Выступление на V Рождественских парламентских встречах с докладом "О национальном образовании", 26 января 2017 года (г. Москва)

26 января 2017

Ваше Святейшество! Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые участники V Рождественских парламентских встреч!

Прежде всего хотел бы от лица депутатов Государственной Думы ФС РФ поблагодарить нашего Патриарха за его пасторское слово, в том числе за те идеи, те предложения нам, законодателям, которые он высказал с трибуны Государственной Думы ФС РФ!

Я надеюсь, что дружные аплодисменты всех фракций по поводу тех социальных инициатив, о которых говорил нам Патриарх, станут и подтверждением того, что эти социальные инициативы от разных фракций будут не только рассмотрены в стенах Государственной Думы ФС РФ, но и приняты. Большое спасибо за такой патриарший наказ для Государственной Думы ФС РФ!

Вчера в Кремле святейший Патриарх открыл юбилейные 25-е Рождественские образовательные чтения. Ключевое слово здесь – образовательные. Как раз об образовании я и хотел сказать несколько слов.

Сегодня мы находимся в непростой ситуации. Увы, если называть вещи своими именами, мы сейчас с вами живём во времена идеологического вакуума. Будущее нашей страны зависит от того, что мы заложим в головы и души детей, которые станут взрослыми через 10-20 лет. И которые возьмут в свои руки бразды правления величайшей страной в мире – Россией. А значит, всё упирается в систему образования.

И здесь я хотел бы обратить ваше внимание на то, что и наши уважаемые священники, и представители всех религий, и учителя, по сути, работают на одно и то же. Они передают опыт предыдущих поколений подрастающему поколению. И всё это базируется на основе наших традиционных ценностей, нашей истории, веры.

Церковью уже многое сделано на этом пути. Христианская традиция (а это базовый элемент всей русской традиции) возвращается в сферу образования и культуры. Недавно был создан диссертационный совет по теологии. Многие семинарии получили государственную аккредитацию. Патриарх Кирилл лично уделяет много внимания качеству образования в духовных академиях, семинариях, православных лицеях и гимназиях, в воскресных школах.

А вот сфера светского государственного образования находится в плачевном состоянии и нуждается в серьёзной защите. Её сегодня разрушают примерно так же, как когда-то стремились разрушить Церковь.

Мы видим безропотное подчинение Болонской системе, отказ от собственных педагогических и научных стандартов. Тестовая система (ЕГЭ), что бы ни говорили о её плюсах, разрушает способность нашей молодёжи связно мыслить и системно овладевать знаниями. До последнего времени отрицалась роль школьного воспитания. Школу пытаются включить в систему ювенального контроля над семьёй. Отказ от принципов доступности и бесплатности образования – это возврат к сословно-кастовой системе общества. Нужно говорить об этом честно и прямо. Разработчики глобальной мировой образовательной системы поднимают на щит лозунг “компетенции вместо знаний”. Это, с их точки зрения, позволяет удешевить труд, что для них очень важно в погоне за прибылью, но мы же понимаем, что это ведёт к гибели человека как свободной думающей личности.

Идею компетенций уже пытались внедрить в 1920-е годы, но вовремя одумались. В итоге нам удалось создать лучшую образовательную систему, признанную всем мировым сообществом.

А сегодня мы теряем и доступность, и качество образования. И не исключено, что через несколько лет нам придётся повторно решать проблему борьбы с массовой неграмотностью.

Цель реформаторов образования – уничтожить такое явление, как разносторонне развитая личность. Такая личность вызывает у них страх. Дело в том, что пока у людей нет общей культурной базы, им трудно делиться опытом и оценивать собственное положение и в обществе, и на социальной лестнице. Они лишены возможности критически рассматривать те идеи, которые им навязывают со стороны. В условиях атомизации и фрагментации общества людьми легко манипулировать. Это ведёт к гражданским конфликтам типа майдана и постепенному краху государства. А начинается этот процесс с разрушения единого культурного и образовательного пространства. Сегодня нам нужно сообща его спасать. То есть мы должны сделать то, что Церковь делает сегодня внутри своей собственной системы образования. Нужен единый образовательный стандарт на основе традиции и национальной культуры.

Ценности Церкви и здорового светского общества совершенно идентичны: это традиционная мораль и высокая культура. Церковь по праву старейшего социального института России сегодня могла бы начать разговор об интеграции национальной культуры. Кто-то спросит: почему именно Церковь? Дело в том, что остальные молчат. Надо, чтобы они тоже заговорили. Это не монополизация темы, а приглашение к диалогу и совместным усилиям.

Давайте честно признаем: концепция глобальной универсальной культуры является авторитарной доктриной. Под видом образования она формирует послушный объект социального контроля, человека-функцию. Цинизм ситуации в том, что делают это те же самые люди, которые любят рассуждать об авторитаризме и преимуществах свободы над несвободой.

В образование необходимо вкладываться на десятилетия вперёд. Социальный капитал – это то, что отличает развитую страну от страны третьего мира. Хватит превращать Россию в страну без культурного суверенитета, хватит навязывать нам требования ВТО и соросовские рецепты.

Корень слова “образование” – образ.

Какой образ мы хотим, чтобы был в душах наших детей? Какой образ они будут носить? Дать правильный ответ, основанный на наших российских традициях, нашей истории и нашей вере – это наша общая задача. Так победим!

Благодарю за внимание!