Выступление на внеочередном заседании Ассоциации европейских сенатов на тему "Роль верхних палат парламентов в развитии культурного и межцивилизационного диалога" 14 ноября 2008 года (г. Санкт-Петербург)

14 ноября 2008

Уважаемые коллеги!


1. Усиление межцивилизационных контактов является следствием процесса глобализации. Мы привыкли к тому, что сокращаются барьеры между государствами, этническими и религиозными группами, отдельными людьми. Возникают новые формы коммуникации, новые возможности и перспективы.


2. Взаимозависимость народов предполагает сохранение культурно-цивилизационного многообразия. Попытки устроить мир по единому образцу, навязать единую систему ценностей ведут к игнорированию национальной и духовной самобытности народов.  Создаётся реальная угроза межцивилизационного раскола. Справедливое решение международных проблем несовместимо с логикой блоковой, силовой политики и однополярным восприятием действительности. Здесь я хотел бы подчеркнуть значение Организации Объединённых Наций. Это самая авторитетная международная организация. Именно под эгидой ООН формируются  общие международные нормы диалога различных культур и цивилизаций.


Опыт борьбы с глобальными кризисами подсказывает нам, что адекватная реакция на новые вызовы возможна только через объединение усилий всего мирового сообщества. А результативность этих усилий зависит от того, будет ли диалог народов и цивилизаций равноправным. Равноправное и конструктивное сотрудничество является одним из ключевых факторов устойчивого развития.


3. Полагаю, что важно сохранить темпы и уровень диалога, который существует между различными культурами и цивилизациями. Для его развития уже немало делается международным сообществом. Так, в этом году состоялся первый форум «Альянса цивилизаций». Совсем недавно на греческом острове Родос прошла очередная сессия мирового общественного форума «Диалог цивилизаций». Согласно решению Европейского парламента уходящий 2008 год был объявлен Европейским годом межкультурного диалога.


Хотел бы напомнить, что совсем скоро – 16 ноября – будет отмечаться Международный день толерантности. Убеждён, что подлинная толерантность – это не просто терпимость между людьми с разным цветом кожи, традициями и ценностями. Это, прежде всего, взаимное уважение, понимание и доверие. Вильяму Шекспиру принадлежат слова: «Где слабеет дружба, там усиливается церемонная вежливость». Уверен, что сегодня нам нужно идти дальше молчаливого принятия чужих взглядов и поступков, строить отношения на основе сотрудничества и открытости, на стремлении к гармонии и взаимному обогащению культур.


4. Развитие межцивилизационного и межкультурного диалога определено в числе приоритетов новой Концепции внешней политики России. Мы стремимся к тому, чтобы выстраивать равноправные и взаимовыгодные отношения со всеми заинтересованными в этом партнёрами.


Давний диалог связывает нас с европейской, тюркской, китайской, индийской, арабской и другими цивилизациями, кардинально повлиявшими на историю человечества. Россия играет роль своеобразного «моста» между ними, и в то же время она сама является особой уникальной цивилизацией. Эта цивилизация обладает богатым многовековым опытом мирного совместного проживания народов с различными культурными и религиозными традициями. История и современность России являются наглядным опровержением пресловутой концепции «столкновения цивилизаций». Этнокультурное многообразие и при этом цивилизационное единство нашей страны убедительно доказывают обратное – возможность постоянного эффективного диалога.


5. Напомню, что среди многонационального народа России есть представители всех мировых религий –  христианства, ислама, иудаизма и буддизма, а также приверженцы традиционных национальных религий и верований. Россия является уникальной страной в конфессиональном плане. Достаточно сказать, что у нас никогда не было религиозных войн. И сегодня представители различных религиозных традиций активно содействуют решению актуальных социальных проблем, сохранению культурно-исторического и духовного наследия, укреплению общественного согласия.


6. Россия – одна из наиболее многонациональных стран мира. На нашей территории проживают представители более чем 180 народов и национальностей. Поэтому сохранение межнационального мира, национально-культурной самобытности различных народов – это стратегическая задача нашей государственной политики.


Различные аспекты межнациональных отношений урегулированы как российским законодательством, так и ратифицированными Россией международными правовыми актами. Мы стремимся сохранить и приумножить традиции взаимоуважения и дружбы народов, твёрдо и последовательно пресекаем любые проявления национальной розни.


