Выступление на пленарном заседании Совета законодателей на тему: "О взаимодействии институтов государства и гражданского общества в обеспечении прав детей и поддержки семьи в Российской Федерации" 28 апреля 2008 года (г.Пенза)

28 апреля 2008

Я очень рад, что наши предложения и многочислен­ные пожелания о том, что не­плохо бы Совету законодате­лей проводить свои пленар­ные заседания не только в Москве, в стенах Совета Фе­дерации, но и в регионах, ре­ализуются. И первый субъект Российской Федерации, ко­торый мы выбрали для прове­дения такого выездного засе­дания, – это Пензенская об­ласть.


Тема нашего заседания, а в повестке дня у нас будет два вопроса, и первый как раз о той проблеме, которая вол­нует сегодня не только руко­водство нашей страны, эта проблема волнует без пре­увеличения всех россиян, потому что сегодня в услови­ях, мягко говоря, очень не­простой демографической ситуации все, что касается семейной политики, все, что касается роли государства в решении проблем россий­ской семьи, решении про­блем беспризорности, без­надзорности детей, – это, конечно, важнейшая тема и важнейшая проблема.

Сегодня мы впервые в российской истории рабо­таем в период проведения Года семьи. То, что Президен­том Российской Федерации 2008 год был объявлен Годом семьи, еще раз подчеркива­ет важность вопросов, кото­рые мы сегодня обсуждаем. И все, что касается проблем российской семьи, – это се­годня важнейший государ­ственный вопрос.

В своем Послании Феде­ральному Собранию на 2007 год Владимир Владимирович Путин отметил, что проведе­ние Года семьи позволит объединить усилия государ­ства, общества, бизнеса вок­руг важнейших вопросов ук­репления авторитета и под­держки института семьи, ба­зовых семейных ценностей. И в связи с этим я хотел бы крат­ко остановиться на двух воп­росах. Первый – какими госу­дарственными мерами мы можем укрепить российскую семью и базовые семейные ценности? И второй – как сделать полноправными и заинтересованными участни­ками этой работы бизнес, политические партии, обще­ственные организации, науч­ные сообщества, средства массовой информации, ре­лигиозные конфессии, но прежде всего сами россий­ские семьи?

Напомню, что на заседа­нии Совета законодателей в декабре 2006 года мы обсуж­дали вопросы законодатель­ного обеспечения новых мер демографической политики. Очевидно, что семейные и демографические проблемы тесно переплетены, а меры

демографической политики всегда направлены прежде всего на поддержку роди-тельства и семей с детьми. Прошел год с небольшим, и мы видим, насколько дина­мично меняется ситуация в демографической сфере, и, к счастью, меняется к лучше­му, пусть не так быстро, как нам хотелось бы. Это уже именно тенденция, а не не­кие случайные флуктуации, и тенденция положительная, это мы отчетливо видим. И сегодня есть уже первые ре­зультаты. Это касается и ре­ального увеличения рождае­мости, и уменьшающейся впервые за последние 16 лет смертности. Уже можно ска­зать, что работает материн­ский капитал, сама его идея. Доля вторых и третьих рожде­ний увеличилась в 2007 году по отношению к 2006 году с 33 до 42 процентов.


В то же время, конечно, мы понимаем, что демогра­фическая ситуация в стране в целом остается еще очень и очень сложной. Если не принять кардинальных мер, то согласно последнему прогнозу Росстата ожидает­ся, что численность населе­ния страны уменьшится к 2025 году до 137,5 миллиона человек. Это мы тоже знаем и надеемся, что все-таки бу­дет реализован другой про­гноз, о котором говорил Дмитрий Анатольевич Медве­дев, считая, что мы должны как минимум не опускаться ниже той цифры, которая на сегодняшний день имеется. Он считает, что к 2025 году нас должно быть 145 милли­онов.


