29 ноября 2016
Российская Федерация – не просто страна. Это особая цивилизация со своей неповторимой картиной мира, со своей этикой, эстетикой, своей культурной и национальной традицией.
Сотни народов, проживающие издревле на 1/6 части суши нашей планеты, сумели создать ту уникальную историко-культурную общность, которая и зовётся Россией.
Да, наше культурное своеобразие и духовно-нравственные традиции порой противоречат новомодным западным тенденциям нарушения традиционных и семейных ценностей. Мы не разделяем агрессивного антирелигиозного пафоса и не считаем, что потребительский эгоизм должен вытеснить патриотические чувства граждан.
Для нас любовь к Родине, нравственный выбор и жизнь не по лжи – не литературные метафоры, а реальность.
Истоки наших национальных и духовных традиций восходят к временам Древней Руси, когда самосохранение нашего народа зависело от его сплочённости, способности преодолевать личный эгоизм во имя общего блага, готовности жить в мире с другими народами.
Общинность, соборность, взаимопомощь и коллективизм – эти качества и формы социальной жизни не раз спасали наш народ от завоевателей. Так было и в 1612 г., и в 1812 г., и в годы Великой Отечественной войны.
От последней, самой страшной и кровопролитной войны остались не только горькие воспоминания о цене десятков миллионов жизней, принесённых на алтарь Великой Победы, люди помнят и о единодушном порыве нашего народа от Брестской крепости, брянских лесов, Ленинграда и Сталинграда до самых дальних уголков нашей страны, благодаря которому нам удалось отстоять свободу, независимость и право на будущее.
В словаре Даля есть замечательная народная поговорка: “Один горюет – артель воюет”. Это наш проверенный временем исторический опыт, который невозможно отбросить и заменить примитивным, эгоистичным индивидуализмом. Многие прогрессивные западные мыслители отмечали особенности русского национального характера. Так, немецкий философ Вальтер Шуман, побывав в России 100 лет назад, писал: “У европейца человек человеку волк, всяк для себя, всяк сам себе бог, поэтому все против всех. Русский подходит к своему ближнему непосредственно и тепло, он сорадуется и сострадает. Он всегда склонен к расположению и доверию, быстро сближается. Он умеет блюсти своё и чужое достоинство и в тоже время не ломается, сердечен и быстро приспособляется к друзьям”.
Но я хочу отметить ещё одну важную черту нашей национальной идентичности. Нам в большинстве своём не присуща национальная спесь и узколобый шовинизм. Русский человек с уважением и искренним интересом относится к другим культурам. Мы не замыкаемся в клетке национального самолюбования. Напротив, русский человек знает свои недостатки и жёстко их критикует. Классическая русская литература изобилует примерами такой беспощадной самокритики: вспомним Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, и так далее.
Я как политик открыт и готов и к критике, и к самокритике, но сегодня с этой трибуны я хочу ответить так называемым конгрессменам от интеллигенции – недавно они записали меня в путчисты и враги народа.
Об этом говорится в открытом письме российского “Конгресса интеллигенции”, который нашёл в моём выступлении на Всемирном русском народном соборе 1 ноября заговор и крамолу. В подборе эпитетов авторы письма не стесняются. Цитирую: “Готовится государственный переворот, крутой поворот исторической судьбы России. Заявление Миронова можно и нужно рассматривать как пробный камень”.
Что это значит? Чем вызвана эта странная и очень нервная реакция?
Выступая в Москве на Всемирном Русском Народном Соборе, я говорил о необходимости подумать о том, надо ли нам так бояться государственной идеологии и насколько статья 13 Конституции РФ соответствует сегодняшним реалиям.
Я предложил перестать отрицать очевидное и не пытаться прятать шило идеологии в мешке лукавых формулировок.
Для моих соотечественников не новость, что мы живём в жёстких идеологических рамках неолиберального глобализма. В основе этой идеологии лежит гипотеза абстрактного индивида, некоего общечеловека. Но общечеловеки не ходят по улицам, не голосуют на выборах. Это фикция.
Неолиберальный миф о свободной экономике давно разрушен произволом мировых финансовых институтов и санкционной политикой. Миф о демократии разрушен произволом транснациональных корпораций. Современный либерализм провозглашает равенство прав, но на деле отвергает его. Он предоставляет хищнику и жертве равные права питаться мясом, однако почему-то всегда выступает на стороне хищника, а не жертвы – на стороне богача, а не на стороне бедняка. А попытки сопротивляться такому “праву” объявляет покушением на свободу. Идеология либерализма утверждает, что в конкуренции выживает сильнейший, ловчейший, шустрейший и наглейший. А что делать слабому, больному, старому и малому? Где его место? В батраках? В гетто?
