Выступление на II Ассамблее Всемирного форума "Интеллектуальная Россия", г.Брянск

23 ноября 2006

Дорогие коллеги! Уважаемые гости!


Искренне рад приветствовать вас на II Ассамблее Всемирного Форума “Интеллектуальная Россия”.


Выражаю глубокую благодарность Брянскому государственному университету им. академика Петровского и Брянскому государственному техническому университету за гостеприимство. Вы сохранили и продолжаете лучшие традиции российского высшего образования и науки.


Цель нашего Форума – создать единое интеллектуальное пространство, содействовать эффективному использованию инновационных ресурсов в интересах развития страны. И, в конечном счете, добиться интеллектуального лидерства России. Именно поэтому мы работаем с регионами. Как многие из вас помнят, прошли плодотворные дискуссии на безе таких вузов, как Тамбовский государственный технический университет, Поморский, Ставропольский, Якутский, Санкт-Петербургский, Московский государственные университеты.


Полтора года назад, в подмосковной Дубне, на I Ассамблее Форума был четко обоснован вывод, что развитие интеллектуального потенциала и достижение интеллектуального лидерства – это сфера ответственности всего гражданского общества. И наш Форум практически стал общественной площадкой, на которой происходит неформальное согласование интересов интеллектуального сообщества, власти и бизнеса по переводу экономики на инновационный путь развития.


Отклики на инициативы Форума превзошли все ожидания. За полтора года многие ученые и научные коллективы, как маститые, имеющие мировое имя, так и молодые, только начинающие свой путь в науке подписали разработанную на Форуме Хартию Интеллектуальной России. Обсуждение и отбор продуктивных идей и перспективных инновационных проектов заметно активизировался. Позиция интеллектуального сообщества страны начинает влиять на принятие управленческих решений в области улучшения организации научной деятельности и модернизации образования.


Центральную тему нашей сегодняшней встречи предложили три университета страны: МГУ им. Ломоносова, Санкт-Петербургский и Брянский государственные университеты. Речь пойдет о модернизации и долгосрочной стратегии российского образования.


По сути, мы говорим об обеспечении интеллектуальной конкурентоспособности страны. Мы надеемся, что Ассамблея обсудит все основные аспекты информатизации образования, подходы к изучению и использованию русского языка, математическое и биологическое образование, формирующие объективное представление об окружающем нас мире и возможностях его познания. Этим вопросам будет посвящено два круглых стола и четыре всероссийских конференций, проводимых в рамках форума.


Прежде, чем мы начнем обсуждать проблемы образования, хочу обратить ваше внимание на два обстоятельства.


Первое. Сегодня как никогда ощутима потребность в четко сформулированной общенациональной стратегии. 20 июня нынешнего года на заседании Совета Безопасности Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин прямо сказал, что “…практически вплоть до сегодняшнего дня мы в основном занимались латанием дыр и выживанием. У нас сейчас есть все возможности заглянуть в завтрашний день и сформулировать долгосрочную стратегию развития страны по всем критическим направлениям”.


Это прямая постановка задачи для всех нас. Научное сообщество – часть гражданского общества, пусть небольшая, но именно оно несет львиную долю исторической ответственности за выбор путей развития страны. Страны-лидеры стали таковыми именно потому, что интеллектуальная элита осознала всю полноту своей ответственности перед обществом.


Подчеркну, речь идет не о народнохозяйственном плане, не о спускаемых сверху директивных показателях, отживших свой век.


Речь идет о стратегии, определении объективных целей развития страны и общества с учетом имеющихся материальных и интеллектуальных ресурсов, а также культурного и духовного потенциала.


Образ будущего создается не для того, чтобы все рукоплескали ему. Надо, чтобы он был понятен всем и принят народом. Образ завтрашнего дня всегда основан на общественном согласии.


В отсутствие общей национальной стратегии, те направления текущего развития, которые разрабатывают министерства и ведомства, нередко не сплачивают, а раскалывают и парализуют общество. Уже пятнадцать лет продолжаются вялотекущие споры о судьбах рыночной экономики, итогах приватизации, природной ренте. Уже три года мы не можем разобраться со Стабилизационным фондом. Создали Инвестиционный фонд, но похоже в текущем году не сумеем его полностью потратить.


Из всех этих споров не возникает ничего путного: ни положительного проекта, ни даже общего мнения. Мы пока не можем даже договориться о том “что должно быть обязательно” и “чего не должно быть, ни при каких обстоятельствах”.


Вспомним хотя бы нынешнюю дискуссию о монополии государства на производство и оборот этилового спирта. Кто во что горазд! Создается впечатление, что приемлемое решение в принципе невозможно. И это по очень важному, хотя сугубо частному вопросу.


