Выступление на круглом столе "Продовольственная безопасность – основа устойчивого развития России" 7 апреля 2009 года (г.Москва)

7 апреля 2009

Тема сегодняшнего круглого стола – более чем актуальна. Еще до кризиса положение на продовольственном рынке страны по многим показателям было неудовлетворительным.


Многие из вас знают эти цифры. Сегодня около 36% продуктов питания, продаваемых в наших магазинах, завезены из-за рубежа. Для мяса этот показатель равен 40%, для сахара – 42% (данные ВНИИ экономики сельского хозяйства по состоянию на конец 2008 года). В крупных городах импорт в сфере продовольствия еще выше – до 70-80%.


Такое положение дел серьезно ослабляет безопасность страны, определяет рост цен и грозит дефицитом в случае затяжного характера кризиса.


На Совете Безопасности 25 марта была сформулирована задача принять до конца текущего года Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года. Считаю, что наша партия должна самым активным образом поработать над этой проблемой и сформулировать свои предложения.


В условиях трудных испытаний, выпавших сегодня нашей стране, мы не можем допустить, чтобы стратегия развития России стала заложницей внешней конъюнктуры цен на продукты питания.


Нельзя всерьез говорить об инновационном развитии, пока у нас существует «ахиллесова пята» продовольственной зависимости.


В январе-феврале текущего года Росстат зафиксировал снижение реальных доходов россиян на 7,2% по отношению к 2008 года. Для малообеспеченных граждан это означает неизбежное ограничение в потреблении продуктов питания. Уже около 15% граждан признаются, что были вынуждены полностью исключить из своей потребительской корзины фрукты и соки, 12% – сливочное масло (данные социологической компании «Ромир Панель», 2009г.). Свинина и говядина все чаще заменяются мясом птицы. Между тем наши люди и так потребляют почти в 1,8 раза меньше животного белка, чем в советское время. По большинству потребительских индикаторов мы в 1,5-2 раза отстаем и от стран Европы.


Говоря о необходимости развития человеческого капитала, нужно помнить, что физическое здоровье нации – ключевая характеристика этого капитала.


Единственный показатель, по которому наблюдается рост потребления даже в последние месяцы – это алкоголь. К сожалению, очень многие люди ищут выход «в бутылке». Вот почему сегодня борьбу с алкоголизмом ни в коем случае нельзя ослаблять!


Важно предупредить и другую угрозу, традиционно усиливающуюся в кризисные времена. Нельзя допустить, чтобы наши люди из-за экономии травились некачественными продуктами. Наши либералы исходили злобой, когда Роспотребнадзор накладывал санкции на грузинское вино и польское мясо.


А меры-то были правильные! Никакой контрафакт не должен поступать к нам из-за рубежа. Да и внутри самой России паленая водка и винные суррогаты, йогурты с консервантами и красителями, сосиски из генномодифицированной сои не должны травить наших людей!


Российские стандарты пищевой безопасности – одни из лучших в мире. Они гораздо строже, чем в большинстве стран Европы и США. Важно только их соблюдать. В этом направлении надо оказывать всемерное содействие Россельхознадзору и другим надзорным органам.


Зарубежные конкуренты пока на порядок превосходят наших сельхозпроизводителей и по объему оборотных средств, и по располагаемым ресурсам. Перед лицом большой опасности государство должно применить исключительные меры поддержки аграриев. Невзирая на мнение «либеральной общественности» и возможные обвинения в государственном патернализме.


Какие меры поддержки отечественных сельхозпроизводителей мы считаем приоритетными?


Первое. Селу нужны кредиты. Сельхозпроизводители жалуются, что из-за кризиса приостановлены многие инвестиционные проекты, что получить кредит Внешэкономбанка – огромная проблема. Даже 32 агрохолдинга, вошедшие в Правительственный список 295 стратегических предприятий, не имеют доступных кредитов. Кто-кто, а сельхозпроизводители – несомненно, стратегические участники экономической жизни. И их кредитование должно быть максимально упрощено.


Второе. Необходимо обеспечить строжайший надзор за теми коммерческими банками, которые получили государственные средства – на каких условиях они кредитуют малые и средние сельхозпредприятия.


Третье. Наша партия считает, что в сельском хозяйстве должны быть применены экстренные налоговые механизмы. Необходима система государственных компенсаций по налогу на прибыль. Та ее часть, которая идет на инвестиционные цели, должна компенсироваться полностью – из расчета ставки 0%. В Программе нашей партии прописано требование освобождения создаваемых фермерских хозяйств от всех налогов на 3 года. Для животноводческих хозяйств, организующих фермы крупного рогатого скота такие сроки могут составлять и 5-7 лет.


Четвертое. Государство должно обеспечить выделение дополнительных средств для гарантированной закупки урожая-2009 у российских крестьян по ценам, близким к среднерыночным, и предусмотреть финансовый резерв на тот случай, если урожай окажется выше планируемого.


Пятое. Необходимо резко расширить дотации аграрным предприятиям на закупку горюче-смазочных материалов, аренду сельхозтехники и закупку животноводческих кормов.


Шестое. В проекты бюджетов всех регионов необходимо внести поправки, регламентирующие выделение дополнительных расходов на создание резервного продовольственного фонда по основным продовольственным товарам.


Продовольственная безопасность – это важнейшее условие национальной безопасности страны.