7. Россия сумела объединить в себе множество национальных культур населяющих её народов, причём таким образом, что для каждого из этих народов русская культура стала своей. Отмечу, что, находясь в составе России, ни один народ не утратил своего языка. Более того, около 100 народов, не имевших ранее своей письменности, получили её вместе с национальными учебниками и школами.


У нас есть немало проблем, которые можно решать только сообща, как говорят в России – «всем миром». Поэтому общие моральные ценности и нравственные ориентиры, духовное единство народов и самобытные культурные традиции являются важными факторами стабильного и динамичного развития нашей страны.


Сегодня, как и сто лет назад, актуальны слова выдающегося русского мыслителя Владимира Соловьёва: «Нации стоят перед задачей гармонически восполнять друг друга, не утрачивая своего оригинального своеобразия, а, наоборот, выявляя его в предельной полноте… Истинное единство народов есть не однородность, а всенародность, взаимодействие и солидарность всех их для самостоятельной и полной жизни каждого»


8. В межцивилизационный диалог исключительно важный вклад вносят парламенты. Они создают правовой фундамент диалога на национальном и межгосударственном уровне, участвуют в преодолении конфликтов, содействуют вовлечению институтов гражданского общества в межкультурные контакты.


Особую роль в налаживании диалога культур и цивилизаций играют верхние палаты парламентов. В бикамеральных парламентских системах принципы организации верхних палат связаны с особенностями истории страны и её политического устройства. Как правило, деятельность верхних палат в большей степени основывается на региональном и территориальном представительстве. Оно позволяет лучше согласовывать интересы государства, территориальных и национальных образований, учитывать этнокультурные и конфессиональные особенности.


9. Совет Федерации как палата регионов придаёт особое значение совершенствованию межнационального и межконфессионального диалога. Этим вопросом занимается Комитет по делам Федерации и региональной политике, другие наши комитеты и комиссии.


Напомню, что у нас действует Совет законодателей – консультативный орган по взаимодействию палаты с региональными парламентами. В него входят руководители законодательных органов власти российских регионов, в том числе национальных республик и округов. Членами Совета Федерации являются представители почти 30 различных национальностей.


При Совете Федерации действует Объединённая комиссия по национальной политике и отношениям государства и религиозных объединений. В её работе, наряду с законодателями, участвуют представители основных конфессий и национально-культурных общественных объединений. Приоритетами Комиссии являются законотворческая работа, миграционные проблемы, изучение опыта регионов. Комиссия является не только дискуссионной площадкой, но и инструментом для решения острых проблем. Она содействует предупреждению проявлений ксенофобии, экстремизма, межнациональной и межрелигиозной розни. Работа Комиссии помогла предотвратить развитие нескольких конфликтов на этнической почве.


10. Развитию диалога народов, религий и цивилизаций способствует изучение их культурного наследия.


Проведение нашей палатой Дней субъектов Российской Федерации  помогает лучше познакомиться с культурным многообразием народов России.


Также межкультурному диалогу содействуют общественные объединения, включая религиозные и этнокультурные. Мы стремимся полнее учитывать их позиции при подготовке решений. С этой целью образован Координационный совет национально-культурных общественных объединений России.


11. Совет Федерации проводит последовательный курс на укрепление диалога и сотрудничества с парламентами других государств и международными организациями.


Хотел бы отметить интересный опыт работы Совета Федерации в Межпарламентской Ассамблее государств – участников СНГ. Ассамблеей создана правовая база гуманитарного сотрудничества в сфере межкультурного и межрелигиозного общения, проводятся культурные мероприятия. Формирование общего культурного пространства – одно из ключевых условий диалога цивилизаций.


Развитию межцивилизационного сотрудничества способствует и участие Совета Федерации в работе авторитетных международных организаций. Таких, как Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум, Парламентская Ассамблея Совета Европы, Шанхайская организация сотрудничества.


12. Кризисные события в сфере глобальной безопасности и мировой экономики в немалой степени связаны с недостаточной эффективностью международных институтов и правовых норм.


Полагаю, что мы должны обменяться опытом действий наших палат по преодолению негативного влияния кризисов на межкультурный и межцивилизационный диалог.


Нам также следует задуматься, как сделать международное право более действенным и адекватным при чрезвычайных обстоятельствах. Решение этой задачи станет конкретным практическим вкладом парламентов в диалог культур и цивилизаций.