Вступительное слово на заседании Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации на тему "О состоянии и развитии российского театра: правовое регулирование" 15 июня 2009 года (г.Москва)

15 июня 2009

Добрый день, дорогие друзья, коллеги, гости!


Сегодня нам предстоит обсудить очень важную проблему правового регулирования творческой деятельности в контексте современного состояния и развития отечественного театра.


Мы рады приветствовать сегодня в Совете Федерации выдающихся деятелей российского театра. Хочу особо поблагодарить Александра Александровича Калягина и возглавляемый им Союз театральных деятелей России за участие в подготовке и проведении нашего Совета.


Такая практика проведения совместных мероприятий у нас с Союзом театральных деятелей уже имеет свою историю. Достаточно сказать, что именно Совет Федерации выступил с инициативой проведения первых парламентских слушаний по проблемам отечественного искусства еще в 1997 году. Тогда были приняты рекомендации, которые помогли сформировать нормативно-правовую базу театрального дела в России, отвечающую специфике театра и практике законодательства того времени.


И как результат совместных усилий – Совет Федерации выступил в 1999 году с законодательной инициативой и внес в Государственную Думу проект федерального закона “О театре и театральной деятельности в Российской Федерации”. К сожалению, до сих пор этот законопроект Государственной Думой не рассмотрен.


Тем не менее, по результатам парламентских слушаний, в 1999 году вышло Постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 года № 329 “О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации”. А утвержденные этим постановлением Положение о театре в Российской Федерации и Положение о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации позволили не только сохранить существующую сеть театров в России, но и существенно ее расширить.


Напомню, что к началу 90-х годов в России было менее 400 профессиональных (государственных и муниципальных) театральных коллективов всех жанров. А по состоянию на конец 2008 года их стало уже 574. Причем, это только официальная статистика, которая фиксирует государственную и муниципальную сеть. Но, кроме этого, в России, как известно, работает большое число профессиональных негосударственных театров. Это убедительный показатель того, что театральное искусство в России становится все более востребованным.


Вместе с тем, необходимо констатировать, что Россия по-прежнему остается одной из самых малообеспеченных театральным предложением стран. В нашей стране на 1 миллион жителей работает всего 3,2 театра, тогда как в Австрии – 24, в Швеции – 13,6, во Франции – 9,6, в Великобритании – 8,9, в Японии – 8,7 и т.д. При этом надо учитывать и географические особенности России. Если в маленьком населенном пункте любой страны Европы нет театра, то его житель легко может попасть на спектакль в соседний город. А у нас? При этом в России имеют “свои” театры только 20% городов. Добавлю, что всего только 6 (!) крупнейших городов в России имеют театры всех видов, а в подавляющем  
большинстве – только один драматический театр. Здесь люди практически лишены возможности полноценно общаться с искусством сцены. В прежние (дореформенные) годы эта проблема частично решалась централизованным планированием и государственной поддержкой гастрольной деятельности. Сейчас же эта работа полностью свернута. Это – одна из главных проблем. Недаром в выступлении Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина на открытии после капитального ремонта оперного театра в Новосибирске прозвучало слово “гастроли”, Обратим на это внимание.


Хочу также заострить Ваше внимание и на такой важной теме, как проблема детских и юношеских театров. Ведь такого рода творческих коллективов, которые специально были бы ориентированы на работу с детской и подростковой аудиторией, нет в половине субъектов Российской Федерации.


Проблема эта усугубляется еще и тем, что, во-первых, драматические театры с начала 90-х годов практически исключили из своих афиш ТЮЗовский репертуар как экономически невыгодный, и, во-вторых, многие ТЮЗы, не чувствуя внятной государственной культурной политики по отношению к детскому театру и лишенные необходимой государственной поддержки, переориентировали свой репертуар на взрослую аудиторию.


Хочу особо подчеркнуть: детский театр как культурный феномен возник в Советском Союзе и только затем получил распространение в мире. Сегодня он утратил в России свои позиции и превратился из театра-наставника, выполняющего не только культурную, но воспитательную и образовательную функции, в “эстетическую забегаловку”.


Театры для детей – первые, куда приходит юный зритель. От них зависит, станет ли он впоследствии постоянным, настоящим зрителем драматического и музыкального театра. Подросток находит в театре собеседника. В этом возрасте нелегко довериться взрослым, а театр способен помочь молодому человеку избежать состояния одиночества и непонимания, удержать от асоциального поведения, если он видит на сцене своих ровесников со схожими переживаниями и проблемами.


Государство должно заявить о приоритетной поддержке детского театра и предусмотреть комплекс мер по его развитию.


Совет Федерации всегда высказывается в поддержку театра вполне определенно и последовательно. И следуя этой замечательной традиции, мы сегодня проводим Совет по государственной культурной политике, цель которого выработать рекомендации по нормативно-правовому регулированию и финансовому участию государства в организации театральной жизни России. Причем нам видится это участие таким образом, чтобы не были нарушены свобода творческой деятельности и расширился доступ россиян к культурным ценностям.

Уважаемые коллеги!

У вас на руках есть проект рекомендаций, которые мы должны принять по итогам работы. Просьба в ходе дискуссии высказывать свои замечания и предложения к ним.