19 марта 2003
Мы собрались, чтобы обсудить одну из актуальнейших проблем современной России – проблему развития единого информационного пространства Российской Федерации. Для присутствующих в этом зале не секрет, что мир переживает революцию, столь масштабную, что она потрясает сами устои привычной нам жизни .Движущая сила этой революции – информационные технологии. Эти технологии уже способствовали смене технологического уклада в экономике, позволив перейти от индустриальной экономики к экономике информационной, или, как ее еще называют, экономике, основанной на знаниях. Благодаря этим технологиям становится реальностью “бизнес со скоростью мысли”, появляется возможность организации производства, предельно рассредоточенного по внешним соисполнителям и потому гораздо более дешевого и гибкого, чем нынешнее. Местом же совершения событий для очень многих видов деятельности становится виртуальное пространство, а не чья-либо суверенная территория.
Информация сегодня превратилась в мощный, реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные, финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Потому что информация – точно такой же товар, как любой другой. И, как при оценке качества любого товара, потребитель, то есть мы с вами, ориентируется прежде всего на его качество. В век глобальных коммуникаций качество жизни напрямую зависит и от качества информации. Информация превратилась в оружие, в мире то разгораются, то затухают информационные войны различного масштаба.
Все это коренным образом меняет жизнь личности, общества, государства. Благодаря прогрессу информационных технологий человечество подошло к очередному шагу в своем развитии – к созданию глобального информационного общества. Войти в это общество, стать его частью – это задача, от решения которой зависит будущее любой страны, в том числе и России.
Важнейшей задачей для всего российского информационного рынка является повышение качества производимого информационного материала. Как известно, качество невозможно вне конкуренции за потребителя. Пока, к сожалению, российский рынок mass-media только формируется, мы не обладаем тем разнообразием информационных ресурсов, существующих, например, в странах Европы и США. С другой стороны, следует отметить, что там общенациональные каналы не являются основным источником удовлетворения спроса населения на собственное информирование. Пальма первенства принадлежит кабельному телевидению и местным студиям,
Тот, кто считает, что качество информации должно определяться только лишь интеллектуальными способностями творческих коллективов, ее производящих, допускает стратегическую ошибку. Если мы не будем конкурентоспособными на мировом информационном рынке, где существуют такие же транснациональные корпорации, как и в любом другом современном бизнесе, мы вряд ли сможем претендовать на равенство в партнерских отношениях как с Западом, так и с Востоком. Глобальная информационная конкуренция означает не только соревнование денег, быстроту передачи информации и ее соответствие конъюнктуре. Это еще и репутация, объективность оценки происходящих событий и свой стиль. Обратите внимание: сегодня, в период острейшего международного кризиса вокруг Ирака, ведущие мировые информационные агентства, телеканалы ссылались в своих материалах на точку зрения американских, английских, французских, арабских, каких угодно изданий, кроме российских. Репутация стоит дорого, и это важнейшее конкурентное преимущество в любом обществе, а в информационном – особенно.
Понимая это, все экономически развитые страны рассматривают построение информационного общества как основу своего социально-экономического, политического и культурного развития и проводят целенаправленную государственную информационную политику.
Важнейшим шагом на пути построения информационного общества в Российской Федерации является развитие единого информационного пространства России. Это задача непростая, и решить ее возможно только совместными усилиями – государственных структур и общественных организаций, федерального Центра и регионов. В свою очередь единое информационное пространство, будучи созданным, становится существенным фактором укрепления нашего федеративного государства.
В российских условиях, учитывая необъятность территории Российской Федерации, невысокую плотность населения, особенно за Уралом, большие расстояния между населенными пунктами и неразвитость транспортной инфраструктуры, единое информационное пространство становится чуть ли не ключевой составляющей равномерного развития регионов. А равные регионы – это сильное федеративное государство.
Информационно-коммуникационная инфраструктура, наполненная соответствующим содержанием, станет тем каркасом, который позволит России без боязни встретить вызовы нового времени и смело шагнуть в информационное будущее.
Вообще мне видится, что у информационного пространства очень много общего с принципами федеративного устройства. Ведь создаваемое с помощью информационных технологий виртуальное пространство человеческой деятельности имеет в общем-то своего рода федеративную природу, где свободные участники информационного обмена прямо соответствуют субъектам Федерации, а стандарты этого обмена – федеральному законодательству.
Россия как информационное общество развивается со своей, конечно же, спецификой, но движется в том же направлении, что и наиболее развитые страны. Активно растут региональные СМИ: информагентства, телевидение, печать. Местные телестудии часто дают серьезную фору московским. Что касается региональной журналистики, то об ее успехах, я думаю, можно будет говорить, когда на российском рынке появится общефедеральная по масштабам аудитории газета, издаваемая не в Москве. Так что задача как раз заключается именно в том, чтобы стимулировать повышение качества российских СМИ в целом за счет активной и даже агрессивной конкуренции за потребителя.
