22 апреля 2006
Добрый день, уважаемые участники и гости съезда!
Я с большим удовольствием открываю учредительный съезд Российского земельного союза. Мы с вами вместе проделали долгий и непростой путь – от осознания общности интересов землепользователей до юридического оформления нашего союза. И сегодня мы завершаем очень важный подготовительный этап. Теперь Российский земельный союз сможет приступить к практическому решению стоящих перед ним задач, как сплоченная, организованная общественная сила.
Многие из вас помнят, как родилась сама идея создания нашей организации. Она была высказана на заседании Совета по вопросам агропромышленного комплекса при Председателе Совета Федерации, когда мы обсуждали законопроект об основах государственной аграрной политики.
Говоря о проблемах российского села, о путях их решения, мы все больше убеждались в том, что большинство из них сводится, в конечном счете, к извечному вопросу о земле. Начиная с задач сохранения и преумножения плодородия почвы и кончая законодательным обеспечением оборота земель.
В России до сих пор не создан такой режим землепользования, какой нужен, чтобы с выгодой для села и с пользой для всей нашей страны решать те вопросы, с которыми каждый день сталкиваются все, кто работает на земле. И в развитии экономики, производства, и в социальной сфере. Для того чтобы отстоять свои интересы, вести на равных диалог с государством, с распорядителями земли на местах, с крупным бизнесом, землепользователи должны объединиться и действовать вместе.
Как только вопрос ставится именно таким образом, мы получаем для села поддержку многочисленных союзников. Потому что вопрос о земле затрагивает и волнует не только представителей аграрного сектора. Вы знаете, какой общественный резонанс вызывают все темы, связанные с землей.
Это и условия передачи предприятиям земли, на которой они расположены. Это и «дачная амнистия». Потому что в том виде, в каком ее пытаются реализовать чиновники, она не решает, а создает проблемы для миллионов семей и вызывает массовые протесты. Это и острейший вопрос об участках под застройку.
Ситуация с обманутыми дольщиками, которая вывела на улицы тысячи людей, во многом обусловлена ненормальным положением в землепользовании, в том числе упущениями и ошибками, которые были допущены государством в земельном регулировании. И сейчас, при реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» одним из «узких мест» стало как раз выделение подготовленных участков под застройку.
То есть в России существует объективная основа для объединения землепользователей, работающих в разных сферах города и села. И у такого движения есть широкая массовая база. Идея создания Российского земельного союза нашла поддержку во многих регионах нашей страны. И сегодня в работе съезда участвуют представители большинства субъектов Федерации. Это хороший старт для всероссийской общественной организации, которая не собирается замыкаться в пределах МКАД. Для меня, как Председателя Совета Федерации, который называют «палатой регионов», поддержка на местах, опора на регионы, нацеленность на решение их проблем особенно важны.
Уважаемые коллеги!
Президент России В.В.Путин в своей работе постоянно обращается к вопросам земельных отношений. И по тем проблемам, о которых я говорил, и по многим другим он ставит задачи, принимает решения, призывает виновных к ответу. Буквально недавно Президент уделил особое внимание нарушениям, которые в массовом порядке, повсеместно допускались при оформлении землеотводов. Он потребовал от исполнительной и законодательной власти навести в этой сфере порядок.
С точки зрения нашей с вами работы очень важны те акценты, которые при этом были расставлены. Президент подчеркнул, что сегодня систему земельного регулирования многие люди при власти и рядом с властью превратили в кормушку, источник ренты.
Это ставит не только вопрос об отдельных личностях, которых можно и нужно отстранять и наказывать за правонарушения. Есть крупные огрехи в самой сложившейся системе землепользования. Это мешает развитию не только аграрного сектора, но и всей экономики нашей страны, решению социальных проблем.
Думаю, что каждый из вас на личном опыте мог убедиться в справедливости такой оценки. И очень важно, что сегодня наведение порядка начинается сразу с двух сторон – и со стороны власти, и со стороны землепользователей. Мы должны стать союзниками, партнерами государства в этом деле. Это нужно государству и полностью отвечает интересам самих землепользователей.
Члены нашего союза в своей работе сталкиваются с реальными проблемами. В каждом таком случае мы будем добиваться решения вопроса по справедливости и в интересах дела, предлагать свои меры, в том числе правовые. И привлекать внимание власти к тем ситуациям, где необходимо ее вмешательство. Уверен, что согласованные действия государства и общественной организации землепользователей позволят быстро и эффективно решать многие назревшие вопросы.
