17 ноября 2006
Дорогие друзья!
Я рад сегодняшней встрече с философским сообществом Петербурга.
Не так часто приходится встречаться с людьми, призвание которых – искать путь к истине.
Тема конференции «Мир философии – мир человека» очень точно отражает поиск гуманистических ориентиров развития нашего общества. Любое гуманитарное знание должно быть обращено к человеку. В противном случае оно теряет всякий смысл.
В Петербурге исключительно богатая интеллектуальная среда. Думаю, философы моего родного города смогут вернуть отечественной философии престиж одной из самых оригинальных и самобытных философий мира.
Впервые за многие десятилетия в философии утвердилась подлинная академическая свобода. Единственно верного учения нет. Надзирателей за «правильностью» творческого процесса нет. Единственно правильной модели развития тоже нет. Мы освободились от затертых идейных клише. Возникли десятки интеллектуальных журналов, появилось множество площадок для профессиональных дискуссий и обмена мнениями.
Свобода творчества – бесспорное достижение. Но хочется спросить, каковы плоды этой свободы, как ими может воспользоваться все общество? Похоже, что отечественная философия превращается в некую закрытую интеллектуальную практику. Интеллектуалы в большинстве своем живут и творят в своих профессиональных мирах.
Между тем философия просто обязана выходить в публичное пространство. Не случайно, главная цель Дня философии, учрежденного ЮНЕСКО несколько лет назад – привлечь внимание широкой общественности к философским ценностям, к потенциалу философии в налаживании диалога между цивилизациями и культурами.
Другая проблема – это доверие интеллектуального сообщества к власти, и доверие власти к интеллектуальному сообществу. Поводов для недовольства друг другом более чем достаточно.
О том, что власть, якобы, не способна полноценно общаться с интеллектуальной элитой страны, исписаны горы бумаги. С другой стороны, общество выражает недовольство своим интеллектуальным сословием за гражданскую пассивность, высказываются сомнения в способности (и даже желании) интеллигенции влиять на ситуацию в стране.
Проблемы, конечно, есть. И серьезные. Интеллектуальные заботы одних и повседневные заботы других очень часто расходятся. Власть говорит: не мешайте руководить и решать нам свои задачи. А образованные люди отсиживаются в окопах. Дескать, моя хата с краю. Так не может продолжаться бесконечно. Мы просто погубим страну.
Убежден. И власть, ответственная за принятие решений, и интеллектуальное сообщество, ответственное за культуру мышления, несут свою долю ответственности за положение в стране.
Современное государство просто не может существовать без творческой активности образованных людей. Только они могут понять подлинные интересы людей. Найти объединяющие символы. Найти общий язык культурного общения. Оценить масштабы проблем, стоящих перед обществом. Провести общественные экспертизы, основанные как на новых интеллектуальных технологиях, так и на внятном мировоззрении.
Хочу подчеркнуть две вещи.
Первое. Власть не ищет в гуманитариях и обществоведах интеллектуальную прислугу. Нет нужды в интерпретаторах. Нет нужды в демагогической риторике. Нужна глубина теоретического видения и понимания.
В нашей стране за все эти непростые годы накоплен огромный интеллектуальный и культурный капитал, который сейчас должен быть систематизирован и осмыслен. И это одна из важнейших задач отечественной философии. Только с вашей помощью идеи, мнения и имеющиеся наработки во всех сферах творческой жизни будут приняты обществом.
То, что многие философы не хотят или не умеют переводить свой высокий профессионализм в прикладное знание, нужное «здесь и сейчас», чураются каких бы то ни было идеологических выводов – это беда!
Хочу сказать, что востребованность идеологии в нашем российском обществе очень высока. Мы часто говорим об интеллектуалах как о «властителях дум». А какие думы сегодня действительно имеют власть над обществом? К сожалению, царивший в последние годы идеологический вакуум спровоцировал обращение многих людей к мистике, оккультизму, всякого рода сектантству. Люди отвыкают самостоятельно мыслить, а это значит, что они не смогут самостоятельно действовать, чувствовать личную ответственность за все, что происходит в стране, за судьбу России.
Философия – это, прежде всего, масштаб постановки проблемы. Идейные позиции и идейный синтез. Новые нетривиальные концептуальные модели. Не думаю, что идеология общества, образ его будущего, необходимость в которых становится все более очевидной, могут быть созданы без вашего непосредственного участия.
Второе. Наши интеллектуалы часто забывают о том, что их нравственный долг не только красиво говорить и писать о высоком предназначении человека и о высокой миссии российской интеллигенции. Необходимо активное участие в политическом процессе и, если хотите, в политическом воспитании населения, в продвижении политической культуры.
Российскому парламентаризму всего пятнадцать лет. Но за это короткое время произошло много видимых и невидимых изменений. Есть серьезные проблемы, и одна из них – много законов мы принимаем, как говориться, к случаю. Возникли трудности – принимаем закон. Эта практика должна быть изменена. Принятие каждого серьезного закона должно предваряться общественной дискуссией. Как это происходит во всех странах с многолетними парламентскими традициями. Сегодня, как никогда, актуальны слова немецкого философа Канта о справедливости как высшей добродетели человека власти. Стремление к справедливости должно выступать первейшим моральным долгом власти, основанием для издаваемых властью законов.
Мир политики находится между миром философии и миром человека. Поэтому политика и философия не могут разойтись.Современный философ, рано или поздно, оказывается в ситуации политического выбора.
Отстраненность отечественных интеллектуалов от политики контрастирует с активнейшей позицией европейских мыслителей, всегда находящихся в самой гуще политической жизни. Во многом благодаря их усилиям европейский политический процесс обрел цивилизованный характер.
Американские философы и социологи более 30 лет критиковали телевидение Соединенных Штатов за обилие сцен насилия на экране, связывая их с растущей преступностью молодежи. И эта критика возымела действие. Законодательно приняты многочисленные ограничения в этой области.
На этом фоне отечественные философы выглядят просто великими молчунами.
Обсуждение общенациональных проблем, поднятых интеллектуалами, не только самым активным образом влияет на общественное мнение, оно создает само общественное мнение. Очевидное полевение европейской политической жизни во многом их заслуга.
Уверен. Философы найдут свое место в публичном обсуждении общенациональных проблем. Для этого нет необходимости отказываться от философии и становиться публицистами или узкими специалистами – экспертами. Приход в философию, а не уход из нее должен быть шагом в карьере российского интеллектуала. Общенациональной дискуссии не хватает именно философской масштабности. Без вашей помощи, без той культуры диалога, которая присуща философскому интеллекту, вряд ли общество сможет о чем-либо договорится.
Желаю Вам успехов, новых «прорывных» идей на благо России, и призываю вас к активному участию в создании нового политического облика Российского государства. Спасибо!
Полезные ссылки
- Выступление по вопросу об обращении Госдумы к ООН в связи с атаками украинских вооруженных формирований против мирных граждан
- Выступление на первом пленарном заседании весенней сессии Госдумы
- Выступление на XIII Съезде Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ
- Выступление на собрании группы избирателей по выдвижению Владимира Путина кандидатом в Президенты РФ
- Выступление на итоговом пленарном заседании Государственной Думы