Вступительное слово на открытии Международной конференции "Европейский парламентаризм: история и современность. К столетию учреждения Государственной Думы в России"

28 апреля 2006

Доброе утро!


Уважаемые коллеги!


Уважаемые участники и гости международной конференции!


Позвольте мне с большим удовольствием открыть международную конференцию «Европейский парламентаризм: история и современность. К столетию учреждения Государственной Думы в России».


Организаторами нашей конференции являются Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Парламентская Ассамблея Совета Европы, Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ. В конференции принимают участие наши коллеги из Ассамблеи Западноевропейского союза, Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, Организации Договора о коллективной безопасности СНГ, Северного совета, Парламентской Ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества, Латиноамериканского парламента, Парламентская Ассоциация Содружества, представители международных и общественных, научных и религиозных организаций.


Эта уже наша пятая конференция, продолжающая традицию проведения Межпарламентской Ассамблеей совместно с Европейскими Парламентскими организациями международных форумов, посвященных актуальным проблемам современности.


Вчера здесь – в исторических залах Таврического дворца – прошли торжества, посвященные 100-летию учреждения Государственной думы в России. Отдавая дань этой дате, парламентарии Российской Федерации, других стран Содружества Независимых Государств, государств Балтии, Польши, Финляндии, гости со всех континентов провели заседание в колыбели российского парламентаризма.


В выступлениях участников заседания была дана развернутая характеристика исторического значения учреждения Государственной думы в России, ее вклада в развитие демократических процессов и принципов на одной шестой части мира.


Именно тогда в России зародился опыт проведения демократических выборов и ярко проявилось стремление избранников народа отстаивать права человека и высшее из них – право на жизнь.


Государственная дума России строилась по самым передовым для того времени образцам европейского парламентаризма, в ней были сформированы партийные фракции и депутатские группы, депутатские комиссии, практиковались запросы депутатов к правительству, обеспечивалась гласность пленарных заседаний, депутатская неприкосновенность, права думского меньшинства, принятие законодательным органом государственного бюджета и других законов. В свою очередь молодой российский парламент вносил вклад в развитие демократии и парламентаризма Европы.


Работа Государственной думы стала примером конструктивного выстраивания межконфессиональных и межнациональных отношений. В Первой, Второй, Третьей и Четвертой Государственных думах позитивно взаимодействовали между собой депутаты – представители разных народов – русские, украинцы, белорусы, представители народов Кавказа, Средней Азии, Сибири, Польши, Прибалтики и других территорий, входивших в состав Российской империи. В составе депутатского корпуса были образованы польское коло, мусульманская фракция, другие объединения.


Первая Государственная дума дала толчок к осознанию того, что человеческая жизнь является высшей фундаментальной ценностью на земле. Российские депутаты принимая закон «Об отмене смертной казни» более чем на 70 лет предвосхитили протокол № 6 Европейской конвенции о правах человека.


Принятый закон продолжал гуманистические инициативы России. За сорок лет до учреждения Государственной думы в Санкт-Петербурге по инициативе министра обороны Российской империи была принята Декларация, запретившая использование разрывных пуль в ходе военных действий. Тем самым были заложены основы международного гуманитарного права. Еще одной важной инициативой депутатов Государственной думы был законопроект о равных избирательных правах мужчин и женщин. Он во многом опирался на опыт Финляндии. В этой части Российской империи уже с 1906 года были обеспечены равные избирательные права. Эти законодательные инициативы в начале XX века значительно опередили свое время.


В 1906 году одновременно с учреждением Государственной думы в России был переустроен и Государственный Совет, который в течение 100 лет до этого существовал как законосовещательный орган. Законодательную функцию он получил в 1906 году, когда Манифестом 20 февраля император установил, что «со времени созыва Государственного Совета и Государственной думы закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы». Переустройство Государственного Совета коснулось не только его функций, но и принципов формирования. Он стал состоять из назначенных и выборных членов. Таким образом, создание двухпалатного парламента России положило начало истории разделения властей.


Мировое парламентское сообщество встретило появление в России законодательного органа с пониманием и одобрением. Это отношение российские парламентарии постоянно ощущали как во время двусторонних контактов с зарубежными партнерами, так и в рамках Межпарламентского Союза, уже в 1906 году пригласившего российскую делегацию на свой съезд. Хочу подчеркнуть, что первый российский парламент с самого начала своей работы являлся неотъемлемой частью европейского парламентаризма.


Эти общеевропейские традиции сотрудничества и взаимообогащения живут и развиваются.


Модельные законодательные акты Межпарламентской Ассамблеи СНГ – это международные, главным образом европейские правовые стандарты, адаптированные к специфике Содружества. Уже пятнадцать лет наши государства живут и развиваются в европейском правовом поле. Таким образом, европейский парламентаризм не стоит сводить только к географическим измерениям. Ведь страны СНГ, находящиеся в Азии также привержены европейским ценностям и ощущают себя составной частью европейского парламентского братства.


Европейский парламентаризм, представленный сегодня странами Европейского Союза и Содружеством Независимых Государств несет особую ответственность за судьбу мира. Дав народам модель демократического развития, мы должны постоянно совершенствовать демократические принципы и институты, в частности обратить внимание на законодательное оформление избирательных стандартов.


Сегодня уже существует проект европейской Конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод граждан, которой одобрен Ассоциацией организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы, однако рассмотрение этого общеевропейского документа явно затягивается. Применительно к странам Содружества Межпарламентской Ассамблеей при активном участим наших коллег из европейских парламентских организаций принята Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ. Напомню, что Конвенция вступила в силу и является обязательной для пяти стран Содружества, в том числе для трех государств членов Совета Европы. Скорейшее принятие общей европейской Конвенции будет способствовать унификации стандартов демократических выборов, снимет с повестки дня проблему двойных стандартов в подходах к оценке их организации и проведению.


Этой же цели отвечает создание в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ. Институт делает первые практические шаги, но уже привлек внимание международных парламентских кругов, планирует конкретные мероприятия по взаимодействию с профильными международными структурами, в частности с Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ.


Отдавая дань истории развития демократии, мы должны помнить, что она представляет собой механизм реализации нравственных идеалов человечества. От того, как мы используем этот механизм, зависит решение таких сложных современных проблем как межэтническая, межконфессиональная и межнациональная нетерпимость. Поэтому тонкая грань взаимодействия демократических принципов и нравственных устоев может стать важным предметом обсуждения нашей конференции.


Уважаемые коллеги!


Сегодня мы еще раз обращаемся к нашим истокам, к нашей общей истории.


У нас и сегодня общие цели – развитие мира и демократии, общие враги -международный терроризм, наркоторговля, организованная преступность, общие угрозы – нас всех волнуют проблемы ядерной и энергетической безопасности.


Мы должны думать об общем будущем, освященном демократическим выбором, стремлением к свободной и благополучной жизни наших народов, заботой о стабильном, процветающем мире и сохранении высоких нравственных идеалов.


Позвольте еще раз пожелать успехов нашей конференции, а ее участникам – интересной и плодотворной дискуссии.