Сложные проблемы со­храняются и в семейной сфе­ре. Это прежде всего бед­ность значительной части семей с детьми, ослабление семейных связей и рост раз­водов, широкое распрост­ранение алкоголизма, нар­комании, детской безнад­зорности и беспризорности. Я недавно изучал результаты очень серьезных социологи­ческих исследований, при­чем они проводились в кон­це 2007 и в первые два меся­ца 2008 года. Одна цифра меня просто поразила, и, к сожалению, такого показа­теля не имеет ни одно госу­дарство мира. И вот какая эта цифра: 52 процента рос­сиян репродуктивного воз­раста (то есть от 16 до 45 лет) одиноки! Речь идет и о муж­чинах, и о женщинах. 52 про­цента! То есть они не в бра­ке, они абсолютно одиноки. Это к вопросу о рождаемос­ти. Сегодня семьи не созда­ются, молодые люди этого просто не хотят.


Убежден, что выход из этой ситуации, безусловно, есть. Прежде всего, считаю, необходимо постоянно на­ращивать меры государ­ственной поддержки семей с детьми. Наша главная цель-это не просто повышение рождаемости, но и обеспе­чение благоприятных усло­вий для семей с детьми. По­этому предлагаю следую­щие неотложные дополни­тельные меры.


Во-первых, необходимо предоставить семье полное право распоряжаться сред­ствами материнского (се­мейного) капитала по свое­му усмотрению. Давайте не будем пытаться решать про­блемы текущего финансиро­вания Пенсионного фонда за счет российских семей, со­здавая препоны для расхо­дования материнского капи­тала. Только через два года первые матери, родившие второго ребенка, смогут распорядиться этими безна­личными средствами. Я еще раз напомню, что они имеют право сделать это только по трем направлениям: либо направить на образование детей своей семьи… Но если, допустим, второй ребенок только родился, а первый еще совсем маленький, эти деньги будут отложены в дол­гий ящик. Второе направле­ние – это приобретение жи­лья. 250 тыс. рублей с учетом индексации для какого-то удаленного региона, осо­бенно для сельской местно­сти, – это довольно серьез­ные деньги с точки зрения хотя бы начала решения жи­лищной проблемы, но для крупных мегаполисов этих средств явно недостаточно для приобретения жилья. Третье направление – отпра­вить деньги в накопительную часть пенсии. В общем-то как раз про эту часть я и говорил, что она вызывает больше все­го вопросов. И можно ожи­дать, что очень мало женщин направят деньги именно по третьему варианту.


Во-вторых, предлагаю продлить продолжитель­ность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребен­ком с сегодняшних 1,5 года до 3 лет.


В-третьих, важно ввести взамен частичной компенса­ции родительской платы за детские дошкольные учреж­дения пособие по уходу за ребенком в возрасте от 3 до 6 лет, до поступления ребен­ка в школу. Новое пособие семья сможет использовать по своему усмотрению: на оплату детского дошкольно­го учреждения, на оплату работы няни или на расходы по уходу за ребенком. Это особенно важно в условиях нехватки мест в дошкольных образовательных учрежде­ниях, а зачастую их отсут­ствия, например, в сельской местности. Думаю, что по­добные меры могут хорошо повлиять на повышение рож­даемости.


Считаю также необходи­мым напомнить о ряде зако­нодательных предложений, о которых я уже неоднократно говорил.


Вы знаете, что, к сожале­нию, у нас в стране не сокра­щается количество случаев насилия над детьми. За пос­ледние четыре года число преступлений, совершенных педофилами, увеличилось в нашей стране в 25 раз. Вду­майтесь в эту цифру, только за четыре года в 25 раз! Уве­рен, что не ошибусь, если все-таки напрямую свяжу это с той вакханалией, которая происходит у нас на телеви­дении, транслирующем азбу­ку насилия, жестокости, са­дизма. Это идет у нас по офи­циальным телеканалам – по первому каналу, по второму, по НТВ, а не только по каким-нибудь платным ночным. Ко­нечно, нужно срочно что-то делать. Например, существу­ет предложение об обще­ственных советах на телеви­дении. Мне представляется, его нужно как можно скорее реализовать, законом вво­дить. А если он неэффектив­но будет работать, давайте добиваться его эффективно­сти, давайте смотреть, что там нужно менять. Сидеть сложа руки и наблюдать, как наши государственные теле­каналы разрушают основы нашего государства, – пре­ступление.


