25 апреля 2019
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! Хочу сказать слова благодарности всем тем, кто принял наше приглашение. Действительно, тема интересная и думаю, нам есть что обсудить.
Постановка вопроса, который мы вынесли в заголовок наших экспертных слушаний, отражает противоречивый характер сегодняшней экономической ситуации. С одной стороны, разрабатываются мощные национальные проекты, реализуется программа замещения импорта, осуществляется целый ряд мегапроектов. С другой – основной вклад в рост ВВП по-прежнему дают только добывающие отрасли. Цены на нефть продолжают быть крайне чувствительными для нашей страны. Растут неопределённость и риски. Большинство граждан России ощущают на себе, что жить становится тяжелее.
Поток информации из регионов, оценки семейных бюджетов наших избирателей носят негативный характер. Все депутаты Государственной Думы ФС РФ, вне зависимости от фракционной принадлежности, получают практически одинаковые письма с возгласами и вопросами о том, как жить на такую пенсию, на такую зарплату, почему всё дорожает, почему Правительство Российской Федерации постоянно пытается залезть к гражданам в карман. Люди этого не понимают. Правительство при этом уверяет, что всё идет по плану и поводов для беспокойства нет.
Итоги прошлого года трудно оценить однозначно. Во многом в этом виновата официальная статистика, которая нередко противоречит сама себе. Раньше Федеральная служба государственной статистики подчинялась Правительству РФ, сейчас – Министерству экономического развития Российской Федерации, то есть они сами себе пишут статистику и сами себя контролируют. Буквально за последние полгода были пересчитаны все экономические параметры, все показатели, судя по которым движение вперёд есть. Хотя люди на себе этого не ощущают. Перспективы на следующий год туманны, непонятны. Недавно в отчёте Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева перед Государственной Думой, звучали оптимистичные прогнозы, в которые верится с трудом.
Давайте посмотрим на конкретику. Есть майский указ Президента Российской Федерации№ 204. В нём совершенно чётко поставлены национальные цели и стратегические задачи по развитию страны до 2024 года. И есть правительственный прогноз, тоже до 2024 года. Если их сравнить, то по параметрам экономического развития Правительство РФ рассчитывает приблизиться к поставленным целям только к концу срока, и то с большими оговорками. Например, в указе сказано: обеспечить темпы экономического роста выше среднемировых. Мировая экономика растёт на 3,7–3,8% в год. Вместо этого в прогнозе Правительства Российской Федерации нам обещают 3,3%, и то не в ближайшие годы, а к концу шестилетнего срока. Авось мировая экономика замедлится, и этого хватит. Нет, безусловно, этого не хватит. Потому что в указе ещё поставлена задача войти в пятёрку крупнейших экономик. А мы пока что отстаём по темпам от Германии, которая занимает пятое место, и на пятки нам уже наступает Индонезия. С такими темпами, которые прогнозирует Правительство РФ, боюсь, мы будем не на пятом месте, а хорошо, если на седьмом. И то если мы выйдем на эти темпы. Потому что на 2019 год прогнозируется всего 1,3% роста, то есть замедление даже по сравнению с прошлым 2018 годом. А ускорение, как всегда, ожидается лишь в далёком и, конечно же, светлом будущем.
Президент ставит задачу: обеспечить рост производительность труда не ниже 5% в год. А в прогнозе Правительства Российской Федерации мы видим только 3,2% к концу периода, причём в ближайшие годы менее 2% роста производительности в год.
Мы задаём себе простой вопрос: есть ли у России необходимые ресурсы, чтобы решить поставленные задачи – добиться ускорения роста экономики, инвестиций, производительности труда и доходов населения? Несомненно, такие ресурсы у нас есть – и кадровые, и материальные, и финансовые. Если, тем не менее, экономика уже несколько лет топчется на месте, делает шаг вперёд и два шага назад, это говорит только об одном – либо нам не хватает умения, либо политической воли.
Какое ключевое условие экономического роста? Оно хорошо известно. Это рост инвестиций. Как привлечь инвестиции – известно. Деньги текут туда, где есть прогнозируемая, защищённая законом прибыль. Вот, например, Министерство энергетики Российской Федерации говорит о пяти триллионах рублей ежегодных инвестиций в топливно-энергетический комплекс, в том числе 1,5 триллионах рублей в нефтяную отрасль. И это не удивительно. Эта сфера, действительно, даёт прибыль, это мощный конкурентоспособный на мировом уровне сектор, который обеспечивает львиную долю российского экспорта. Но может ли он расти на 4–5% в год? Вряд ли. Потенциал роста сырьевой экономики не полностью, конечно, но в значительной степени исчерпан.
Значит, возникает вопрос: а какие отрасли могут стать лидерами роста в мировой экономике завтрашнего дня? И как добиться, чтобы инвесторы вкладывали средства в их развитие, причём именно в России. Для этого нужно определить круг наиболее перспективных секторов экономики и обеспечить для них более выгодные условия инвестирования, чем в сырьевых отраслях. Этого можно добиться с помощью тех рычагов управления, которые находятся в руках государства. Это налоги, кредиты, тарифы и многое другое. То есть для разных секторов экономики нужно создать разные режимы работы и государственного регулирования, в зависимости от той роли, какая от них ожидается в развитии и модернизации экономики. Чем более передовой и перспективный сектор, тем более выгодные условия он должен получить от государства. И все конкретные меры надо разрабатывать, исходя из этого концептуального подхода.
В ходе последнего отчёта Правительства Российской Федерации стало ясно, что оно, по сути, отказывается от экономической идеологии, демонстрируя себя в качестве технократов. Все невзгоды снова связаны с санкциями и падением цен на нефть. Наша фракция всегда утверждала, что главный тормоз нашего экономического развития носит не внешний, а внутренний характер. При этом важнейшим фактором является нарастающее социальное неравенство.
“Чертежами будущего” выступают национальные проекты. Однако до сих пор многие из них детально управленчески не проработаны. В отчёте Председатель Правительства РФ признал проблему бедности и наличие 19 миллионов фактически нищих россиян. Было и признание того, что нынешняя пенсия недостаточно высокая для, цитирую, “достойной и интересной жизни”. Но цифры, к сожалению, не подтверждают, что приоритет отдаётся развитию человеческого капитала, что именно социальная сфера, демография, здравоохранение, образование – приоритеты экономической политики.
С 1 января этого года повышен пенсионный возраст, увеличен налог на добавленную стоимость, введён экологический сбор и туристический налог, началась так называемая мусорная реформа и эксперименты с налогом на самозанятых. Думаю, крайне важно оценивать все изменения в экономических нормативах с точки зрения их влияния на уровень и качество жизни людей.
Внутри страны сегодня происходят очень сложные экономические и социальные процессы. Общие цифры не должны скрывать от нас реальность, которая требует от нас решения задач ликвидации нищеты, создания новых рабочих мест, снижения социального неравенства.
Надеюсь, что в процессе сегодняшних слушаний мы не только будем ставить новые вопросы, но и будем пытаться находить ответы на них.
Желаю успешной работы нашим экспертным слушаниям!
Полезные ссылки
- Выступление по вопросу об обращении Госдумы к ООН в связи с атаками украинских вооруженных формирований против мирных граждан
- Выступление на первом пленарном заседании весенней сессии Госдумы
- Выступление на XIII Съезде Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ
- Выступление на собрании группы избирателей по выдвижению Владимира Путина кандидатом в Президенты РФ
- Выступление на итоговом пленарном заседании Государственной Думы