В то же время в информационном пространстве нельзя становиться сильнее за счет других, но, усиливая себя, вы всегда усиливаете и само пространство, и всех его участников. В принципе информационное пространство тем мощнее и эффективнее, чем дееспособнее каждая из его составляющих. Более того, каждый участник информационного пространства получает возможность пользоваться всеми ресурсами, всеми преимуществами, предоставляемыми этим пространством.
Таким образом, получается, что чем сильнее будет каждый субъект Федерации, чем выше будет в нем уровень развития информационных технологий, тем эффективнее и мощнее будет становиться и единое российское информационное пространство в целом, и все остальные субъекты федерации в частности.
Будучи по природе своей свободным от пространственных и временных ограничений, информационное пространство способно предоставить каждому гражданину Российской Федерации равный доступ ко всем услугам, предоставляемым этим пространством: образовательным, медицинским, культурным, политическим и тому подобное.
Однако следует четко понимать, что развитие единого информационного пространства, и, как следствие, укрепление федеративных отношений и построение информационного общества, невозможно без соответствующего правового обеспечения.
Задача создания законодательной базы информационного общества чрезвычайно сложна, мы, законодатели, уже успели это почувствовать, что называется, на себе. Значительное число аспектов информационного общества до сих пор непонятно. Право существенно отстает от темпов развития информационных технологий.
В этом нет ничего странного, ведь человечество впервые столкнулось с ситуацией, когда обращение информации происходит массово, в цифровой форме, и существующие законы, регулирующие вещные отношения, не подходят для регулирования обращения информации. Все страны мира столкнулись с этим вызовом и сегодня стоят на пороге законодательных реформ в области информатики. Неспроста в Хартии глобального информационного общества, принятой в 2000 году на саммите “восьмерки” в Окинаве, вопросам нормативной базы информационного общества уделено особое место.
Ситуация в Российской Федерации усугубляется еще и тем, что в нашей стране нет хорошо проработанной законодательной традиции регулирования отношений в сфере информатики и электронной экономики. Существующее законодательство в этой сфере пока еще фрагментарно, несовершенно по юридической технике и никоим образом не способствует стимулированию конкуренции и обеспечению свободы предпринимательства в сфере производства и передачи цифровой информации, а также использования электронных форм ведения предпринимательской деятельности.
К счастью, Федеральное Собрание осознает всю остроту и важность сложившейся ситуации и уделяет значительное внимание вопросам совершенствования информационного законодательства. В частности, в Совете Федерации активно работает Комиссия по информационной политике под председательством Дмитрия Федоровича Мезенцева, при Председателе Совета Федерации создана рабочая группа по законодательству в сфере электронной экономики.
Совет Федерации совместно с Государственной Думой, Минпечати России и индустриальным комитетом СМИ совсем недавно подписал протокол, согласно которому работа над новым законом “О средствах массовой информации” должна стать по-настоящему коллективной. Мы также предполагаем рассмотреть возможность внесения проекта закона “О праве граждан на информацию”. Одна из наших задач – содействовать тому, чтобы законодательство в сфере Интернета было логичным, а законодательная база рекламного рынка была понятна его участникам и поддерживалась в обществе.
Совет Федерации выступает с инициативой разработки закона о правовых основах деятельности в Российской Федерации Межгосударственной телерадиокомпании “Мир”, учрежденной решением глав государств Содружества в 1992 году. Полагаем, что этот закон определит правовую основу информационных обменов с нашими партнерами – странами СНГ, и было бы дружественным шагом со стороны наших коллег из парламентов стран Содружества принять аналогичные законы.
Хочу отметить, что наш форум проходит в сердце России – на Урале. Отсюда в свое время пошла отечественная промышленность, позволившая стране войти в число мировых держав. Именно здесь сегодня состоится содержательный разговор, который будет содействовать реальным процессам развития информационного пространства. Именно в Челябинске мы рассматриваем концепции создания типовых проектов информатизации регионов, таких, как “Виртуальные торговые площадки”, “Электронный город”. Именно активность регионов в области информатизации позволит создать мощное единое информационное пространство, сделать нашу страну сильной и конкурентоспособной.
Полезные ссылки
- Выступление по вопросу об обращении Госдумы к ООН в связи с атаками украинских вооруженных формирований против мирных граждан
- Выступление на первом пленарном заседании весенней сессии Госдумы
- Выступление на XIII Съезде Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ
- Выступление на собрании группы избирателей по выдвижению Владимира Путина кандидатом в Президенты РФ
- Выступление на итоговом пленарном заседании Государственной Думы