Нам хватает, кстати, тех, кто на разных телеканалах пытается навязывать, подтал­кивая наш народ к утрате памяти об истоках великой русской культуры, те модели, которые противоречат в первую очередь православию, исламу и другим конфесси­ям, которые мы называем традиционными. И в связи с этим, конечно, надо начи­нать формировать и вводить именно законом такие обще­ственные советы на телевиде­нии. Пользуясь возможнос­тью, еще раз хочу объяснить уважаемой мощной аудито­рии законодателей России, почему именно обществен­ные советы. Потому, что, уве­рен, сегодня нужна именно нравственная, моральная цензура. Как только пред­ставители власти (будь то члены Совета Федерации, депутаты, представители ми­нистерства) начнут «регули­ровать» телевидение, мы тут же вернемся к цензуре, при­чем именно к политической цензуре. Это абсолютно точ­но будет. И в связи с этим нуж­ны именно общественные советы, особенно если их члены будут людьми, хорошо известными в стране, людь­ми, которым доверяют и сло­во которых будет весомо и для телезрителей, и особен­но для тех, кто формирует, как они обычно говорят, сет­ку вещания телеканала.


Возвращаясь к вопросу о насилии… Уверен, нам нуж­но срочно менять законода­тельство. Ведь это же безу­мие, когда осужденный за преступление против детей, во-первых, отбывает смехот­ворное по сроку наказание (очень часто даже условно), потом он выходит и, допус­тим, совершив преступление в городе N, просто переез­жает в другой город. И никто не отслеживает, куда он пе­реместился. Более того, люди, склонные к подобным преступлениям, еще устраи­ваются на работу в детские учреждения и нагло продол­жают творить это зло. Счи­таю, что тех, кто поднял руку на святое, на честь, на жизнь ребенка, нужно осуждать на пожизненное заключение. Я принципиальный противник смертной казни, хотя иногда, честно говоря, хочется, ког­да слышишь или видишь эти душераздирающие истории, на некоторое время забыть про наш мораторий.


Представим себе, что за преступление против детей в Уголовном кодексе будет оп­ределена высшая мера на­казания. И пусть вместо смертной казни будет пожиз­ненное заключение без пра­ва помилования и амнистии когда бы то ни было, ни по какому поводу, чтобы пре­ступник знал, что он до кон­ца своих дней будет сидеть в каменном мешке и прокли­нать тот день, когда он посяг­нул на ребенка. И это нужно вводить немедленно, потому что у нас для преступников самое либеральное законо­дательство. А более чем в половине американских штатов (я не помню точную цифру) за насилие над ре­бенком – сразу электричес­кий стул, причем даже если насилие не повлекло за собой смерть-все равно электричес­кий стул, и без разговоров. Ве­ликобритания и другие страны ужесточили наказание. А мы? Еще раз повторю эту цифру: за четыре года – в 25 раз! Это прямое следствие безнака­занности. Преступники это прекрасно понимают. Более того, сколько этих мерзавцев и подонков со всего мира едут к нам, как в оазис! Пото­му что они прекрасно зна­ют, что им, даже если они будут пойманы, ничего страшного не грозит, а лишь минимальное наказа­ние. Надо, конечно, срочно это прекратить. Необходи­мо ввести в России (и мы с вами неоднократно об этом говорили) институт уполно­моченного Российской Фе­дерации по правам ребен­ка, необходимо вводить ювенальную юстицию.


