Выступление на пленарном заседании VI Всероссийской научно-практической конференции на тему "Мониторинг права как основа стратегии инновационного развития Российской Федерации" 27 июня 2008 года

27 июня 2008


Уважаемые коллеги, всем доброе утро! Я в очередной раз (уже в шестой) с большим удовольствием приветствую всех присутствующих в этом гостеприимном зале гостеприимной Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. У нас уже стало доброй традицией проводить вот такую всероссийскую научно-практическую конференцию в стенах РАГСа.


И, пользуясь случаем, хотел бы высказать большую признательность ректору, Владимиру Константиновичу, за гостеприимство, за радушие и за личное участие (тоже традиционное) в нашей конференции.


Сегодня в нашей работе участвуют и члены Совета законодателей, и члены Совета Федерации, и депутаты Государственной Думы, представители Администрации Президента, Правительства Российской Федерации, судебной системы, из региональных органов власти, научные, экспертные сообщества представлены. Представлены наши коллеги из стран СНГ, из молодежной Парламентской Ассамблеи. Одним словом, для нас традиционный, очень широкий состав представительства на нашей конференции.


Тема шестой Всероссийской научно-практической конференции – “Мониторинг права как инновационная основа стратегии развития Российской Федерации”, конечно же, носит масштабный характер. В основном, наверное, мы все-таки будем говорить о правовом обеспечении инновационного развития страны. Но, тем не менее, мы специально так широко и, я не побоюсь этого слова, глубоко обозначили тему сегодняшней конференции.


И, думаю, вы согласитесь, что эта тема полностью соответствует провозглашенному Президентом России курсу на достойное будущее нашей страны.


Уважаемые коллеги, цель сегодняшней конференции – способствовать становлению системы мониторинга права как долговременного инновационного национального проекта федеративного государства. Это придаст новый импульс деятельности Совета Федерации по формированию эффективных механизмов реализации стратегии правового развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и гармонизации федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации по формированию правовой культуры российского общества.


Действительно, историческая повестка дня под титулом “Россия 2008 года” формируется под влиянием согласованных инициатив, которые были высказаны Дмитрием Анатольевичем Медведевым – Президентом Российской Федерации, в его концепции четырех “и” – инвестиции, инновации, институты, инфраструктура, что созвучно стратегии социально-экономического развития России до 2020 года, которая была предложена Владимиром Владимировичем Путиным на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля этого года.


Развитие современного российского общества и государства возможно только на основе активной инновационной деятельности, эффективной инвестиционной политики, создания полноценной инфраструктуры в жизнедеятельности и, наконец, развития современных институтов всего комплекса нашего жизнеобеспечения.


Можно ответственно утверждать, что сегодня страна обретает фундаментальную стратегическую идею, органичную современному историческому этапу и вбирающую в себя долговременные цели и практические эффективные методы их достижения. Такой идеей, определяющей жизненный смысл настоящего и будущего России, является стратегия инновационного развития Российской Федерации.


Стратегия инновационного развития в конечном итоге выражается в стратегии гуманитарно-правового развития нашей страны и всего нашего общества. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики является важной составной частью правового обеспечения стратегии инновационного развития Российской Федерации.


По сути, мониторинг является связующим звеном, соединяющим всю программу развития законодательства, правоприменительной практики и правосудия с этой инновационной стратегией. Более того, полноценная стратегия инновационного развития Российской Федерации невозможна, если она не имеет в качестве своей основы мониторинг нормативно-правовой базы федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.


Стратегия инновационного развития России не может быть объективной, если нет постоянного мониторинга правоприменения во всем многообразии его проблем, коллизий и противоречий. Она не может быть эффективной, если мы не включим в качестве её основания мониторинг процессов правосудия и результатов правосудия. Вот на это я хотел обратить внимание, тем более, ниже я скажу, что в последнем (четвертом) докладе у нас действительно появился новый раздел – анализ правоприменительной практики и судебной практики.


Во всей этой работе в одинаковой мере заинтересованы институты гражданского общества, научное и экспертное сообщество, органы власти и управления. И самое главное, конечно же, в конечном итоге, особенно с точки зрения ожидаемых результатов, в этом заинтересованы граждане нашей страны.


Принципиальным является понимание того, что стратегия инновационного развития страны может быть эффективной только на основе реализации человеческого потенциала, только на основе выработки применения новых знаний и умений людей для постоянного улучшения не только производственных технологий, не только экономических результатов, но прежде всего обновления системы государственного управления в единстве системы местного самоуправления и гражданского общественного самоуправления.


