Выступление на Международном конгрессе "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни"

1 ноября 2007

Уважаемые участники конгресса!


Уважаемые дамы и господа!


Дорогие коллеги!


Сегодня нам предстоит обсудить одну из наиболее острых для всех стран проблем – обеспечение безопасности дорожного движения.


Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий на планете погибает 1,2 миллиона человек, миллионы людей получают тяжелые травмы, остаются инвалидами на всю жизнь. Не случайно Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла ряд резолюций по улучшению глобальной безопасности дорожного движения. Благодаря принимаемым мерам, в ряде стран наблюдаются тенденции постепенного снижения уровня аварийности и смертности на дорогах.


Однако, к сожалению, в СНГ эти показатели остаются на протяжении долгого времени неизменно высокими. Нам не удается переломить ситуацию. Очевидно, что причина не только в плохом состоянии дорог и транспортных средств, хотя и это – немаловажный фактор риска. Сегодня ясно, что обеспечение безопасности дорожного движения – проблема комплексная: правовая, социально-экономическая, административная, техническая, научная, психологическая. Но самое главное в ней – конечно же, человеческий фактор.


Твердо убежден, что культура поведения на дороге должна прививаться с детства. Каждый участник дорожного движения должен осознать, что недисциплинированность на дороге – это фактически покушение на жизнь, здоровье и благополучие законопослушных граждан. Считаю, что направление государственной политики в области безопасности дорожного движения должно стать приоритетным для наших стран. Нужно активизировать и разнообразить пропаганду неукоснительного соблюдения правил дорожного движения, привлечь к этому делу профессиональных психологов, средства массовой информации.


Государству необходимо обратить пристальное внимание на придорожную рекламу. Рекламные щиты загораживают дорогу, знаки и светофоры. Такую ситуацию считаю абсолютно недопустимой. Однако, даже в тех местах, где придорожные щиты ничего не загораживают, они просто очень сильно отвлекают внимание водителей. Количество придорожной рекламы необходимо резко сократить. Я имею в виду, прежде всего, ситуацию у нас в России. Нужно выработать четкие критерии относительно того, где можно, а где нельзя ее размещать.


Еще одно важное направление – это повышение качества подготовки водителей. Наш Президент, как вы слышали, неоднократно отмечал, что сегодня система получения водительских прав фактически поставлена на массовый коммерческий поток, а экзамены превращаются в пустую формальность. Это абсолютно недопустимая практика. Инструкторы должны учить будущих водителей на совесть, так, чтобы те назубок знали правила дорожного движения и были готовы к любым ситуациям на дороге.


В случае нарушения наказание должно быть неотвратимым, безусловным и без всяких исключений для всех. Ситуация, когда в нашей стране депутат или знаменитый артист отделываются тем, что инспектор погрозит пальчиком и попросит больше не делать, абсолютно недопустима. Закон должен быть один для всех. Во многих странах даже самых уважаемых знаменитостей, нарушивших правила, ждет очень суровое наказание. Можно ли представить такую ситуацию у нас в стране? Сегодня, к сожалению, нет. В России влиятельным и знаменитым людям законы, в том числе, правила дорожного движения, похоже, не писаны. Так быть не должно. Нарушителей, даже самых высокопоставленных, необходимо приговаривать к серьезным штрафам и общественным работам.


Безусловно, страны СНГ активно занимаются обеспечением безопасности дорожного движения. Повсеместно приняты соответствующие законы и иные правовые акты. Образованы специальные органы, отвечающие за безопасность на дорогах. Медленно, но развивается дорожная инфраструктура, придорожный сервис, службы спасения, оказания медицинской и технической помощи на дорогах. Нормативно закрепляются более высокие требования к безопасности транспортных средств.


В Российской Федерации началом комплексного подхода к этой проблеме послужило заседание Президиума Государственного Совета России в 2005 году, на котором был одобрен проект федеральной целевой Программы повышения безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах. Тогда же указом Президента России была намечена программа совершенствования действующего законодательства в этой области.


Совет Федерации, который я имею честь представлять, не стоит в стороне от решения этой проблемы. Например, рабочая группа нашей палаты сейчас принимает участие в разработке нового федерального закона «О дорожном движении». Главная цель закона привести российские нормы, регулирующие весь комплекс дорожного движения в соответствие с международными требованиями.


Уважаемые участники конгресса!


На пространстве СНГ есть примеры эффективного дорожного сотрудничества в области безопасности на дорогах. Пожалуй, одним из первых межгосударственных образований в рамках Содружества стал Межправительственный совет дорожников. Принятые им правовые акты позволили создать единую сеть дороги каждого участника Содружества, оговорить организационное развитие и финансирование общего дорожного хозяйства, предусмотреть меры для повышения безопасности дорожного движения. В результате интеграция транспортной инфраструктуры СНГ в мировую транспортную систему стала частью общей интеграции стран Содружества в мировую экономику.


Постепенно формируется международная правовая основа обеспечения дорожной безопасности. Сегодня действуют соглашения между министерствами внутренних дел СНГ в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, у нас есть концепция согласованной транспортной политики участников СНГ на период до 2010 года, утвержденная Советом глав правительств.


Но следует признать, что принятых мер недостаточно. Мы существенно отстаем от стран Европейского Союза в обеспечении международных стандартов безопасности на дорогах. Законодатели каждого государства Содружества пытаются самостоятельно решить эту проблему. Общая тенденция – ужесточение наказания за нарушение дорожного движения. Однако такой подход без применения всего комплекса мер не дает ожидаемого результата, а различие действующих норм в национальных законодательствах об ответственности за нарушения на дорогах приводит к правовой разноголосице. Это мешает гармонизации нашего законодательства.


Думаю, назрела острая необходимость в разработке модельного закона о безопасности дорожного движения, установления единых стандартов в этой сфере. И такую работу Межпарламентская Ассамблея стран СНГ уже ведет.


Уважаемые коллеги!


Одним из приоритетов совместной деятельности считаю продвижение идеи солидарной ответственности наших государств за обеспечение безопасности на международных трассах СНГ. Совместными мерами в этой области могут стать:
– формирование каналов оперативной связи между национальными службами безопасности дорожного движения, службами спасения, бригадами скорой медицинской помощи;
– обеспечение устойчивого финансирования и значительного увеличения средств, выделяемых на повышение безопасности дорожного движения и на научные исследования в этой области;
– широкое привлечение бизнес-сообщества и институтов гражданского общества для решения стоящих перед нами проблем.


Дорогие друзья!


Наш конгресс – хорошая площадка для выработки и согласования общих подходов к проблемам безопасности дорожного движения на пространстве СНГ и поисков путей их решения. Уверен, что принятые по результатам работы конгресса документы позволят выработать совместные действия на ближайшую и долгосрочную перспективы.


В заключение хотел бы пожелать всем участникам конгресса успешной работы. В нашей Межпарламентской Ассамблее она традиционно строится на основе взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами.


Благодарю за внимание.