Актуальной остается за­дача обеспечения семейно­го воспитания детей, остав­шихся без попечения роди­телей. Предлагаю увеличить размер пособия на детей в опекунских, приемных и пат-ронатных семьях до уровня затрат в государственных ин­тернатных учреждениях для детей. Если государство на содержание ребенка, допу­стим, в детском доме, в интер­нате тратит определенные деньги, а мы ставим себе за­дачу, чтобы ни один россий­ский ребенок не жил в дет­ском доме, а жил в семье, ну так давайте эти деньги дадим семье, которая возьмет это­го ребенка. И тогда она смо­жет нормально обеспечить ребенка материально, и бу­дет совершенно другая кар­тина.


Предлагаю также ввести семейную зарплату одному из супругов, воспитывающих трех и более несовершенно-летних детей. Более того, предлагаю засчитывать (то, что называется нестраховым периодом) в трудовой стаж время, которое один из роди­телей посвятит очень нужно­му делу – воспитанию буду­щего гражданина, патриота нашей страны.


Нужно восстановить спе­циальные государственные награды за материнство, ввести награды за отцовство и большой вклад в дело вос­питания детей и защиты их прав. Я уверен, что Василий Кузьмич Бочкарев будет го­ворить об этом. Только что он мне показал награды трех степеней Знака мате­ринской доблести, которые сейчас введены в Пензен­ской области. Более того, к награде каждой степени прилагается денежная пре­мия и сам знак. Уверен, что в ближайшем будущем мы ус­тановим это на федераль­ном уровне, потому что вы помните недавние слова


Дмитрия Анатольевича Мед­ведева о необходимости либо возвращения ордена «Мать-героиня», либо уста­новления какой-то новой формы поощрения, это нуж­но делать обязательно.


Конечно, для успешного проведения демографи­ческой семейной политики нужны политическая воля руководства страны (а она есть сегодня), а также кон­центрация значительных дополнительных финансо­вых ресурсов. Главное здесь – это усиление мате­риальной подде ржки и мо­рального поощрения мно­годетности.


Уважаемые коллеги! Дмитрий Анатольевич Медве­дев подчеркнул, что работа по проведению Года семьи будет проходить по сквозно­му принципу – и на феде­ральном уровне, и в регио­нах, и в муниципалитетах. Я полностью поддерживаю та­кой подход. Мы обязаны ко­ренным образом улучшить взаимодействие всех уров­ней власти и институтов граж­данского общества в деле обеспечения прав детей, поддержки семьи. Ведь этот мощный резерв семейной политики пока используется крайне слабо. Без измене­ния менталитета власти и гражданского общества в направлении повышения значения семейных ценнос­тей ничего не получится. Фе­деральным и региональным властям следует более актив­но поддерживать все иници­ативы бизнеса, обществен­ных организаций, средств массовой информации, про­граммы социального служе­ния конфессий, адресован­ные семьям и детям. Повсеме­стной практикой должно стать участие общественных организаций в реализации федеральных и региональ­ных целевых программ, дру­гих проектов, посвященных семье и детям. Для нормаль­ной семейной жизни необхо­дим массовый переход к здо­ровому образу жизни, борь­ба с алкоголизмом, нарко­манией, курением. Еще бо­лее важно повышать культур­ный и духовный потенциал семьи.


Масштаб проблем в обла­сти защиты нравственных и культурных ценностей требу­ет, еще раз повторю и буду дальше развивать эту тему, создания общественного совета на телевидении. Надо в целом развернуть целе­направленную пропаганду семейных ценностей, гото­вить молодежь к браку и се­мейной жизни. Кстати, мож­но вспомнить об имеющемся хорошем опыте в разных ре­гионах в разные периоды на­шей истории, когда были даже специальные курсы на эту тему в образовательных учреждениях.


