Вступительное слово на заседании "круглого стола" по теме: "Бедные дети: проблема безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних граждан России" 26 марта 2008 года

26 марта 2008

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!


На наш круглый стол собрались люди, осознавшие весь драматизм современного состояния детства в России. Мы все готовы направить свои силы и знания, свой опыт на защиту прав и благополучия  наших  детей.


Детство – это чрезвычайно важный период развития человека. Обеспечение прав ребенка является одним из условий устойчивого развития общества, его жизнеспособности в настоящем и будущем.


Скажу больше: неблагополучие детей – это прямая  угроза  стабильности всего общества. А насилие над детьми, невозможность семьи и неспособность государства защитить детей  взывает  в  обществе глубокий нравственный кризис, как это видно по недавним событиям в Санкт-Петербурге. 


Тема нашего Круглого стола связана с  такой болезненной проблемой как маргинализация детства. Сегодня самая большая группа риска в нашем обществе – это бедные дети. 


Среди 30 миллионов граждан страны, которых большинство экспертов относят к категории бедных,  9  миллионов – это  дети. (По европейским стандартам, согласно которым к бедным относят  людей с  доходом ниже   50%   среднедушевого  дохода   региона, у нас  – 42,2 млн. бедных. Согласно данным Росстата численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума – 21,6 млн. чел.)


Фактически у нас есть дети, живущие «на дне», в самом прямом смысле слова.  Сформировалось своего рода  «детское социальное дно».


Мы все помним, что бедность, которую ребенок испытал в детстве, нередко  ломает его судьбу, закрывает  перспективы на будущее.


Нам надо развернуть всю социальную политику государства в пользу детей. Ничего нельзя упустить, оставить «на потом».


В настоящее время  реализуется федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы (госзаказчик и координатор – Министерство здравоохранения и социального развития) с целым рядом подпрограмм. В феврале этого года объем ее финансирования Правительством России увеличен до  10 млрд. 748 млн. рублей.  Предусмотрены  и ювенальные технологии, и профилактика безнадзорности, перечислены требования к системе учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, многое другое.  Чего нет? Самого главного – нет целостной системы защиты прав и законных интересов  детей.  Поэтому нет и видимых результатов. 


Численность детей и подростков, брошенных на произвол судьбы, не снижается.  Число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, по-прежнему  велико.  Более 40% беспризорников, вкусивших «свободу» улицы и «заботу» криминала, после «прохождения» через органы здравоохранения и учебные учреждения вновь возвращаются на улицу.


Инфраструктура детства, призванная  отвлечь детей и подростков  от улицы, мотивировать к приобретению знаний, приобщить к труду,   очень слаба.  


Несколько лет просуществовал в проекте, но так и не был принят «Национальный план  действий в интересах детей до 2010 года», который был разработан в связи с принятием Генеральной Ассамблеей ООН в 2002 году  Декларации и плана действий –  «Мир, пригодный для жизни детей».   


В последнее время много говорят о недопустимости патернализма,  о том, что раздавая пособия, государство, по сути, закрепляет социальную пассивность и иждивенчество. Но главными иждивенцами, в конечном счете, становятся именно те, кто в детском возрасте пережил полное равнодушие к своей судьбе. Сироты, беспризорники. Именно  они не научены полноценно работать,  беспомощны в быту, не умеют общаться с людьми.


Речь должна идти о полноценной социализации детей, об  их интеграции в общество как ответственных граждан – ответственных за себя, за свою семью,  за  страну в целом.  


Нам жизненно необходимы инвестиции в детей. И если уж говорить о деньгах, то экономия на детях – самое большое в мире расточительство. 


Надо начинать с поддержки семьи, имеющей детей.


Одной из важнейших остается проблема жилья. Достойные жилищные условия – залог нормальной семьи. Жизнь в условиях скученности, когда не соблюдена даже элементарная санитарная норма, приводит к семейному насилию, самыми беззащитными жертвами которого становятся дети.


Миллионы беспризорных детей — это дети, убежавшие от своих родителей — безработных, алкоголиков, наркоманов, бомжей, людей, опустившихся в силу тех или иных социальных причин.


Как отмечают психологи, у большинства социальных сирот блокирована  потребность в уважении и любви. Они перестают ценить свою и чужую жизнь.


Среди групп риска следует особо выделить многодетные семьи, неполные семьи, а также семьи с детьми-инвалидами. Семьи, где проживают дети-инвалиды более других подвержены риску бедности, а сами дети по-прежнему изолированы от сообщества здоровых детей.


Подвержены рискам и дети из благополучных семей.  Если  родители не знают, где в тот или иной момент находится их сын или дочь, то риск увеличивается многократно.  


Только сейчас мы подходим к пониманию того, что такое подлинная просемейная политика, и как важны семейные ценности для укрепления российского государства. 


Очень остро стоит вопрос о соблюдении прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые воспитываются в детских домах, в приемных и опекунских семьях, других формах устройства.


Сегодня понятно, что главный упор надо сделать не на развитии детских домов, которые, за редким исключением,  никогда не становятся для воспитанников настоящим домом, а на приемные и патронатные семьи, семейные детские дома, семейные деревни.  Каждый ребенок должен жить в семье.


Нарушения прав детей возможны не только действием, но и непозволительным бездействием чиновников, их нежеланием видеть проблему.  


Уполномоченные по правам ребенка фиксируют нарушения практически всех основных  прав детей: от права на образование и отдых до права на жилье. Причем они винят в бедах детей именно бездействие  государственных органов  опеки и  попечительства.


К сожалению, уполномоченные по правам ребенка  пока есть только  в 23 субъектах Федерации.  


Только в нескольких регионах разработаны концепции ювенальных судов.  Развитие этого важнейшего института продвигается крайне медленно.


Надеюсь, все  эти  проблемы будут рассмотрены в ходе  круглого стола.


Основная роль в решении проблем детства принадлежит государству. Но вряд ли оно справится с этими проблемами без помощи общественных организаций, бизнес – структур, отдельных граждан – волонтеров. Мне неоднократно приходилось слышать жалобы от общественников, что государственные органы монополизировали  право решать проблемы детства, что общественность фактически отстранена от этого дела. Хотелось бы услышать мнение участников круглого стола. 


Дети – это самая большая наша ценность, но они очень ранимы и незащищены. К сожалению, слишком часто они сталкиваются с невниманием, болезнями, неустроенностью, порой жестоким обращением. Дети нуждаются в защите, и защитить их должны мы – взрослые, государство и общество.


13 марта этого года мы отмечали 120 лет со дня рождения Антона Макаренко.  80 лет назад отрылась первая организованная им детская  коммуна. Его педагогические технологии – это отечественное культурное наследие.  Сегодня мы бы их назвали прорывными инновационными технологиями в педагогике. Предложенные Макаренко модели воспитания трудных детей  – это, по существу, социальное проектирование общества, в котором они сумеют жить, работать в коллективе, создать семью.  Это воспитание через детское самоуправление и трудовую деятельность. Думаю, что осмысление этого опыта в современных условиях будет чрезвычайно полезным.   


Детские глаза не умеют лгать. Огромное счастье, увидеть в этих глазах надежду и радость. Ради этого мы не пожалеем никаких усилий и труда.