В данном случае ключевой инновацией для нашей страны становятся инвестиции в человека, а сами инвестиции невозможны без качества обновления инфраструктуры жизнедеятельности и формирования новых дееспособных институтов, в том числе институтов гражданского общества, институтов реальной конкуренции на основе личной инициативы.


Отвлекусь и еще раз хочу сказать. Слава богу, сегодня в стране понимают, что действительно самые выгодные в прямом смысле этого слова, экономически выгодные инвестиции, – это инвестиции в человека. Если мы говорим об экономике XXI века как об экономике знаний, мы понимаем, кто является главным носителем продвижения и новых технологий, новых идей, и, собственно говоря, кто является самым главным фундаментом конкурентоспособности нашей в данном случае страны. Конечно же, это наши люди.


И такое экономическое понятие как человеческий потенциал, кто-то называет человеческий капитал, становится нормой, в том числе при самых тщательных и я бы сказал таких дотошных экономических расчетах. Такая постановка вопроса принципиально фундаментальная и имеет, на наш взгляд, общенациональный масштаб и государственное значение. И при этом она направлена на развитие конкретного человека, личности, гражданина Российской Федерации как основного субъекта и главной цели стратегии инновационного развития страны.


И вот здесь, я еще раз хотел бы это подчеркнуть, с одной стороны, наш интеллект, собственно говоря, одна из составных частей того самого человеческого потенциала, это наш важнейший и, к счастью, конкурентоспособный и еще более, к счастью, всегда восполняемый ресурс, а с другой стороны, это конечная цель государственной деятельности.


Потому что не может быть никаких абстрактных показателей и каких-то результатов без самого главного – без качества человеческой жизни, без развития свободного человека в свободной стране, без развития личности. То есть эти вещи абсолютно взаимосвязаны.


И, конечно, это послужит основанием для построения современного развитого демократического общества, в котором создаются передовые, лучшие стандарты качества жизни и предоставляются равные возможности для полноценной реализации способностей и талантов граждан нашей страны.


Основной субъект инновационного развития, как я уже сказал, это свободный человек в свободной стране, человек, обеспеченный правами и законами.


Главный результат системы мониторинга права мы понимаем так, что мониторинг сам является инновационной основой совершенствования эффективности государственного управления местного и общественного самоуправления. Стратегия инновационного развития не может быть эффективной без размораживания инициативы институтов гражданского общества, которые должны получить внятный, совершенно определенный посыл от власти по своим правам и по своей ответственности за будущее нашей страны. И не может быть эффективной без обновления качества деятельности органов государственной власти, субъекта Федерации и органов местного самоуправления.


Задумываясь о социальных инновациях, мы не можем забыть о текущих глубоких проблемах. Так приоритетной задачей как общества так и государства является преодоление недоверия граждан к отдельным институтам государственной власти и к бизнесу, который в свою очередь является прямым следствием коррупции – одного из самых серьезных препятствий на пути инновационного развития общества и государства.


Люди требуют более активных и последовательных действий по реформированию власти, ее большей доступности и открытости для населения. И люди абсолютно правильно ставят вот эти вопросы.


Мы в Совете Федерации получаем многочисленные письма. Люди не понимают, почему они при декларируемом построении правового государства не находят правды суда, не находят решения своих текущих проблем, кроме как, и собственно говоря, мы как раз понимаем, о чем идет речь, решение этих проблем у чиновника, понятно каким образом… То есть то, что мы называем вот бытовой, такой низовой коррупцией. И люди поставлены в очень непростые условия, они видят, что по-другому не решить. И они решают, им же нужно решить сегодня, сейчас, как конкретную какую-то бытовую, любую проблему. И они решают так, как считают нужным, коль скоро государство не обеспечивает исполнение закона, не обеспечивает защиту их личных прав и не гарантирует им того, что все будет в соответствии, в том числе и с Конституцией, и вообще вот с теми нашими законами.


Вот это, конечно, очень опасно, очень тревожно. Я, кстати, хочу проинформировать, что 2 июля в стенах Совета Федерации состоится очередное заседание Совета законодателей России, в котором примет участие Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. И тема вот этого большого заседания как раз правовое обеспечение противодействия коррупции. Я думаю, что там состоится серьезный и очень принципиальный разговор. Как раз наши коллеги с мест, председатели законодательных собраний регионов, будут говорить о том, как им видится решение этой действительно сложнейшей государственной задачи, а на самом деле это уже проблема, проблема, которая подрывает сами основы нашего государства.