Пока еще очень мало де­лается бизнес-сообществом для семейных работников. Чаще всего в социальные па­кеты включены программы медицинского обслужива­ния и семейного отдыха, что, безусловно, хорошо. Одна­ко не менее важно участие бизнеса в программах про­фессиональной подготовки и переподготовки кадров. Именно от этого зависят зар­плата простых людей, соци­альная стабильность, уве­ренность в завтрашнем дне, желание создать и сохра­нить семью.


Сегодня мы с Василием Кузьмичом были на заводе «Тяжпром», и там как раз очень интересные схемы су­ществуют. И привлечение, и закрепление молодежи на предприятии, в том числе именно получение новой специальности или повыше­ние квалификации, – этот опыт тоже, я думаю, заслужи­вает самого пристального внимания.


Уважаемые коллеги! Я аб­солютно убежден, что для ре­альных успехов в семейной политике главным является наиболее полный учет интере­сов и ожиданий самих россий­ских семей. Нам необходим консенсус власти и всех инсти­тутов гражданского общества относительно мер этой поли­тики. Государственный патер­нализм, который царит у нас еще с советских времен, для современных условий явно не подходит.


Инструменты организа­ции диалога государства и общества по вопросам се­мейной и демографической политики хорошо известны. Важно везде внедрять их на практике. Прежде всего нуж­на общественная эксперти­за наиболее значимых зако­нопроектов в этой области, участие ученых и заинтере­сованных общественных организаций в рабочих груп­пах по их подготовке. Необ­ходимо проводить широкое и открытое обсуждение про­блем семьи и детей в сред­ствах массовой информации, а также на конференциях, «круглых столах» и так далее,


Следует обеспечить ре­альное право на контроль со стороны общественных орга­низаций за деятельностью всех государственных учреж­дений социального обслужи-вания семьи и детей. Вот здесь остановлюсь… Бук­вально на следующий день после принятия закона об опеке и попечительстве я был в детском доме № 19 в Моск­ве. Уникальный детский дом. Там числятся 138 детей, из которых 8 реально живут в детском доме, живут двумя семьями (по 4 ребенка), у них есть воспитатель – мама. Дети разного возраста. Они учатся там, сами готовят, сами ходят в магазин, то есть их учат жизни. 130 детей на­ходятся в патронатных семь­ях. Причем в этих семьях осуществляется постоянный кон­троль со стороны психоло­гов, если нужно, логопедов, если нужно, каких-то специ­алистов из этого детского дома. То есть детский дом по своей сути превращается в некое государственное уч­реждение по контролю за воспитанием, развитием де­тей, которые уже воспитыва­ются в патронатных семьях. И этот опыт уникален.


Нашему профильному ко­митету дали поручение при принятии этого закона, и мы обязательно добьемся благо­даря поправкам в этот закон, чтобы патронатные семьи нормально функционировали и им были бы обеспечены нор­мальные условия для такой очень важной, современной формы работы с детьми.


Надо обязательно прово­дить регулярные социологи­ческие опросы семей, чтобы точно знать их отношение к мерам государственной се­мейной политики. Вот я уже сказал, что, наверное, следу­ет ожидать, что минимальное количество матерей направят свои деньги в накопительную часть пенсии. Нужно сейчас спросить матерей, как они сами планируют распоря­диться этими средствами, по каким еще направлениям они считают необходимым полу­чить разрешение от государ­ства тратить материнский ка­питал.


В заключение, уважаемые коллеги, хочу напомнить за­мечательную поговорку: горе не с тем, кто в беду по­пал, а горе тому, кто духом пал. Нам духом падать нельзя. Я еще раз хочу под­черкнуть: политическая воля у руководства нашей страны для решения больнейших, очень долго накапливавших­ся демографических про­блем и проблем, связанных с развитием и укреплением российской семьи, есть. Нам, законодателям, нужно обеспечить нормативно-правовые условия для прове­дения в жизнь этой полити­ческой воли. Думаю, что со­вместными усилиями госу­дарства и общества мы спра­вимся с любыми трудностями и проблемами.