Все чаще высказываются опасения, что высокие учебные нагрузки подрывают здоровье учащихся. Приходят в школу не слишком здоровые ученики, заканчивают – выпускники с целым букетом хронических заболеваний. По некоторым оценкам до 60% школьников имеют проблемы со здоровьем. И как одну из основных причин высокой заболеваемости медики называют неудачную организацию учебного процесса, неправильное и часто неполноценное питание, а также отсутствие в школах мебели, соответствующей возрасту ребенка.


Уверен: здоровье во время интенсивной учебы в школе можно не только сохранить, но и укрепить. Для этого необходимо внедрение новых перспективных педагогических идей. Во многих регионах уже реализуются программы, которые условно можно объединить под общим названием «Образование и здоровье», использующих в практике обучения прогрессивные методики и здоровьесберегающие технологии. Более тысячи детских садов и школ работают по этим технологиям и методикам, и работают успешно, получают важные, общественно значимые результаты.


Необходимость подключения этого опыта в ходе реализации национального проекта в сфере образования исключительно актуальна. Здоровьесберегающие технологии следует рассматривать как самый мощный резерв повышения качества российского образования.


Очевидно, что со стороны государства потребуется уже в самое ближайшее время серьезный пересмотр стандартов образования, с учетом новых подходов и принципов, заложенных в инновационные образовательные технологии.


Эти принципы следующие:


Первое. Знания и навыки, которые подрастающее поколение получает в школе, должны соответствовать потребностям современной жизни. И в то же время надо сохранить все то, что относится к традиционно сильным сторонам российской системы образования. Например, повышенное внимание к фундаментальному знанию. Школа сможет выполнить свою задачу лишь в том случае, если молодежь не только овладеет современными потоками информации, но и будет подготовлена к тому, чтобы потом учиться на протяжении всей своей жизни.


Второе. Задача школы – готовить молодого человека к жизни в быстро меняющемся мире. Хочу подчеркнуть: освоение здоровьесберегающих технологий и методик дает на выходе не только физически здоровых школьников. Оно приводит к формированию достойных ценностных ориентаций. У здорового школьника возникает и складывается естественная потребность в здоровой природе и здоровом обществе, в здоровой социальной среде, которую он сам начинает создавать вокруг себя. А это так важно сегодня.


Третье. Школа обязана дать каждому молодому человеку возможность максимально реализовать заложенные в нем задатки. Качественное образование должно быть доступно всем без исключения молодым людям. Я подчеркиваю, именно качественное. Эксперименты с платными школами нельзя проводить в ущерб общему уровню отечественного образования.


Четвертое. Убежден, здоровье нашей школы напрямую зависит от здоровья и благополучия учителей. Великому русскому педагогу Константину Дмитриевичу Ушинскому принадлежат следующие слова: «…влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями …» Учителя должны не на словах, а на деле видеть, что общество высоко ценит их труд.


Я хочу поблагодарить организаторов Форума, которые собрали в этом зале педагогов, не просто озабоченных ухудшением здоровья детей, но и активного противодействующих этой тенденции.


Успехов вам в вашей благородной деятельности!


Хочу также поздравить всех с наступающим Новым Годом и пожелать счастья, здоровья и благополучия вам и вашим близким.