Я не считаю, что интеллектуальная элита страны пассивна, что она не ставит трудных вопросов, и не пытается на них ответить. Проблема в другом. У научной общественности нет своего места в публичной дискуссии. Во многих странах, прежде чем принимается какой-либо основополагающий закон, его проект более года обсуждают все заинтересованные стороны, а научная общественность управляет этой дискуссией. Наука обязана выходить в публичное пространство.


В нашей стране за все эти непростые годы накоплен огромный интеллектуальный и культурный капитал, который надо систематизировать и осмыслить, для того, чтобы на этой основе российское общество получило, наконец, ответы на свои многочисленные вопросы.


Несколько дней назад я участвовал в работе конференции “Дни Петербургской философии”. Там также шла речь о позициях интеллектуалов в российском обществе. Именно философия создает язык, необходимый интеллектуальному сообществу, язык межкультурных коммуникаций, и она не должна замыкаться в своем узкопрофессиональном мире.


Одним словом, вопрос о том, как разрушить барьеры между властью, обществом и интеллектуальным сообществом страны с целью выработки национальной стратегии, сейчас обсуждается на многих научных встречах. Думаю, что наш Форум может стать лидером в решении этой задачи.


Второе. Конкурентоспособность страны во многом определяется конкурентоспособностью его граждан. Это, в первую очередь, знания. Причем важна именно мотивация на приобретение знаний – личная нацеленность на развитие, которая превращает информационные возможности в качественное и востребованное обществом образование. Как поднять статус образования? Как научить человека учиться? Информационное поле становится все более доступным, человек все более свободен в принятии решений. Но какую реальную пользу он может принести обществу, отсидев за компьютером значительный срок?


Замечу, что широкое информационное пространство – еще не гарантия прогресса в образовании, и оно нередко превращается в тесное пространство мысли. Как и во имя чего используются современные компьютерные сети?


Иными словами, если мы говорим о ресурсах, об информационных ресурсах общества, то стремление к образованию и личностному развитию — это также ресурс, причем наиважнейший.


По мере информатизации всё очевиднее становится истина, что без научного мировоззрения, без освоения богатства национальной культуры и нравственных основ жизни народа дорога в будущее страны и мира проложена быть не может.


Вот почему на нашем Форуме мы выделили те отрасли образования, от благополучия которых зависит развитие всей нашей российской цивилизации. Это базовое математическое и биологическое образование, и решение проблемы сохранения и развития русского языка.


Такой подход не случаен. Как говорят сами математики, “цифры ум в порядок приводят”. Изучая математику, мы учимся понимать специфический язык природы, который не менее важен, чем язык общения людей.


Недостаточное внимание к биологии уже приводило к катастрофическому отставанию России от промышленно развитых стран в таких наиважнейших областях знаний как генетика, микробиология, биотехнологии, медицина, фармакология, охрана окружающей среды. Нельзя же наступать на одни и те же грабли во второй раз. Необходимо улучшать преподавание биологии, причем не только в школе, но и во многих непрофильных вузах. Биологическая неграмотность это уже невежественность, поскольку “на дворе век биологии”.


Язык – это основное средство передачи опыта поколений. Русский язык переживает нелегкие времена. Жаргонная лексика и так называемый «низкий стиль» разъедает нашу культуру, снижает уровень интеллекта человека и нации.


Трудно ожидать высоких результатов в освоении и применении русского языка, если радио и телевидение ежесекундно обрушивает на нас потоки исковерканой русской речи, низкопробного жаргона, иностранного сленга. Теряя язык, мы теряем свою культуру, основу национального суверенитета и мощный ресурс развития. Многообразная российская культура – это наше бесспорное конкурентное преимущество на мировой арене, которое мы обязаны использовать в полной мере.


Одним словом, математика, биология и язык задают интеллектуальную матрицу образовательного цикла: школа, вуз и последующая учеба на протяжении всей жизни. Именно эти направления научной мысли и образования определяют, как будут развиваться экономика, социальные отношения и культура нашей страны сегодня, завтра и в будущем.


Надеюсь, что организационные возможности Форума будут использованы в полной мере. В условиях, когда ни Академия Наук, ни российские университеты не имеют собственных общероссийских общественных площадок для защиты своих интересов и продвижения идей, Форум и создавший его Национальный Комитет «Интеллектуальные ресурсы России» являются сегодня практически единственным консолидированным пиар-ресурсом научного и образовательного сообщества России. И он уже доказал свою эффективность Мы обладаем возможностью не только обсуждать проблемы, но и предложить новую повестку дня для всей страны.


Желаю вам плодотворной работы.