Выступление на расширенном заседании Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса 21 февраля 2011 года (г.Москва)

21 февраля 2011

Тема: “Проблемы законодательного обеспечения работы ТСЖ, управляющих компаний и других участников рынка управления жилой недвижимостью”. 

Уважаемые коллеги!


Значимость темы, которую мы сегодня вынесли на обсуждение, трудно переоценить. Ведь именно от законодательного регулирования деятельности ТСЖ, управляющих компаний и других участников жилищного рынка зависит бесперебойное получение воды, тепла и энергии, состояние подъездов и улиц. То, что во многом определяет качество жизни наших граждан.


Жилищно-коммунальная сфера – это не только одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека. Это ещё и гигантский рынок, оцениваемый примерно в 3 триллиона рублей.


Поэтому тот факт, что нормативное правовое регулирование отрасли, в которой оборот средств превышает 7% ВВП, пущено в последние годы на самотёк, вызывает, по меньшей мере, недоумение.


Думаю, проблемы, которые здесь накопились, всем присутствующим хорошо известны.


Это тотальная безответственность управляющих компаний и должностных лиц перед гражданами – потребителями услуг. Это коррупция, монополизация  рынка, огромное количество барьеров на пути развития жилищного самоуправления. Это, в конечном итоге, – невозможность граждан реализовать свои жилищные права в полном объёме.


Вы знаете, что законопроект, нацеленный на решение многих из перечисленных проблем, внесён в Государственную Думу Российской Федерации и прошёл процедуру первого чтения.


Как отметил Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, “законопроект сложный, большой, но и, безусловно, важный. И от того, как мы все поучаствуем, будет зависеть его качество”.


Полностью согласен с Президентом – несмотря на очевидные достоинства, в законопроекте содержится немало спорных моментов. Это и введение коллективной ответственности по оплате коммунальных услуг, и обязательный переход на саморегулирование в ЖКХ, и, что самое опасное, – введение штрафов для жителей домов за протекающие крыши и затопленные подвалы.


По мнению многих экспертов, такие «новации» лишь облегчат создание фальшивых ТСЖ и окончательно дискриминируют собственников жилья.


Поэтому сейчас для нас очень важно приложить все усилия, чтобы устранить недостатки законопроекта ко второму и третьему чтениям и дополнить его новыми качественными предложениями.      Хочу обратить ваше внимание на одну проблему. Ещё в 2007 году в президентском Послании Федеральному Собранию было отмечено, что у ТСЖ чрезмерная налоговая нагрузка. Они должны платить налог на прибыль, НДС, налоги на землю и имущество. А по своей сути ТСЖ – некоммерческие организации. Если мы хотим, чтобы ТСЖ создавались и эффективно работали, то их необходимо освободить от налогообложения, но только в части той деятельности, которая непосредственно связана с эксплуатацией дома.


Уважаемые коллеги!


В своё время Жилищный кодекс продекларировал права собственников жилья. А вот полноценных механизмов по их реализации до сих пор нет.


Считаю, что нужно законодательно обеспечить для ТСЖ бесплатное межевание земли и передачу нежилых помещений в состав общего имущества. Запретить застройщикам создавать «карманные» ТСЖ. Сделать процедуру расторжения договора с управляющей компанией более простой и прозрачной. Радикально усилить ответственность должностных и юридических лиц за нарушение жилищного законодательства.


На примере родного Санкт-Петербурга хочу сказать, что такое разгильдяйство и халатность, которые проявили коммунальные службы этой зимой, должны получать адекватное наказание. А у каждого виновника ЧП, как в случае падения сосулек на людей, есть конкретная фамилия, имя и отчество.


Также считаю необходимым закрепить единообразные требования к управляющим компаниям и стандартам их деятельности. Должен быть разработан типовой договор на обслуживание многоквартирного дома.


Кроме того, следует законодательно обязать компании, работающие в сфере ЖКХ, ежеквартально публиковать информацию о расходовании средств, поступивших от жильцов. Информационная открытость – лучший способ повышения прозрачности отрасли и эффективности контроля за качеством услуг.


Крайне осторожно надо отнестись к идее форсированного перехода на саморегулирование в ЖКХ. Особенно учитывая негативный опыт строительной отрасли.


Сегодня всем ясно, что ситуация в жилищно-коммунальном комплексе далека от идеала. Именно поэтому он чрезвычайно привлекателен для мошенников и аферистов, пытающихся нажиться за счёт граждан.


И перекладывать сегодня основную ответственность за контроль и состояние дел в ЖКХ с государства на бизнес явно преждевременно.


В лице саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ мы рискуем получить новую административную надстройку, которая будет регулировать рынок в интересах узкого круга участников.


Дополнительные же расходы бизнеса, связанные с компенсационными взносами, лягут на плечи потребителя. Уже подсчитано, что принудительный переход к саморегулированию выльется в повышение тарифов на услуги ЖКХ от 13% до 20%.


Уверен, что этот процесс должен быть постепенным и пока добровольным. Задача же государства – создать условия для развития конкуренции и определить чёткие правила игры для всех участников рынка.


Уважаемые коллеги!


Нам необходимо внимательно оценить последствия всех нововведений, которые сейчас планируются в жилищной сфере. Ведь результаты могут быть разными.


Мы можем создать условия для притока частных инвестиций и проведения модернизации жилищно-коммунальной отрасли.


А можем повторить печальный опыт принятия таких нормативных актов, как закон о монетизации льгот или Лесной кодекс. И вызвать взрыв социальной напряжённости.


Важно понимать, наша задача – не задушить бизнес в ЖКХ чрезмерным нормативным регулированием.


Мы должны добиться того, чтобы жилищно-коммунальная отрасль перестала быть “тёмным царством” российской экономики. Сделать так, чтобы эта сфера стала понятной и привлекательной для добросовестного бизнеса. А каждый собственник жилья был уверен в качестве и объёме получаемых услуг.


Спасибо за внимание.