Вступительное слово на парламентских слушаниях "Нормативно-правовое обеспечение сохранения и развития театрального искусства в России в контексте административной и бюджетной реформ" 19 декабря 2005 года

19 декабря 2005


Уважаемые друзья!


Разрешите мне поблагодарить Вас за согласие принять участие в парламентских слушаниях.


Мы рады приветствовать сегодня в Совете Федерации выдающихся деятелей российского театра! Мы особенно рады тому, что на встрече присутствуют секретари Союза театральных деятелей Российской Федерации, представляющие не только Москву и Санкт-Петербург – наши театральные столицы – но и всю большую Россию. Это очень важно, что в сегодняшней дискуссии будет услышан голос людей, работающих и на Дальнем Востоке, и в Сибири, и на Урале, и на Кавказе…


Я хочу особо поблагодарить Александра Александровича Калягина и возглавляемый им Союз театральных деятелей Российской Федерации за участие в подготовке и проведении парламентских слушаний в качестве сокоординатора.


Такая практика проведения совместных мероприятий у нас с СТД России уже имеет свою историю. Я напомню, что именно Совет Федерация выступил с инициативой проведения первых парламентских слушаний по проблемам отечественного театрального искусства еще в 1997 году. Тогда были приняты рекомендации, которые помогли сформировать нормативно-правовую базу театрального дела в России, отвечающую специфике театра и изменившемуся к тому времени законодательству. И как результате парламентских слушаний – Совет Федерации выступил в 1999 году с законодательной инициативой и внес в Государственную Думу проект федерального закона “О театре и театральной деятельности в Российской Федерации». К сожалению, до сих пор этот законопроект Государственной Думой не рассмотрен.


Так же, по результатам парламентских слушаний, в 1999 году вышло Постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 года № 329 «О государственной поддержке театральною искусства в Российской Федерации». А утвержденные этим постановлением Положение о театре в Российской Федерации и Положение о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации позволили не только сохранить существующую сеть театров в России, но и существенно ее расширить.


Напомню, что к началу 90-х годов в России было менее 400 профессиональных (государственных и муниципальных) театральных коллективов нсех жанров. А по состоянию на конец 2004 года их стало уже – 579. Причем, это только официальная статистика, которая фиксирует государственную и муниципальную есть. Но кроме этого, в России, как известно, работает большое число профессиональных негосударственных театров. Театральное искусство в России становится все более востребованным.


Вместе с тем, необходимо констатировать, что Россия по-прежнему остается одной из самых малообеспеченных театральным предложением стран. В России на 1 миллион жителей работает всего 3,5 театра тогда как в Австрии – 24, в Швеции – 13,6, во Франции – 9,6, в Великобритании – 8,9, в Японии – 8,7 и т.д. При этом надо учитывать и географические особенности России, Если в маленьком населенном пункте любой страны Европы нет театра, то его житель легко может попасть на спектакль в соседний город. А у нас? При этом в России имеют «свои» театры только 20% городов. Добавлю, что всего только
6 (!) крупнейших городов в России имеют театры всех видов, а в подавляющем большинстве – только один драматический.


Люди практически лишены возможности общаться с искусством сцены. В прежние (дореформенные) годы эта проблема частично решалась централизованным планированием и государственной поддержкой гастрольной деятельности. Сейчас же эта работа полностью свернута. Это – одна из главных проблем. Недаром в выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина на открытии после капитального ремонта оперного театра в Новосибирске прозвучало слово «гастроли». Обратим на это внимание.


Год назад Союз театральных деятелей, узнав, что экономическими ведомствами готовится пакет законопроектов по реформированию бюджетного сектора, затрагивающих в том числе и коренные интересы театра, активно вмешался в этот процесс. Александр Александрович Калягин подробнее расскажет об этом.


Я же скажу только, что Совет Федерации всегда высказывается в поддержку театра вполне определенно, и именно поэтому мы сегодня проводим эти парламентские слушания. Цель их – выработать рекомендации по нормативно-правовому регулированию и финансовому участию государства в организации театральной жизни России таким образом, чтобы не были нарушены свобода творческой деятельности и доступ россиян к культурным ценностям.