Выступление на 228-м (внеочередном) заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 25 августа 2008 года

25 августа 2008


Уважаемые коллеги!


1.  В качестве основного вопроса на внеочередном заседании палаты нам предстоит обсудить обращения Южной Осетии и Абхазии о признании их государственной независимости.


Поступившие  обращения основаны на добровольном волеизъявлении населения непризнанных республик. Мнения народов высказаны как в ходе референдумов, так и на общенациональных сходах. Особо подчеркну, что подобные обращения  направлялись Южной Осетией и Абхазией неоднократно.


Все соответствующие документы у вас на руках.


2. Россия более 15 лет строго придерживалась позиции сохранения территориальной целостности Грузии. Наша страна добросовестно соблюдала все международные договорённости по урегулированию грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов, на деле участвуя в трудном поиске путей их решения.


Благодаря присутствию российских миротворческих сил всё это время удавалось не допустить крупномасштабных военных действий в этих неспокойных зонах.


Понятно, что после произошедшей агрессии Грузии против Южной Осетии грузино-югоосетинские и грузино-абхазские отношения в прежнее русло уже не вернуть. Не смогут люди жить в одной стране с теми, кто заживо сжигал, давил танками и расстреливал их родных и близких.  С теми, кто гнал с родной земли, лишил крова и имущества. Кто стрелял в спину миротворцам и добивал раненых.


3. У народов Южной Осетии и Абхазии есть все права для обретения независимости.


Одним из главных правовых оснований признания независимости является основополагающий принцип международного права – право народов на самоопределение.


В период выхода Грузии из состава Советского Союза в пределах бывшей Грузинской ССР были грубо нарушены права автономных образований. Они в случае выхода союзной республики из СССР обладали правом самостоятельно решать вопрос о своем пребывании в составе этой республики. После отказа Грузии проводить в марте 1991 года референдум о сохранении Союза юридически и фактически её суверенитет на территорию Южной Осетии и Абхазии не распространялся.


Таким образом, де-факто возникли новые государства, юридически не связанные друг с другом: Республика Южная Осетия, Республика Абхазия и Республика Грузия.


Важно отметить, что правовая основа независимости Республик Южная Осетия и Абхазия была создана до международного признания нынешнего грузинского государства и принятия его в состав ООН в июле 1992 года.


На сегодняшний день обе республики обладают всеми необходимыми атрибутами самостоятельного государства, включая демократически сформированные органы государственной власти, законодательство, армию.


Земля, на которой живут осетины и абхазы, – их исконная территория.


4. После распада Советского Союза грузинский парламент  нелегитимным волевым решением лишил Южную Осетию и Абхазию статуса автономий. Это спровоцировало справедливое гражданское сопротивление. 


Поэтому “замороженный” территориальный конфликт Грузия решила «растопить» смертоносным огнём из оружия, предоставленного США и их прислужниками.


Принцип “чистого поля” был применён к народам, жившим на этой территории бок о бок с грузинами веками. Народам, которые официальный Тбилиси называет своими.  Это ли не изощрённый цинизм?


Иначе, чем геноцидом, зверства грузинской военщины назвать нельзя. Не подоспей вовремя российские войска, жертв среди мирных жителей было бы гораздо больше.


5. До этого мы помним, что власти Грузии недвусмысленно  отвергли предложения российской  и южноосетинской сторон о заключении соглашения о неприменении силы. Взамен они развязали боевые действия, приведшие к массовым жертвам мирного населения и гуманитарной катастрофе в Южной Осетии.


Такая же участь, судя по планам грузинских военных, ожидала и Абхазию.


Грузия грубо нарушила нормы международного права. И сейчас с её территории не прекращаются провокации в отношении мирных жителей и контингента миротворческих сил.


Тбилиси не оставляет надежд разрешить конфликт путём насилия при политической, финансовой и технической  поддержке некоторых стран. 


Даже после согласования и признания международной общественностью плана Медведева – Саркози Грузия со своими союзниками пытается затормозить начавшийся процесс нормализации региональной обстановки.


6. Грузинские и некоторые иностранные СМИ проводят мощную кампанию по дезинформации собственных народов и мировой общественности. Идёт открытая спекуляция термином “непропорциональность применения силы”,  цифрами потерь среди мирного осетинского и грузинского населения.  Всё переворачивается с ног на голову. Но вопреки этим усилиям объективная информация пробивается через потоки лжи. Как говорил Иоганн Шиллер, “истина ничуть не страдает от того, если кто-нибудь её не признаёт” [1].


7. В данном случае истина состоит в том, что наша страна ещё раз доказала, что является гарантом  стабильности на Кавказе. Цель нашей политики  в этом регионе предельно ясна – использовать все ресурсы для обеспечения прочного мира.


В этой ситуации признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии – это необходимое условие обеспечения  безопасности их народов.


Поэтому предлагаю принять соответствующее Обращение к Президенту Российской Федерации, проект которого вам роздан.


Мы обязаны поддержать стремление народов Южной Осетии и Абхазии к стабильности, миру и независимости.


Уважаемые члены Совета Федерации! 


8. Принципиально важным, считаю, отличать отношения России с нынешним грузинским режимом и наши отношения с грузинским народом. Это – совершенно разные вещи. Долгое время мы жили в одном государстве.



Нас связывают столетия братской дружбы, взаимовыручки и сотрудничества.


Политики приходят и уходят, а народы остаются. Уверен, что грузины с присущей  им мудростью дадут свою оценку преступлениям нынешнего  правящего режима.


Уважаемые коллеги!


Нам сейчас предстоит принять историческое решение – обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением признать независимость Южной Осетии и Абхазии.


В этот час на нас с надеждой смотрят наши братья и сестры из Южной Осетии и Абхазии. Здесь в зале ждут нашего решения легитимно избранные Президент Южной Осетии Эдуард Джабеевич Кокойты и Президент Абхазии Сергей Васильевич Багапш.


А также спикеры парламентов Южной Осетии Знаур Николаевич Гассиев, Северной Осетии – Лариса Батрбековна Хабицова и Абхазии – Нугзар Нуриевич Ашуба.


Я призываю вас, уважаемые коллеги, единогласно поддержать наше Обращение!


Пришло для России время собирать камни!


Спасибо за внимание.