Тезисы выступления на совещании Президента РФ В.В.Путина с членами Правительства и Совета Федерации 5 сентября 2005 года

5 сентября 2005

Уважаемый Владимир Владимирович!


Уважаемые коллеги!


Обсуждаемые сегодня вопросы находятся в центре внимания российского общества. Интерес к экономической политике государства обусловлен в значительной степени тем, что впервые за последние годы появились реальные возможности решать задачи, на которые раньше просто не хватало средств, а, зачастую, и политической воли.


Российское государство перестало быть не только нищим, но и бедным. Сейчас в руках государства появилось достаточно средств, чтобы формировать и целеустремленно реализовывать национальную социально-экономическую политику, направленную, прежде всего, на повышение уровня и качества жизни российских граждан.


Наступил этап перехода от антикризисного управления путем «латания дыр» к реализации долгосрочной стратегии развития. Жизненно необходим и реально возможен устойчивый экономический рост, который позволит решить большинство социальных проблем.


Весной 2005 г. обсуждалась возможность снижения ставки НДС с 18 до 13%. Была определена «цена вопроса» – 326 млрд. руб. выпадающих доходов в бюджете 2006 г., по данным Минфина. При этом экономические ведомства пришли к выводу, что снижение расходов бюджета из-за потери доходов сделает результат такой меры нулевым или даже отрицательным с точки зрения экономического роста.


Но сегодня, когда проект бюджета готов, очевидно, что нет необходимости снижать расходы бюджета. Выпадающие доходы составляют менее половины гигантского профицита (776 млн. рублей, 3,2% ВВП), в 2,8 раза больше 2005 года. В этих условиях снижение НДС, который платят практически все предприятия, станет мощным импульсом для развития российского производства, всего российского бизнеса, для повышения темпов экономического роста. Это своеобразное лекарство от “голландской болезни”: нефтяные сверхдоходы трансформируются в конкурентные преимущества (низкие налоги) для производства.


В проекте бюджета на 2005 год оценивается позитивно, как первый шаг, выделение инвестиционного фонда в размере 70 млрд. руб. Тем самым признается, что государственные инвестиции способны стать фактором ускорения экономического роста, повышения его качества, еще одним механизмом для использования конъюнктурно высоких доходов, получаемых сейчас нашей страной, в интересах экономического развития.


Но надо ответить на вопрос: все ли возможное здесь сделано и по объему, и по направлениям использования государственных инвестиций? Представляется, что это далеко не так. За счет сокращения непомерного профицита бюджета нужно увеличить сумму инвестиционного фонда, а его средства направить не только на инфраструктурные проекты, но и прямо на производственные инвестиции в стратегически важные высокотехнологичные отрасли. В том числе на проведение реорганизации и модернизации аэрокосмического комплекса в рамках создания государственной корпорации.


К числу возможных приоритетных расходов инвестиционного фонда предлагаю отнести расходы на строительство метрополитенов. Сегодня соотношение между регионами и центром на строительство метро составляет 80 на 20 процентов, где 20 процентов – это доля федерального бюджета. Необходимо довести эту пропорцию до 50 на 50. Данные вложения требуют больших средств, что по силам только федеральному бюджету (инвестиционный фонд) и они не вызовут инфляцию (8 действующих метрополитена, 4 строящихся, 3 проектирующихся – это полностью проработанные проекты).


Центральный вопрос повестки дня – роль и место государства в российской экономике.


Сейчас в экономике России одновременно и слишком много государства, и слишком мало. Государство практически устранилось из сфер эффективной экономики, где просто необходимо государственное участие и государственное регулирование. При этом государства непозволительно много там, где административное вмешательство и чрезмерный контроль не нужен или просто мешает делу.


Полагаю, что государство должно возвратиться в экономику в качестве полноправного и могущественного участника экономических и социальных процессов.


