22 июня 2006
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы возвращаемся к многолетней традиции проводить летом большое бюджетное совещание в Совете Федерации. И на него пригласили из регионов тех, кто непосредственно занимается бюджетом каждого субъекта Российской Федерации: вице-губернаторов, начальников бюджетных и финансовых управлений. Здесь представлено несколько десятков регионов, подавляющее большинство, практически вся Россия.
Наша главная задача – сверить позиции перед началом парламентской работы над проектом федерального бюджета. Потому что если Дума – это палата партий, различных политических платформ, то Совет Федерации – это палата регионов. И позиция Совета Федерации в тех предложениях, которые он вносит, в том, как он голосует – это обязательно должна быть обобщенная, суммарная позиция регионов. Для этого нам ее надо четко понимать. Такая работа ведется круглый год, а сегодня у нас итоговая сверка. Но, кроме того, я считаю, что очень полезно для дела напрямую свести в одном зале финансовых руководителей из регионов и представителей экономического блока Правительства. Слово парламент, как известно, происходит от слова говорить. Это место, где люди договариваются об общих интересах, о взаимных уступках, о совместных действиях. Здесь важен прямой диалог.
Уважаемые коллеги!
У нашей сегодняшней встречи есть целый ряд особенностей по сравнению с подобными совещаниями прошлых лет. Прежде всего, она проходит заметно раньше, на полтора-два месяца, в июне, а не в августе.
Вы знаете, что Президент России В.В.Путин поставил задачу передвинуть принятие бюджета в 2007 и в 2008 годах на более ранние сроки. В Бюджетном послании по ряду позиций тоже подчеркивается важность заблаговременной подготовки и принятия финансовых решений. И первые шаги в этом направлении уже делаются.
Благодаря этому изменился сам формат нашего обсуждения. Мы говорим не о практически готовом проекте федерального бюджета, а о реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации. С одной стороны, это означает, что регионы подключаются к федеральному бюджетному процессу на более ранней стадии. Это дает гораздо больше возможностей, чтобы их принципиальные позиции нашли отражение в бюджете. С другой стороны, у самих регионов больше времени, чтобы учесть намеченные на федеральном уровне меры в своих собственных бюджетах.
Это первая важная особенность, которую я хочу подчеркнуть. А вторая заключается в том, что кроме бюджета на следующий год мы обсуждаем прогнозные параметры социально-экономического развития России на период до 2009 г. То есть бюджетное планирование на перспективу становится реальностью. В этом механизме регионы тоже должны занять ясное и достойное место.
Вот это, я считаю, принципиальное отличие современного подхода к формированию государственной политики. В годы кризиса поневоле приходилось думать о сиюминутном выживании. Но сейчас экономика России устойчиво растет уже седьмой год. В этих условиях не просто можно, а необходимо планировать развитие страны в целом и каждого региона.
В тех документах, которые принимаются за последнее время, ставятся задачи, выходящие за временные рамки полномочий почти всех ныне действующих органов государственной власти. В том числе это относится и к бюджетному планированию до 2009 года. Почти – потому что остается Совет Федерации. Он постоянно обновляется, но никогда не прекращает своих полномочий в целом.
И Послание Президента Федеральному Собранию, и Бюджетное послание намечают цели общенационального масштаба на достаточно длительную перспективу.
В этой связи нам необходимо и на уровне регионов создавать механизмы, которые обеспечат устойчивое развитие, решение долгосрочных задач. Нельзя ограничивать горизонт планирования следующими выборами, после которых хоть трава не расти. И как эта проблема сейчас решается на федеральном уровне, так ее необходимо решать и на уровне каждого региона.
Считаю, что одним из главных инструментов при этом должен стать как раз бюджетный план. Потому что бюджет – это концентрированное выражение государственной политики через финансы. То скользящее среднесрочное планирование основных параметров развития, которое сейчас применяется на федеральном уровне, надо довести до уровня регионов. Надо распространить его с федерального, на весь консолидированный бюджет Российской Федерации.
Для этого должна быть сформирована необходимая правовая база – как федеральная, так и региональная.
Через свои механизмы постоянного взаимодействия с регионами, через Совет законодателей, через разработку модельных законов субъектов Федерации наша палата может и должна сыграть роль координатора в создании системы бюджетного планирования в регионах, в необходимом развитии законодательства, в согласовании региональных норм и механизмов с федеральными. И то прямое взаимодействие с финансистами субъектов Федерации, которое мы выстраиваем – это еще один важный инструмент координации, необходимой для решения поставленных задач.
* * *
Уважаемые коллеги!
Бюджетное послание Президента Российской Федерации намечает целый комплекс мер по реформированию всей бюджетной системы, на всех ее уровнях, на повышение эффективности и результативности бюджетной политики. Я хочу с удовлетворением отметить, что в этой системе мер проблемы регионов занимают достойное место.
На протяжении последних лет Совет Федерации и представители субъектов Российской Федерации неоднократно высказывали конкретные предложения, направленные на исправление многих диспропорций в бюджетной системе. Сокращалась собственная налоговая база регионов и их доля в доходах консолидированного бюджета. Отмечалось явное несоответствие между объемом передаваемых на региональный уровень функций и их финансовым обеспечением. А ведь это прямо сказывалось на качестве выполнения обязательств государства перед гражданами. Неоправданно ограничивалась самостоятельность регионов в бюджетной сфере. И действовала совершенно ненормальная система, которая «наказывала» сокращением поступающих федеральных денег тех, кто успешно развивал собственную доходную базу.
