Вступительное слово на открытии II Международного конгресса "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни" 17 сентября 2008 года (г.Санкт-Петербург)

17 сентября 2008

Уважаемые коллеги!


Столь высокое представительство на нашей встрече свидетельствует о повышенном внимании к одной из наиболее острых, глобальных проблем современности – обеспечению безопасности на дорогах. Поэтому считаю, что мы приняли совершенно правильное решение, сделав наш конгресс ежегодным.


Повседневная практика порождает всё новые коллизии в дорожном движении и обеспечении его безопасности. Постоянно возрастают объёмы грузо- и пассажироперевозок между нашими странами. Становится более массовым автомобильный туризм. Идёт активный культурно-гуманитарный обмен. Всё это требует сближения и унификации правовых систем стран Содружества в транспортной сфере. Очевидно, что здесь непочатый край работы для законодателей.


Древняя пословица гласит: “Самая длинная дорога начинается с первого шага”. А мы с вами находимся только в начале этого пути.


Ситуация на дорогах постоянно меняется. С последней нашей встречи появилось много новых факторов, прямо или косвенно влияющих на дорожную аварийность. Именно поэтому тематика круглых столов нынешнего конгресса значительно расширилась. Отдельно выделены для обсуждения проблемы организации дорожного движения в мегаполисах.


Стремительная автомобилизация привела к тому, что городские автомагистрали уже не справляются с повышенной нагрузкой. В одиночку городским властям эту проблему не решить. Нужны хорошо продуманные и законодательно урегулированные реформы уличного дорожного движения на государственном уровне.


Особенно это касается источников финансирования, широкого внедрения автоматизированных систем управления дорожным движением, строительства и обслуживания городской дорожной инфраструктуры, развития общественного транспорта.


Процесс урбанизации набирает темпы. Перенаселение больших городов – это свершившийся факт. Тем не менее масштабы внутренней миграции можно уменьшить. Если людям в глубинке будут доступны все те социальные, бытовые и культурные блага, которыми пользуются жители мегаполисов, то отток населения из сёл и малых городов сократится. Поэтому нам нужна взвешенная государственная социально-экономическая политика развития сельских и малых городских поселений.


У каждой страны есть свой опыт, наработки в этом направлении. Хотелось бы услышать о них от участников конгресса.


Другая актуальнейшая тема, которую нам предстоит сегодня обсудить, — влияние автотранспорта на окружающую среду. Транспортный шум и выбросы вредных веществ неизбежно порождают экологические проблемы и отрицательно влияют на здоровье людей. А это имеет прямое отношение к стабильному и успешному развитию наших государств.


Снижение негативных воздействий на экосистему зависит и от того, как налажена утилизация отслужившего автомобильного транспорта. Это новая для нас тема, потому что в СНГ переработка старых автомобилей и изношенных автопокрышек находится в зачаточном состоянии. А, например, Япония благодаря инновационным технологиям к 2012 году планирует выпускать до 90% новых автомобилей за счёт утилизированных. Европейские государства наметили достичь таких результатов к 2015 году. Причём, там производители автомобилей и автопокрышек сами платят за утилизацию. Надеюсь, мы сегодня более детально обсудим те условия и преференции, которые должны быть закреплены в законодательстве, чтобы подтолкнуть развитие утилизации автоотходов в наших странах.


Безусловно, создание комфортных и безопасных условий для жизни людей – первейшая обязанность органов государственной власти. Но без непосредственного участия в этом деле гражданского общества, научного и бизнес-сообществ не обойтись.


Эта идея полностью созвучна позиции Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева. Он неоднократно говорил, что большая часть функций, исполняемых государственными органами, должна быть передана в негосударственный сектор.


Возможные правовые механизмы такой деятельности общественных объединений в сфере безопасности на дорогах мы также должны обсудить на Конгрессе.


И это далеко неполный перечень тем, которые нам предстоит рассмотреть.


После первого нашего Конгресса произошли заметные перемены в организации дорожного движения на пространстве Содружества Независимых Государств. Парламентами наших стран были приняты новые законы и иные правовые акты в этой сфере. Нормативно закрепляются более высокие требования к инфраструктуре, дорожной экологии, службам спасения, оказанию медицинской и технической помощи на дорогах.


Российская Федерация и её парламент тоже не стоят в стороне от этих процессов. Продолжается работа над федеральным законом “О дорожном движении”, который должен урегулировать весь комплекс правоотношений в этой области. Принятый в ноябре прошлого года Федеральный закон “Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” содержит немаловажное дополнение транспортного законодательства. Этот закон в том числе устанавливает правовой режим платных дорог, без которых развитие дорожной сети уже невозможно.