В решении задачи борьбы с коррупцией важную роль может и должен сыграть мониторинг законодательства и правоприменительной практики, так как только в рамках постоянно действующей системы мониторинга, охватывающей не только федеральный, но и региональные уровни, может осуществляться системная экспертиза всего законодательства на выявление в нем положений, способствующих коррупционным действиям чиновников.


В контексте курса на инновационное развитие актуальнейшей потребностью стало создание целостного механизма оценки качества и полноты законодательства, его соответствие стратегии правового развития государства и общественным запросам.


Со дня проведения первой конференции по мониторингу права в 2003 года прошло 5 лет. Общими усилиями удалось сформулировать и решить многие методологические и практические задачи мониторинга права. Очередной, четвертый, доклад Совета Федерации о состоянии законодательства в Российской Федерации в 2007 году отражает шестилетний опыт мониторинга законодательства в правоприменительной практике, стратегии регионального развития. В нем впервые присутствует анализ по итогам работы системы российского правосудия, о чем я уже сказал.


Мониторинг должен также включать анализ обобщенных оценок и мнений о законах и правоприменительной практике различных слоев населения и отдельных граждан Российской Федерации. И, кстати, я с удовольствием хочу сказать, что в этом году впервые был издан специальный адаптированный вариант доклада Совета Федерации для ознакомления с ним широкой аудитории граждан Российской Федерации. Ну, кто читал наши доклады, это такой специальный, может быть, в чем-то суховатый документ, который, безусловно, интересен всем, кто работает профессионально в сфере правоприменительной практики, юристам. Но гражданам нашим, наверное, трудно читать такие документы, и вот мы сделали специальный такой, адаптированный вариант нашего доклада, и, кстати, эту практику будем продолжать и впредь.


В этом же году доклад будет также впервые издан на английском языке, чтобы знакомить с итогами работы Совета Федерации по мониторингу законодательства и правоприменительной практики наших коллег – зарубежных парламентариев.


В 2008 году мы выходим на новый рубеж решения проблемы мониторинга права. В этом году исполняется 15 лет Конституции Российской Федерации и новой системе российского законодательства, 15 лет – палатам Федерального Собрания Российской Федерации. Впервые в России при Совете Федерации в этом году создан Центр мониторинга законодательства и правоприменительной практики.


Четвертый доклад, о котором я уже говорил, 4 июня этого года мною был представлен Президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву, который проявил, как вы, надеюсь, видели, это было показано в теленовостях, большой интерес как к самой идее мониторинга права, так и к тексту представленного доклада. Вот как раз, будучи профессиональным юристом, я видел, что он не просто… Вот берешь книгу в руки и листаешь.


Вот Дмитрий Анатольевич Медведев не просто пролистал, а прямо нашел, прямо увидел некоторые интересные моменты, и мы сходу начали обсуждать не общие какие-то вопросы, а абсолютно конкретные.


Кстати, Президент России отметил важность обсуждения этого доклада в субъектах Российской Федерации. И когда я его проинформировал, что уже в 17 субъектах Российской Федерации готовятся региональные доклады о состоянии регионального законодательства, он сказал, что это действительно очень хорошая тенденция, и очень хорошо, что региональные законодатели идут в ногу, по крайней мере, стремятся идти в ногу с федеральными законодателями.


Программа шестой Всероссийской конференции сформирована таким образом, что позволяет ее участникам провести широкое обсуждение проблем мониторинга с учетом шестилетней практики. Впервые будет рассмотрен мониторинг как инновационная основа стратегии развития России. Будут работать четыре “круглых стола”, творческие мастерские, продолжена традиция проведения конкурсов проектов и работ, непосредственно связанных с мониторингом.


В завершение хочу, уважаемые коллеги, пожелать нам всем плодотворной, успешной работы. Надеюсь, что все высказанные на конференции новые идеи, предложения и вопросы будут с пониманием восприняты участниками, а итоги шестой Всероссийской научно-практической конференции станут весомым вкладом в теорию и практику мониторинга как инновационной технологии XXI века.


Я всех благодарю за внимание. Если я немножечко перебрал по времени, я приношу извинения.