В Бюджетном послании на 2007 год, а оно фактически затрагивает и дальнейшую перспективу, учтены многие предложения, которые вносились регионами и Советом Федерации, обсуждались в этих стенах. Приведу лишь несколько примеров.
Прямо указано на важнейшую для многих проблему: что федеральные субвенции должны обеспечивать исполнение субъектами Федерации переданных им дополнительных расходных обязательств. Это даже не надо комментировать, потому что все финансисты прекрасно знают цену вопроса для своих регионов.
Еще одна постоянная проблема – это нехватка средств на развитие дорожного хозяйства. На эти цели, о чем мы говорили чуть ли не при каждой встрече с министрами финансов и транспорта, должно быть выделено не менее 35 млрд. руб., которые будут распределены между регионами с учетом не только численности населения, но и бюджетной обеспеченности.
Новая методика распределения средств федеральной поддержки должна стимулировать развитие собственной доходной базы. Это то, о чем Совет Федерации говорил много лет. Вводится материальное стимулирование регионов и муниципалитетов за реализацию приоритетных государственных программ и проектов. Услышано наше предложение о том, чтобы значительную часть средств Федеральной адресной инвестиционной программы передать регионам, чтобы они сами могли определять приоритетность важных для них объектов. Мы полгода назад обсуждали эту идею на слушаниях в Совете Федерации с участием Министерства экономического развития и торговли.
И вообще Бюджетное послание говорит о том, чтобы предоставить регионам гораздо больше самостоятельности в реализации их полномочий, и чтобы за это они несли реальную ответственность. Самостоятельность в принятии решений и ответственность за результат – это наиболее эффективная система управления. Она стала возможной благодаря прошедшей реформе формирования власти на местах. Сегодня есть все предпосылки для того, чтобы регионы успешно решали поставленные перед ними задачи.
Но я хотел бы подчеркнуть, что эти принципиальные установки станут реальностью лишь тогда, когда воплотятся в текст законов, прежде всего, важнейшего закона о федеральном бюджете. И наша общая задача сегодня – определить те критически важные точки, где необходимо объединить усилия органов власти разных уровней, те вопросы, по которым есть неопределенность, а порой и разногласие.
Например, очень важно для регионов, какой именно будет новая методика распределения федеральных средств. В том числе и тех, которые передаются за счет Федеральной адресной инвестиционной программы. Президент России, выступая на заседании Президиума Государственного совета 7 июня, отметил, что “бюджетная обеспеченность десяти наиболее “богатых регионов страны в три раза превышает уровень бюджетной обеспеченности других десяти наиболее “бедных” субъектов Российской Федерации. И на местах, для людей, это неизменно оборачивается фактическим неравенством в уровне бюджетных услуг”.
Считаю, что Совет Федерации и представители регионов должны обязательно участвовать в самой разработке тех новых методик распределения средств, о которых говорится в Бюджетном послании, а не только в обсуждении уже разработанных проектов, которые плохо поддаются изменению.
Вызывает озабоченность сокращение собственной налоговой базы субъектов Российской Федерации. Она в 2005 г. уменьшилась уже до 12 процентов налоговых и неналоговых доходов. То есть 88% денег собирает федеральный центр и даже в тех средствах, которые получают в свое распоряжение регионы, их собственные доходы играют меньшую роль, чем поступающие из центра субсидии, субвенции и дотации. Это ненормальное положение и мы также хотели бы иметь право голоса при обсуждении этой проблемы с Минфином и Минэкономразвития, при самой разработке конкретных мер ее решения.
Имеются вопросы по реализации государственных инвестиционных программ. Например, по предложениям Минфина и МЭРТ, до 2009 г. практически не видно тенденции к росту расходов инвестиционного характера. В 2007 г. на это планируется 634 млрд. руб., в 2008 г. только 574 млрд., в 2009 г. 580 млрд. Мы выступаем за более активную инвестиционную политику, направленную на решение принципиальных задач экономического развития и технологической модернизации нашей страны.
Не буду перечислять проблемы. Не сомневаюсь, что их профессионально раскроют представители регионов. Эти вопросы не имеют какого-то рокового характера. Их решить можно и их решать нужно. Но для этого требуется то открытое заинтересованное обсуждение, которое мы сегодня и проводим.
Рассчитываю, что его результатом будет не просто лучшее понимание, но что это воплотится в конкретных государственных решениях. Главное – в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов Федерации.
А сейчас с удовольствием передаю слово основному докладчику, Министру финансов Российской Федерации А.Л.Кудрину.
Полезные ссылки
- Выступление по вопросу об обращении Госдумы к ООН в связи с атаками украинских вооруженных формирований против мирных граждан
- Выступление на первом пленарном заседании весенней сессии Госдумы
- Выступление на XIII Съезде Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ
- Выступление на собрании группы избирателей по выдвижению Владимира Путина кандидатом в Президенты РФ
- Выступление на итоговом пленарном заседании Государственной Думы