Благодаря введению более жёстких санкций за нарушения правил дорожного движения в России удалось за семь месяцев снизить смертность на дорогах на 11,5% и аварийность – на 9%. Конечно, каждая сохранённая человеческая жизнь бесценна. Но более 15 тысяч погибших в дорожно-транспортных происшествиях с начала года – это страшная цифра. Причём, около 40% из них – пешеходы. С таким явлением мы раньше не сталкивались. Более того, наметилась опасная тенденция увеличения случаев гибели пешеходов в зоне пешеходных переходов. Только в Санкт-Петербурге в 2007 году под колёсами автомобилей погибли 63 человека.


Особо хочу сказать о безопасности в маршрутных такси, водителями которых являются гастарбайтеры. Многие из них плохо знают язык, не имеют лицензии, не понимают всю меру ответственности, которую они несут за жизнь людей. Первыми озабоченность этой проблемой выразили представители Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.


Однако предложения по ужесточению наказания за нарушение правил пересечения пешеходных переходов и не пока нашли поддержки у коллег из Государственной Думы. Я считаю, что эта инициатива должна обязательно найти отражение в Кодексе РФ об административных нарушениях.


Европарламент ещё в 1988 году принял Хартию о правах пешеходов. Думаю, надо внимательней ознакомиться с положениями этого международного акта. Если он приемлем для наших стран и будет способствовать сокращению смертности и травматизма пешеходов, то нужно безотлагательно к нему присоединиться и ратифицировать.


Пока же изменения к лучшему на дорогах идут очень медленно. Думаю, основная причина в том, что намеченные решения реализуются лишь точечно. Они не затрагивают весь комплекс проблем обеспечения безопасности дорожного движения.


Для того чтобы сдвинуть эту “глыбу”, нам необходимо:


создать современную дорожную инфраструктуру, которая максимально бы разделила пешеходов, автомобилистов и транспортные потоки;


целенаправленно вести пропаганду культуры поведения всех участников дорожного движения;


организовать более качественную подготовку водителей;


сделать опережающим законодательное сопровождение всех этих процессов.


Уже два года у нас в стране действует Федеральная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах”. В соответствии с ней начато масштабное строительство и обустройство автомобильных дорог в России.


До конца нынешнего года планируется сдать в эксплуатацию 1000 километров современных автомагистралей, а в 2009 году – ещё 1500. Конечно, для нашей страны это не так уж и много. Но если такой прирост будет ежегодным, то, возможно, удастся преодолеть одну из главных российских бед – отсутствие хороших дорог. Тем более что российское Правительство дополнительно выделило 100 млрд. рублей на ремонт и развитие улично-дорожной сети, транспортной инфраструктуры, решение других проблем снижения аварийности на автомобильном транспорте.


Хочу вас проинформировать, что Россия ратифицировала Конвенцию о взаимном признании и исполнении решений об административных правонарушениях правил дорожного движения. Теперь принцип неотвратимости наказания за нарушения правил дорожного движения вне зависимости от места их совершения будет действовать на территории всех стран-участниц Конвенции.


Пока этот международный документ ратифицирован только Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Россией и Таджикистаном. Тем не менее, полагаю, что мы существенно продвинулись по пути гармонизации правовых систем государств Содружества в сфере безопасности дорожного движения. Считаю это направление сотрудничества очень перспективным. Подобная схема давно действует в европейских государствах и хорошо себя зарекомендовала. Поэтому я призываю все страны СНГ присоединиться к Конвенции, чтобы поставить надёжный правовой заслон лихачам на дорогах. Предлагаю также подумать о расширении перечня нарушений правил дорожного движения, подпадающих под действие Конвенции (например, выезд на встречную полосу движения, проезд на красный сигнал светофора). Считаю своевременным начать совместную разработку подобного документа со странами Балтии, другими сопредельными государствами.


В марте нынешнего года на 62-й сессии Генеральной ассамблеи Организации Объединённых Наций была принята резолюция “Повышение безопасности дорожного движения”. Резолюцию разрабатывала Россия вместе с Оманом. Текст этого документа – у вас на руках. Хотелось бы узнать ваше мнение об основных положениях этого международного правового акта.


Как вы знаете, в 2009 году в Москве пройдёт Первая глобальная конференция по безопасности дорожного движения под эгидой ООН. В настоящее время начата активная её подготовка. Конференция будет посвящена комплексному обсуждению безопасности дорожного движения в мире и его влиянию на социально-экономическое развитие стран. Эта проблематика созвучна вопросам, которые предстоит рассмотреть и на нашем Конгрессе.


Думаю, что идеи и предложения, которые будут высказаны вами сегодня, должны стать достоянием всего мирового сообщества. Надеюсь, что выработанные нами решения помогут сократить аварийность и смертность на дорогах и укрепить наше общее транспортное пространство.


Как говорил Аристотель: “Жизнь требует движения”. От себя добавлю – безопасного движения”.