Может быть, кому-то покажется парадоксальным, но в России наиболее выгодной и наиболее продвинутой сферой для инвестиций является “человеческий капитал”. Надо коренным образом изменить мнение о том, что социальные расходы имеют нулевую, а то и отрицательную экономическую эффективность.


Улучшение жизни граждан влечет за собой рост их экономической и трудовой активности.


Российскому государству сейчас, как никогда, необходима единая социальная стратегия. Для обеспечения эффективного инвестирования государственных средств в социальную сферу требуется разработка национальных программ в здравоохранении, демографии, образовании, жилищной политике, социально-трудовых отношениях.


Для их реализации можно (а я полагаю и нужно) создать специальный «Фонд социального развития». Состояние золотовалютных запасов и Стабилизационного фонда позволяют России создать своеобразный «Фонд будущих поколений».


Финансовые ресурсы государства позволяют проводить последовательную политику повышения доходов населения. Одновременно должны решаться две задачи: ликвидация массовой бедности и формирование массового среднего класса. Представляется своевременным приступить к реализации государственной программы целевых социальных потребительских кредитов. Такие кредиты, предоставляемые на максимально льготных условиях определенным категориям граждан, прежде всего работникам бюджетной сферы, для приобретения домов, квартир, дачных участков, машин позволят существенно улучшить обстановку, особенно в глубинной России. Кредиты в совокупности с дифференцированной системой поддержки семей могут стать основой для решения российской «проблемы века» – демографии. Не случайно Президент в своих посланиях постоянно подчеркивает ее остроту и важность. Это необходимо отразить и в бюджете. В рамках начинающегося значительного повышения заработной платы бюджетников надо ввести дифференциацию, отражающую количество детей в семье. Каждый ребенок означает увеличение расходов семьи на 50%. И людям приходится выбирать между детьми и достатком. Рынок не может решить эту проблему. Только государство способно обеспечить рост доходов семей с детьми, который станет материальной базой повышения рождаемости.


Надо вернуться и к предложениям по государственному финансированию ипотечного кредита. Обеспечение жильем – это важнейший элемент не только демографической, но и социально-экономической политики вообще. За счет средств бюджета можно и нужно выделить средства на то, чтобы давать больше ипотечных кредитов и снизить уровень процентных ставок по ним. Причем выделение льготных кредитов должно быть увязано с семейным положением получателей.


Важнейшая стратегическая задача государства – возрождение села. Уже больше десяти лет российское село живет, работает и производит продукцию скорее не благодаря, а наперекор проводимым экономическим реформам. Имеет место фактическое неравноправие сельских жителей и горожан в экономической и социальной сферах. Продовольственная безопасность российского государства напрямую зависит от импорта, покрывающего 45% потребления.


Совет Федерации считает, что финансовая поддержка сельхозпроизводителей со стороны государства должна стать одной их основных статей государственных расходов. На эти цели должно выделять не менее 10% бюджета (в десять раз больше чем сейчас). Централизованные закупки урожая должны достигать до 40% его объема. Средства из бюджета на зерновые интервенции необходимо увеличить в 2,5-3 раза, и деньги должны быть выделены уже к июлю каждого года.


Цели и задачи общенациональной социально-экономической политики должны трансформироваться в согласованные программы социально-экономического развития регионов. Удвоение ВВП – результат роста валовых региональных продуктов. Перед государством стоит задача не просто оказывать финансовую поддержку субъектам Российской Федерации, а формировать такую политику в социально-экономической, бюджетной, собственно инвестиционной сферах, которая бы системно стимулировала развитие регионов и поощряла их достижения.


Сейчас повышение налогового потенциала регионов приводит к увеличению изъятия налогов. Отсутствуют стимулы к расширению налоговой базы. Надо поощрять те субъекты Федерации и муниципальные образования, которые перешли из категории реципиентов в категорию доноров. Поощрять тех, кто введет 131 ФЗ с 01.01.2006 г.