Хотя появление нашей организации связано, в первую очередь, с вопросами землепользования, теперь, когда она появилась, ее роль и значение не ограничиваются только этой проблематикой. Российский земельный союз способен играть конструктивную роль в решении многих важных социально-экономических проблем, в первую очередь, на селе, но также и в других сферах, где действуют его члены.
Например, в таком важнейшем деле, как реализация приоритетных национальных проектов, для государства очень важно взаимодействие с обществом, с теми широкими слоями граждан, ради которых эти проекты начаты.
Каждый из этих проектов содержит в себе какие-то вопросы земельных отношений. Но особенно два из них – развитие АПК и доступное жилье – прямо и непосредственно относятся к той сфере, в которой мы с вами работаем. И наша организация может предложить поддержку делом, создать общественные механизмы реализации приоритетных проектов.
Это и механизмы обратной связи, очень важной для принятия правильных, обоснованных решений.
Это не менее важные механизмы общественного контроля. Государство направляет на приоритетные проекты немалые финансовые ресурсы. Необходимо, чтобы эти средства тратились максимально эффективно. Если жесткий государственный контроль будет дополняться контролем общественным, с помощью таких организаций, как наша, то за государственные вложения можно быть спокойным.
Потому что отдельного человека можно обмануть, запугать или подкупить. А весь земельный союз в целом – это как раз и есть те, на чьи нужды государство выделяет средства. То есть конечные получатели, фактически хозяева. А хозяйский глаз – лучший контролер.
И, конечно, наш союз может создавать экономические механизмы реализации национальных проектов. Например, выступать как поручитель за членов союза при получении банковских кредитов. Вы лучше всякого банкира знаете, на кого можно надеяться, а на кого нет. А при таких гарантиях кредит станет дешевле. Наш союз сможет выступить организатором кредитных товариществ для своих членов. Производственных и потребительских кооперативов, которые займутся решением конкретных задач социального и экономического развития села, жилищного строительства.
Одним словом, Российский земельный союз способен стать полноправным и эффективным участником реализации приоритетных проектов. Уверен, что члены нашей организации, при поддержке государства, все сделают качественно, потому что делают для себя.
Кроме того, наша организация может и должна стать своего рода посредником в согласовании интересов землепользователей, государства и крупного бизнеса.
Приведу только один пример. В 2005 году инфляция составила 10,9%. Но при этом цены, скажем, на дизельное топливо для села выросли в среднем на 30%. А цены на сельскохозяйственное сырье – менее чем на 1%.
Казалось бы, еще одно проявление хорошо знакомых на селе «ножниц цен», ценового диспаритета. Но откуда он берется? Продавцы ГСМ – крупные компании. Во многих регионах поставщиков можно пересчитать по пальцам одной руки, это настоящие региональные монополии. Они организованы, обладают огромными финансовыми и административными ресурсами. А землепользователи разобщены и не могут противостоять ценовому произволу.
Если завтра в каждом регионе землепользователи будут объединены, Российский земельный союз будет проводить единую согласованную политику в их интересах во всероссийском масштабе, ситуация станет совершенно иной. Убежден, что согласованная позиция аграрной общественности, подкрепленная прочным союзом на основе общих интересов с другими категориями землепользователей, позволит на деле решать вопросы преодоления диспаритета цен, справедливого урегулирования земельных отношений, социальной и демографической политики.
Наша организация не политическая и внепартийная. Она не ставит своей целью борьбу за власть на местном уровне, отстаивание тех или иных политических идей. Но в этом есть свое преимущество. На почве реального дела, вечных ценностей нашего народа – таких, как земля, воля, хлеб, труд – мы можем объединить сторонников самых разных политических сил. Вместе мы большая сила. В этом единстве залог нашего общего успеха.
Полезные ссылки
- Выступление по вопросу об обращении Госдумы к ООН в связи с атаками украинских вооруженных формирований против мирных граждан
- Выступление на первом пленарном заседании весенней сессии Госдумы
- Выступление на XIII Съезде Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ
- Выступление на собрании группы избирателей по выдвижению Владимира Путина кандидатом в Президенты РФ
- Выступление на итоговом пленарном заседании Государственной Думы