Выступление на форуме "Гражданское общество за Справедливую Россию!" 2 ноября 2007 года

2 ноября 2007

Уважаемые коллеги, товарищи, друзья!


Прежде всего, позвольте поздравить всех присутствующих с наступающим праздником – Днем народного единства. Этот праздник Президент назвал днем Гражданского общества. Именно в таком понимании этот праздник обретает смысл.


Гражданское общество нельзя выдумать или учредить при помощи декрета. Но государство и политические партии могут и должны активно способствовать созданию и развитию институтов гражданского общества. Хочу заявить с этой трибуны, что наша Партия – “Справедливая Россия” – поддержит все разумные законодательные и организационные инициативы, создающие для общественных организаций, гражданских объединений, для всего так называемого “третьего сектора” режим максимального благоприятствования.


Надо отметить, что в нашей стране гражданскому обществу всегда приходилось завоевывать свои права в тяжелой борьбе с косностью и инертностью бюрократии. Весь прошлый век общественные организации влачили жалкое существование.


У нас сегодня принято ругать 90-е годы. И все мы знаем – есть за что! Но в тоже время нельзя не видеть, что в эти годы возникли и стали развиваться множество общественных объединений, ставших ростками молодой российской демократии. Именно общественные организации помогли людям преодолеть “синдром потери будущего”, о котором так много ныне говорят футурологи и фантасты. Более того, общественные инициативы напрямую содействовали стратегии выживания и социальному самосохранению людей.


Теперь ситуация меняется – наши граждане активно осваивают возможности свободной самоорганизации, учатся отвечать за собственную жизнь и жизнь других людей.


Однако процесс этот довольно противоречив.


Немного статистики. Сегодня в стране зарегистрировано более трехсот пятидесяти тысяч (359 020) различных общественных организаций. С 2002 года до начала нынешнего их число возросло на 34%. Особенно много гражданских инициатив в образовании, здравоохранении, социальной защите, экологии и культуре.


Основу третьего сектора составляют организации, существующие уже довольно длительное время: 56% из них активно работают более 10 лет, 77% – более 5 лет. Сейчас этот сектор расширяется в основном за счет освоения новых организационно-правовых форм: автономных некоммерческих организаций и некоммерческих партнерств.


По данным социологов (Левада-Центра), в настоящее время 30% граждан уверены в целесообразности участия общественных организаций в разработке и реализации общественно значимых программ.


Но есть и серьезные проблемы. Анализ, проведенный Общественной палатой и другими экспертными структурами показывает, что в связи с усложнением регистрации и отчетности организационные затруднения и расходы некоммерческих организаций существенно увеличились.


Особенно это коснулось небольших организаций, не располагающих квалифицированными юристами и бухгалтерами.


Данные, поступающие в режиме мониторинга за весну-осень 2007 года, уже свидетельствуют о некотором сокращении «третьего сектора», о продлении сроков регистрации и перерегистрации, о других трудностях.


С этим надо разбираться. Где тут объективные трудности, а где элементарный чиновничий произвол, стремление чиновников избавиться от «назойливых» (в кавычках) инициатив граждан.


Должен также заметить, что в современном обществе некоммерческий гражданский сектор, включающий добровольные союзы и благотворительные фонды, становится важной отраслью экономики. Например, в Германии труд в общественных организациях разного рода эквивалентен полной занятости более миллиона человек.


Несколько слов о взаимодействии гражданского общества и власти.


Проведенная административная реформа по замыслу должна была, во-первых, передать часть функций общефедерального уровня на региональный и местный уровни, а во-вторых, передать часть полномочий государства общественным объединениям. Пока коренных сдвигов не по одному из этих направлений нет. Говорить здесь о чьей-то злой воле не приходится. Верхние эшелоны государственного управления сегодня перегружены объемом повседневных вопросов, требующих немедленного решения. А между тем проблемы человека нагромождаются, как снежный ком. Поэтому объективно госорганы сегодня сами должны быть заинтересованы в развитии низовых инициатив. К сожалению, эта заинтересованность так и не находит реального воплощения в делах.


Организации третьего сектора должны работать там, где государство по тем или иным причинам не проявляет должной активности. Именно ваша задача – не дать затеряться человеку с его проблемами и нуждами в процессе государственного строительства.


Сейчас правительство активно совершенствует государственные распределительные и контрольные механизмы. Но нужно развивать и общественные институты. В противном случае эффект от контроля будет незначительным.