Вызывают беспокойство региональные аспекты бюджета. В 2006 г. начинается реализация реформы полномочий субъектов Федерации и муниципалитетов. И хотя финансовая помощь регионам по проекту бюджета возрастает до 430 млрд. руб., нет полной уверенности, что этой суммы хватит, так как ни точный перечень передаваемых регионам полномочий, ни их реальная стоимость пока не определены.


Совет Федерации имеет конкретные предложения по стратегии развития территорий в рамках федеральных и региональных программ. Такие предложения поддержаны Советом законодателей. Мы надеемся на внимание к этим проектам Правительства Российской Федерации.


Отдельно отмечу остроту вопроса по строительству дорог. К сожалению, распределение субвенций на дорожное хозяйства по субъектам Федерации на 2006 год прошло без участия трехсторонней рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений. Отсутствие целевых доходных источников не позволяет создавать территориальные дорожные фонды.


Увеличение субвенций не всегда приводит к росту финансирования дорожного строительства. Совет Федерации подготовил в порядке законодательной инициативы проект федерального закона «О дорожных фондах».


В нем предложено выделить целый ряд налоговых и неналоговых источников на финансирование дорожное хозяйства, но при условии создания субъектами Федерации своих региональных дорожных фондов. Тот регион, который принимает решение создать на своей территории дорожный фонд, получает из федерального бюджета дополнительную субсидию на развитие дорожного хозяйства. Это хороший стимул целевого использования денег на дороги.


Целесообразно рассмотреть вопрос о закреплении за приграничными субъектами Федерации доли от таможенных пошлин. Это снизит напряженность с исполнение бюджетов этими территориями, сократит серый импорт, создаст стимул для наращивания собственной налоговой базы. И, главное, улучшит жизнь населения.


Уважаемый Владимир Владимирович!


По Вашему поручению продолжается работа над законопроектом “О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации”. Этот законопроект сейчас весьма актуален для развития и укрепления сотрудничества со всеми приграничными государствами.


Проведены заседания рабочей группы по доработке законопроекта с участием представителей министерств и ведомств.


Эта законодательная инициатива в основном поддержана министерствами, в том числе МИД России, Минрегионразвития России, Минэкономразвития России. Остающиеся вопросы могут быть решены после принятия законопроекта в первом чтении.


Возвращаясь еще раз к теме разграничения полномочий, надо признать, что отдельные полномочия не были учтены при разграничении и не все закрепленные полномочия были разграничены оптимально.


Это проверяется жизнью и надо вовремя и правильно на это реагировать. Совет Федерации поддерживает передачу на уровень субъектов Федерации дополнительных полномочий.


Над соответствующим проектом закона нам еще предстоит серьезно работать. Но уже сейчас ясно, что их передача в 2006 году не обеспечена финансовыми ресурсами регионов. Поэтому надо заложить резерв в межбюджетные трансферты на финансирование передаваемых полномочий.



Уважаемый Владимир Владимирович!


Уважаемые коллеги!


Российская экономика переживает этапный период – осуществляется переход к стратегии развития и управления экономикой на основе программно-целевых методов бюджетного планирования. Впервые реализуется модель среднесрочного бюджетного планирования, позволяющая ставить перспективные цели и ориентиры, выделять на их достижение необходимые финансовые ресурсы.


Определена стратегическая задача – удвоение ВВП России. Её решение должно существенно повысить уровень социально-экономических условий жизни российских граждан.


Перед нами, как законодателями, стоит задача формирования качественно новой правовой системы, ориентированной на достижение целей развития страны. Именно с этих позиций Советом Федерации был осуществлен комплексный мониторинг правоприменительной практики и подготовлен Доклад “О состоянии законодательства Российской Федерации”. Это позволило выявить наиболее узкие и уязвимые места в нашем правовом пространстве.


Разработанные планы законотворческой работы Федерального Собрания и Правительства показывают, что впереди предстоит очень напряженный парламентский год, в котором мы совместно будем реализовывать переход к “программно-целевому формированию законодательства”.


Спасибо за внимание.