Выступление на конференции "Резервы ускорения экономического роста и удвоения ВВП России"

12 декабря 2005

Добрый день, уважаемые коллеги!


Я приветствую участников конференции на исключительно важную тему для нашей страны: «Резервы ускорения экономического роста и удвоения ВВП России».


В российском обществе сформировалась и сохраняется высокая готовность к поддержке такой политики, таких мер и решений, которые обеспечат повышение темпов экономического роста. Потому что это означает и возможность решения острейших социальных проблем, и укрепление позиций нашей страны в мировом сообществе, и еще множество позитивных изменений в жизни, важных для каждого гражданина.


Причем когда я говорю о такой позиции общества, то имею в виду не только морально-политическую поддержку избирателей, которую они выразили, в частности, на президентских выборах в прошлом году. Хотя это тоже важно. Есть готовность к сотрудничеству с государством со стороны специалистов, которые работают в ключевых для экономического развития сферах.


Ученые предлагают программы и механизмы, направленные на ускорение экономического роста в целом и в конкретных важнейших секторах. Техническая интеллигенция выдвигает предложения по модернизации экономики, по использованию того громадного научного и технологического потенциала, которым обладает наша страна. Предприниматели ставят вопросы о партнерстве с государством при реализации программ развития.


Сама наша конференция на тему резервов ускорения экономического роста – лучшее тому подтверждение. Ведь она организована не «сверху», а по инициативе регионов, научного, инженерного сообщества России. Это и есть мощная, многомиллионная социальная база программы удвоения ВВП.


Выдвинув эту задачу, государство вернуло на первый план свою роль общенационального лидера в развитии. И это очень важно. Потому что долгое время доминировали совсем другие его функции. Текущего администрирования, дележа ресурсов, вопросов сиюминутного выживания. Такой, знаете, всероссийский собес. И вот дан сигнал «вперед».


Но вот прошло уже почти три года после того, как это задача была сформулирована Президентом. За это время в экономическом развитии были успехи и неудачи. Но в целом результаты таковы, что нам приходится сегодня искать и обсуждать резервы для ускорения экономического роста.


Рост в стране есть, и рост, в общем, неплохой. Минфин подчеркивает, что уже 35 лет, с конца 60-х годов, Россия не добивалась таких результатов в своем экономическом развитии. Однако до тех показателей, которые нужны, чтобы удвоить ВВП за десятилетие, мы пока явно не дотягиваем.


И что еще хуже, анализ факторов показывает, что почти все ускорение роста объясняется высокими мировыми ценами на топливо. Вклад политики государства невелик. А в отдельные годы влияние государства на развитие экономики просто отрицательное.


Вызывает, мягко говоря, недоумение позиция некоторых правительственных экономистов, которые, тем не менее, эту свою экономическую политику сами же объявляют вершиной государственной мудрости. А всю проблему удвоения ВВП сводят к тому, чтобы доказать, почему этого никак нельзя сделать в отведенный десятилетний срок.


Может быть задача поставлена какая-то фантастическая? Ничего подобного. В ХХ веке 70 стран смогли удвоить свой ВВП за десятилетний период. Некоторые справлялись с этим даже за 4-5 лет. Наш ближайший сосед и геополитический партнер Китай уже четверть века подряд удваивает валовой продукт страны каждые 6-7-8 лет.


Сама Россия в ХХ веке три раза делала рывок в экономическом развитии. В годы перед Первой мировой войной, затем в период НЭПа и индустриализации, и затем при послевоенном восстановлении и развитии хозяйства. Именно так был создан тот прочный экономический фундамент нашей страны, который позволил пережить войны, революции и кризисы, благодаря которому мы и сегодня все-таки имеем возможность обсуждать будущее России как развитой страны, передовой в научно-техническом отношении.


И большинство этих примеров «экономического чуда» были реализованы в условиях несравненно менее благоприятных, чем те, которые сложились для России сегодня.


Но, может быть, задача удвоения ВВП именно за 10 лет не столь принципиальна по сравнению с другими задачами? Может быть, это произвольный срок и его можно продлить? Тоже нет. Президент указал на целый ряд угроз, опасностей и вызовов, с которыми сталкивается наша страна в ХХI веке – и во внутренней жизни, и на мировой арене. Быстрый рост экономики жизненно необходим.


Так что заданные темпы – это минимум, который необходимо, и, я уверен, можно реализовать в России.


Каждому из собравшихся здесь приходилось решать крупные долгосрочные задачи – научные, инженерные или деловые. И вы прекрасно знаете, что серьезный, профессиональный подход к такому делу всегда требует разработки плана действий.


Если мы говорим об удвоении валового продукта страны за десятилетие, значит, нужно было перед началом практической работы провести инвентаризацию резервов. Определить промежуточные цели, этапы решения задачи. Рассмотреть макроэкономические механизмы, отраслевые и региональные аспекты, и так далее. И именно с точки зрения достижения поставленной цели.


То, что это не было сделано в Среднесрочной программе, видимо, и объясняет, почему она до сих пор, вот уже год, пребывает в статусе проекта.