Всего лишь один пример. В 131 Федеральном законе “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации”, одним их важнейших направлений муниципальной реформы было провозглашено создание территориальных общественных самоуправлений, так называемых ТОСов. Но их до сих пор крайне мало, их деятельность не видна.


В тоже время вы знаете, что по инициативе Президента создан “Фонд содействия реформированию ЖКХ”. До 2012 года муниципальным бюджетам будет передано 240 млрд. рублей на капитальный ремонт домов и переселение людей из ветхого и аварийного жилья. Это очень большие деньги. Нельзя допустить, чтобы они осваивались без должного общественного контроля на местах.


Гражданский контроль над работой госаппарата всех уровней власти – это главное условие искоренения коррупции. Разумеется, если контроль осуществляется компетентно и ответственно.


В этой связи хочу подчеркнуть: развитие гражданского общества – это не просто учреждение общественно-полезных организаций в большом количестве. Нам необходимы новые социальные коммуникации, на деле укрепляющие российское общество и государственность.


Сейчас государственным служащим предписывается активно взаимодействовать с общественностью через некоммерческие объединения. Создают­ся общественные советы при администрациях регионов, призванные вовлекать представителей НКО в обсуждение проблем, затрагивающих всех граждан.


Однако этот процесс все еще не имеет должного правового обеспечения.


Известно, что чем сильнее гражданское общество, тем меньше пространство для чиновничьего произвола. В тоже время нельзя рассматривать гражданское общество только как противовес произволу, а гражданские инициативы как противостояние государству. Мы должны, наконец, понять, что укрепление гражданского общества укрепляет и само государство.


Только тогда, когда чиновник начнет выполнять свои профессиональные обязанности в тесном взаимодействии с институтами гражданского общества, можно будет говорить о качестве власти, ее открытости обществу, о свободе и демократии.


Для того, чтобы в отношениях по линии гражданское общество – государственная власть произошли положительные изменения, необходимо продвижение в законодательном обеспечении этого процесса.


Первое. Нам необходимо вернуться к обсуждению законопроектов о благотворительных и некоммерческих фондах, чтобы они стали массовым явлением, были легитимными, прозрачными, и не служили целям отмывания денег.


Второе. Надо принять подзаконные акты во исполнение феде­рального закона о так называемом эндаументе, целевом фонде, предназначенном для использования в некоммерческих целях для финансирования организаций образования, медицины, культуры. Это совершенно новый для нашей страны закон и его надо конкретизировать.


Третье. Следует развивать законодательство о само­регулируемых организациях. Существует большой интерес к таким организациям. Большинство профессиональных ассоциаций видит себя именно в качестве саморегулируемых организаций.


Четвертое. Должны быть внесены изменения в законода­тельство, определяющее виды деятель­ности некоммерческих организаций. Сейчас все больше и больше некоммерческих организаций переходят на российские источники финанси­рования. Многие развивают платные услуги, которые заявлены в законода­тельстве как дополнительный источник финансирования. Эта сфера деятельности еще недостаточно урегули­рована законодательством. Четыре года назад проект закона о разграничении основной и коммерческой деятельности НКО обсуждался, но дальше парламентских слушаний дело не пошло.


В целом накопилось много предложений по финансовой, налоговой, процедурной и информационной поддержке НКО, которые должны найти законодательное воплощение.


Судьба институтов гражданского общества во многом будет зависеть и от общего состояния нашей партийно-политической системы, от того, как будет развиваться российская многопартийность. Понятно, что политический монополизм не содействует развитию гражданского общества.


Почему я на этом заостряю внимание? Гражданское общество всегда опасно для партии, отрицающей политическое конкурентное разнообразие. Общественные организации – естественный центр притяжения инициативных людей, источник конструктивного оппонирования. Позиция монополиста – “держать и не пущать”. Монополист предпочитает видеть все общественные инициативы в бутафорском стиле – “чего изволите”.


Наша партия считает, что важнейшая задача современной политики – работать с гражданским обществом, слушать и слышать людей, выяснять позиции, поддерживать гражданские инициативы. Это лучший способ вложения политического капитала.


Подписывая сегодня соглашения о сотрудничестве с общественными организациями, мы делаем первые шаги на большом пути к идеалам солидарности и справедливости!


Будущее нашей страны – за активным и уверенным в себе гражданским обществом!