Соответствует ли такая идеология устремлениям народа? Помогает ли она общему благу? Отвечает ли она нашим национальным интересам? Уверен, не отвечает.
Давайте проведём референдум и спросим у народа – нравится ли ему такая идеология и нужна ли нам другая, по-настоящему государственная идеология, памятуя о том, что государство – это все мы, наш многонациональный народ?
Мы прекрасно видим, как приверженцы неолиберальной идеологии растоптали результаты греческого референдума, разожгли войну в Сирии, благословили этнические чистки на Украине, пытались дискредитировать даже американские выборы.
Вы пишете в своём письме: “Следует отнестись со всей серьёзностью к опасности тоталитаризма, закреплённого законодательно”. Я согласен. Именно поэтому я призываю убрать из законодательства анахронизм, который увеличивает эту опасность.
Глобализм неолиберального толка ведёт к отказу от демократии, ведёт к олигархическому тоталитаризму. Избежать скатывания в тоталитаризм можно лишь в рамках классической, традиционной демократии. А для этого надо поставить в центр социума не абстрактного общечеловека, а народ. Лишь народ соединяет в себе общее и конкретное; он подлинный субъект демократического волеизъявления. Признать это – значит удержать Россию от сползания в пропасть, защитить от бесчеловечных социальных экспериментов.
Не надо никого пугать и не надо самим пугаться: никто не готов ни к каким переворотам. А вот найти в нашем неустойчивом мире государственную, но необязательную идеологию для нашей многонациональной родины – совсем не лишнее. И ещё: в отличие от вас, я противник наклеивания ярлыков, и многие книги авторов этого письма я люблю, читаю и буду читать.
В условиях обострения конкуренции между государствами, когда начинается борьба за ценности и культуру, за модели социально-политического развития, уважение к достоинству своего народа, его духовно-нравственным ориентирам, является важнейшим условием политического суверенитета. Не случайно в важном государственном документе о стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указано, что размывание традиционных духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа являются актуальными угрозами национальной безопасности. Сегодня укрепление духовно-нравственных основ и традиционных ценностей российского общества становится частью государственной политики. Хочу заметить, что традиционные ценности – это не абстрактное понятие, не бюрократический термин. Это конкретные ориентиры, в соответствии с которыми организуется повседневная жизнь людей – личная, семейная, общественная. Именно эта система ценностей обеспечивает непрерывность исторического развития России, российской нации. Одна из основополагающих ценностей российской нации – справедливость. Это насыщенное глубоким смыслом понятие, которое крайне трудно перевести на иностранный язык. Правда и справедливость во все века были мерилом качества политической власти. Совокупность традиционных ценностей является сутью общенациональной идеологии российского государства.
Социальный идеал – это свет, который помогает нам идти в будущее.
Идеология не пишется в кабинетах чиновников, она должна создаваться самими гражданами. Мы хорошо усвоили уроки истории: только свободная воля гражданского общества, которая направляет политику государства, может гарантировать процветание державы и благополучие его граждан. Поэтому необходимо совершенствовать горизонтальные связи между различными группами и слоями российского общества, находить объединяющие всех нас цели, укреплять социальную солидарность на основе правды, законности и справедливости. Хорошо, что форум Всемирного русского народного собора проходит на Северном Кавказе, в Ставрополе. Здесь исторически проживают разные народы, здесь переплелись самобытные культуры и традиции, являясь наглядным примером успешного опыта межнационального сотрудничества и межкультурного, межконфессионального диалога.
История Ставрополья – это ещё и история российского казачества. После всех трагических событий XX века в России начался новый этап развития институтов казачества как социальной силы, выступающей опорой российской государственности. Казачья культура является неотъемлемой частью большого русского мира.
Хочу подчеркнуть, что Всемирный русский народный собор стал не только широким форумом, где обсуждаются важные для нашей родины вопросы, но и могучей общественной силой, защищающей наши традиции, духовность и цивилизационный выбор.
Полезные ссылки
- Выступление по вопросу об обращении Госдумы к ООН в связи с атаками украинских вооруженных формирований против мирных граждан
- Выступление на первом пленарном заседании весенней сессии Госдумы
- Выступление на XIII Съезде Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ
- Выступление на собрании группы избирателей по выдвижению Владимира Путина кандидатом в Президенты РФ
- Выступление на итоговом пленарном заседании Государственной Думы