Не буду предвосхищать многочисленные и очень серьезные предложения, которые подготовлены участниками конференции. Но затрону несколько принципиальных, стратегических моментов.


Какой сегодня у России главный, просто очевидный резерв для развития? Это огромные средства, полученные экономикой страны, в том числе государством, благодаря высоким ценам мирового рынка на наши энергоносители. Сотни миллиардов долларов.


Как этот резерв используется? Он омертвлен в золото-валютных резервах и в Стабилизационном фонде.


Стало быть, первоочередная, самая наиважнейшая задача государственной политики – создать механизмы, чтобы эти деньги работали в экономике нашей страны.


Цена модернизации всего нашего аэрокосмического комплекса – 35 миллиардов долларов. И у нас была бы мощная, конкурентоспособная корпорация мирового уровня, сравнимая с Боингом или Эрбáсом.


Прямо сию минуту, не касаясь будущих доходов, в казне и в Центробанке есть деньги на 6 таких модернизаций. Представьте себе, что в стране появилось бы, образно говоря, еще 6 «Газпромов» – опорных компаний национального масштаба с огромным экспортным потенциалом. Но что это компании не сырьевые, а высокотехнологичные. Это будет совершенно другая экономика, другие темпы и другое качество роста.


Но нас убеждают ни в коем случае не вкладывать эти деньги в экономику России. Конечно, если главный резерв не использовать для роста, тогда роста и не будет.


Это все равно, как если на соревнованиях боксеру привязать за спину правую руку и сказать: выступай. Иначе как издевательством над здравым смыслом это назвать невозможно.


Дальше, возьмем отраслевую структуру. Понятно, что резервы роста связаны с развитием высокотехнологичных производств. Даже не буду подробно аргументировать, с этим, в общем, никто уже не спорит.


Но вот несколько дней назад в Совете Федерации выступал министр финансов. И он (в заключительном слове) сказал, что мы хотели бы развивать обрабатывающую промышленность. Но у нее рентабельность всего 8 с половиной процентов. А в нефтяной, несмотря на все изъятия налогов и пошлин, 35%. Поэтому капитал в высокотехнологичные отрасли не идет.


Позвольте, разве у государства нет рычагов, чтобы изменить ситуацию? Надо создать для приоритетных отраслей режим максимального благоприятствования. Налогами, процентными ставками, государственными гарантиями, даже, может быть, прямыми инвестициями или субсидиями. Но нужно сделать вложения в эту сферу более выгодными, чем в экспорт сырья.


В этом и заключается роль государства, в этом цель его структурной политики. И в этом лекарство от «голландской болезни». Перераспределить ресурсы между отраслями. Компенсировать бизнесменам те невыгоды и неудобства, которые связаны с укреплением рубля, дороговизной кредита, низкой рентабельностью.


Но для этого нужно государственную политику привести в соответствие с нашей российской реальностью. Вместо этого политика строится по абстрактной схеме. По шаблону, взятому из западных учебников. Об этом прямо говорит Джозеф Стиглиц, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года. А учебник мало того, что все упрощает, так он еще и написан для другой жизни.


Дальше, давайте посмотрим на региональные аспекты роста. Есть простая истина. Если каждый регион удвоит свой валовой продукт, то и ВВП России тоже удвоится.


Экономика регионов развивается очень по-разному. Чукотка, например, уже удвоила свой региональный продукт меньше, чем за три года. Это можно назвать курьезом, исключением. Но у нас в стране треть регионов имеют темпы роста, которые позволяют удвоить ВРП не за 10 лет, а с опережением.


Причем многие из этих регионов не относятся к нефтяным. Этим я хочу подчеркнуть один фундаментальный факт. В России сегодня возможен и реально идет рост, не связанный с добычей сырья. Из этого следуют как минимум два вывода для государственной политики.


Во-первых, нужно провести анализ политики успешных регионов, вычленить и использовать те механизмы, которые они выработали своей практикой. Если хотите – да, распространить их передовой опыт во всероссийском масштабе.


А во-вторых, такой же анализ, но с другими целями провести по регионам, где результаты менее удовлетворительные. И разработать программу их подъема, перестройки их экономики. Привлечения инвестиций. Использования бюджетных средств на региональные проекты с высокой экономической эффективностью. То есть нужна внятная и действенная региональная политика.


Совет Федерации постоянно занимается вопросами экономики регионов. Знаю, что Министерство регионального развития имеет серьезные наработки по этой теме.


Но все это должно быть вписано в общий контекст государственной экономической политики. Нужны не разрозненные меры, а системная программа развития экономики России, которая позволит решить ту важнейшую задачу, которая кратко формулируется как удвоение ВВП.


Я знаю многих людей, которые сегодня участвуют в нашей конференции. Знаком со многими идеями и конкретными предложениями. И я рассчитываю, что результатом конференции станет синтез этих наработок в комплекс конкретных, очень действенных мер. Эти меры мы сможем представить тем органам власти, к компетенции которых относится их реализация – и на уровне регионов, и на федеральном уровне.


Уважаемые коллеги! Надеюсь на содержательное обсуждение. Желаю всем успешной плодотворной работы.